Русская линия
Народное радио Николай Маслов30.05.2007 

Значение объединения Русской Православной Церкви

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, несомненно, важнейшим событием мая является подписание акта о каноническом общении Русской Православной Церкви (Московского патриархата) и Русской Православной Церкви за рубежом. Многих наших радиослушателей интересует, как вы оцениваете это событие. В какой мере можно говорить о том, что действительно закрывается та трагическая глава истории нашей страны, которая привела к расколу русской нации?

Николай Маслов: Всему виной была революция. Мы не будем говорить, какие причины привели к революции, и я не совсем разделяю позицию уехавших, хотя всегда легко что-то обсуждать за столом, в спокойной обстановке. Ситуация в те времена была критическая, оставшиеся люди рисковали собственной жизнью, а иногда шли на мучения, что, может быть, еще страшнее, поэтому, мне кажется, те люди, которые выехали за рубеж и расторгли общение с Церковью, оставшейся здесь, приняли поспешное решение, даже малодушное. Конечно, так они смогли сохранить себе жизнь. Кто-то из них жил за границей лучше, кто-то хуже. В это время здесь десятки тысяч людей подвергались преследованиям, погибали на Соловках и в других лагерях, причем оканчивали свою жизнь в муках, но, тем не менее, Церковь обеспечила верующим людям и службу, и таинства.

Священнослужители проявили неимоверный героизм, верность и любовь к Богу, к собственному народу, к своей стране. Ни одна власть, никакая партия никогда так не жертвовали собою ради народа, а защищали, в основном, свои собственные интересы, в то время как Православная Церковь на протяжении веков, особенно в ХХ веке, жертвенно служит Богу и своему народу. Церковь всегда становилась непобедимым, непреодолимым щитом, поэтому сегодняшнее объединение — это событие эпохальное. Люди одной нации, одной веры, одного языка, бывшие в течение нескольких десятилетий во вражде нашли в себе силы сделать такой шаг.

За этот героический поступок нужно отдать должное, прежде всего, нашему патриарху Алексию II и митрополиту Лавру, которому пришлось преодолеть определенное сопротивление. С той стороны сначала не было полного единодушия, но с Божией помощью все устроилось. Конечно, здесь сыграл свою роль и президент, и другие участники, но всегда есть главные действующие лица, которые ставят свои подписи. Подписание акта о каноническом общении можно назвать началом воссоздания Российской державы.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, после подписания акта делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Лавром отправилась в Курскую Коренную пустынь. Я знаю, что вы там встречались с этой делегацией и с митрополитом, и нам будет интересно узнать не только вашу общую оценку этому явлению, но и личные впечатления от общения с этими людьми.

Николай Маслов: Некоторых епископов, в частности, Михаила Женевского я немного знал и до этого. Мои курские друзья ездили в Америку и тоже участвовали в организации приезда американской делегации. Главная причина, по которой делегация поехала именно в Курскую Коренную пустынь, состоит в том, что подлинник чудотворной Курской Коренной иконы Божией матери был увезен в Америку, а в пустыни есть копия, список с нее. Митрополит Ювеналий пригласил митрополита Лавра, и вся делегация там пробыла несколько дней. Я участвовал в переговорах, встречах, и мне показалось, что это объединение в какой-то степени прямо переносит в нашу русскую жизнь обычаи и обряды той русской интеллигенции, которая была в царской России. На чужбине люди больше сохранили возвышенное представление о России, которую они помнят, и которую хотели бы увидеть вновь. Мы это представление немного растеряли в суете, продвигаясь вперед всего мира, поэтому и в этом объединение принесет нам пользу.

Конечно, интересен сам митрополит Лавр. Ему уже около 80 лет, но он мужественно посещал все собрания, куда его приглашали. В паломническом центре Коренной пустыни было несколько встреч с мирскими людьми, на которых присутствовали и губернатор, и правительство Курской области, и депутаты, и общественность. Конечно, там все время спрашивали, не собирается ли Русская Православная Церковь за рубежом передать тот образ, который был ранее в пустыни? На этот вопрос ответил очень правильно, как мне кажется, епископ Михаил Женевский. Он сказал, что, конечно, можно передать икону, но сегодня она является связующим звеном между православным зарубежьем и Россией, и эта связь ослабнет. В России люди понимают, что их святыня находится в Америке, а православные русские люди, живущие в Америке, в Европе (икона все время путешествует по разным странам) как бы соприкасаются с Россией через эту икону. Сейчас нужна эта связь поколений, связь людей, связь стран.

Я думаю, что лучшим шагом было бы сделать так, чтобы раз в год устраивать крестный ход, например, Америка — Европа — Россия. У русского человека очень бережное отношение к святыням. Такой крестный ход между континентами и между странами, принес бы пользу для всех. А возвращение? Ну, придет время, можно будет говорить и о возвращении иконы.

Игорь Шишкин: В то самое время, когда в Курской Коренной пустыни была делегация Русской Православной Церкви за рубежом, там же, в паломническом центре, проходили два круглых стола. Один был посвящен нравственности в средствах массовой информации, второй — проблеме нравственного воспитания в системе образования при выполнении национального проекта «Образование». Оба этих круглых стола были организованы вами, совместно с аппаратом полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Полтавченко.

Николай Маслов: Да, соединились эти мероприятия случайно, но эта случайность стала знаковым событием.

Игорь Шишкин: Несколько лет назад никто бы не подумал, что сегодня возможно воссоединение двух ветвей Русской Православной Церкви и, одновременно, никто тогда не смог бы сказать, что соберутся в одном месте министры печати всех губерний, входящих в Центральный федеральный округ, и министр образования России, чтобы обсудить проблемы нравственного воспитания в школе и проблемы нравственности в журналистике. Какие же должны произойти большие изменения в массовом сознании и в общественном сознании, чтобы руководители среднего звена озаботились этими проблемами и открыто бы их обсуждали? Если обратиться к той резолюции по проблемам нравственности в СМИ, которая была принята единогласно всеми министрами по делам печати и информации, то просто диву можно даваться, читая ее текст.

Николай Маслов: Наша страна проходит трудный путь, но в обществе всегда находятся люди, неравнодушные к той или иной проблеме, в частности, к состоянию средств массовой информации. Наш Фонд, помимо того, что мы много лет занимались с педагогами, и, благодаря нашей, в том числе, активной деятельности, воспитание возвращается в школы, полтора года назад начал заниматься журналистикой. Мы составили хартию «Журналисты за нравственное общество», провели форум «Журналисты за нравственное общество», потом совместно с Министерством культуры учредили национальную премию. Сейчас мы добились (Полтавченко дал согласие, и мы за это ему благодарны), чтобы провести круглый стол «Журналисты за нравственное общество». Пригласили всех ответственных людей Центрального федерального округа из восемнадцати регионов. Это были министры и заместители министров, которые отвечают за СМИ, за общественные организации.

Все осознали, что средства массовой информации играют огромную роль, но, к сожалению, в большинстве случаев отрицательную, что средства массовой информации стали просто хорошим бизнесом для многих. У нас есть закон о СМИ, и я не вижу в самом этом законе каких-то противоречий. Там сказано, что СМИ должны освещать новости, политику и все остальное, но они стали чисто рекламными брошюрами, причем с нехорошим содержанием. Мы поэтому и объединили сразу круглый стол, посвященный воспитанию, и круглый стол, посвященный СМИ, пригласили людей, отвечающих за педагогику и отвечающих за журналистику. И вот специалисты, которые работают в одном и том же, например, Белгородском крае, впервые собрались вместе и поговорили о проблемах, стоящих перед обществом. Нам было приятно, что чиновничий люд в регионах, по крайней мере, те чиновники, с которыми мы встретились, полностью одобрили нашу позицию.

Мы предложили ввести наблюдательные советы. «Народный контроль» уже сейчас приступит к повсеместному созданию этих советов, в которые будут приглашены педагоги, религиозные деятели, врачи, ученые — в каждом регионе тридцать, сорок человек. Само общество должно открыто сказать, что какая-либо газета настолько разлагает нравы, что из-за нее растет преступность, что распространение разврата, убийств, покушений на жизнь близких — это тоже вина, например, какой-то газеты Белгорода, или Курска, или Твери. Мы в этих наблюдательных советах будем собирать эти сведения, будем выносить на всеобщее обозрение фамилии редакторов, главного редактора, журналистов, ответственных за недостатки содержания. Иногда это бывают даже не недостатки, а преступления, например, когда журналисты течение недели каждый день писали, что патриарх умер, а он просто находился на лечении, и никто не понес никакой ответственности.

Нужно знать, кто это пишет, что это за газета, и говорить об этом во всеуслышанье. А тот, кто покупает эти газеты, становится тоже соучастником этих безобразий. Если общество согласно с тем, что можно живых хоронить, то пусть оно в этом признается, и тогда кара распространится на всех, но если, как мы точно знаем по опросам, 70 — 80 процентов населения за цензуру в СМИ, то тогда нужно сегодня же формировать такие наблюдательные советы. Мы знаем, что все равно результата мы добьемся, потому что за предыдущие годы мы много чего уже реализовали. Под лежачий камень вода не бежит.

Нас полностью поддержали и Полтавченко, и участники из восемнадцати субъектов Федерации. Наблюдательные советы должны защищать добротность средств массовой информации, защищать свободу слова, очищать наше общество от той проказы, которая сегодня есть в СМИ. Кто-то должен был проявить инициативу, и вот я, в частности, и мои коллеги эту инициативу проявили. Мы месяц готовились к этим круглым столам, провели их, и сейчас начнется, я в этом больше чем уверен, такое движение по России.

Эти резолюции будут рассматриваться на совете губернаторов, пойдут и в другие округа. Нужно будить общество, тем более, что оно созрело для этого. Чиновники не решаются начать этот диалог, боятся за свое кресло, а мы как раз боимся обратного, того, что наше неучастие в этом деле приведет к новым бедам, которые и так валятся на нашу страну. Если мы не будем защищать себя от аморальных действий, то и сами будем страдать. Мы приняли вызов и начинаем работу со средствами массовой информации по полной программе.

Игорь Шишкин: Когда я собирался ехать на этот круглый стол, у меня было довольно скептическое к этому отношение. Я думал, что в очередной раз соберутся руководители, отвечающие за СМИ, поговорят о том, как нехорошо быть безнравственными и как хорошо быть нравственными, и с трудом представлял себе, как чиновники могут свободно говорить на эту тему. Но когда я послушал их выступления, я понял, что градус общественного неприятия уже настолько велик, что органы власти не могут этого не замечать. Эти люди готовы были не только обсуждать и анализировать проблему с научной точки зрения, но и отвечать за свои слова. Они понимали, что, поставив свою подпись под каким-либо документом, они сами же будут воплощать принятые решения в своей практической деятельности.

Николай Маслов: Да, высказались все, мы даже услышали мнение представителя Министерства образования, что без возвращения к воспитанию дальше дело не пойдет и они уже наметили первые шаги. В резолюции учтено и общее пожелание, что нужно оценивать работу педагога и школы не только по количеству пятерок и четверок в аттестате, а по тому, какой человек выходит из школы по уровню воспитания. В Белгороде разработали систему критериев, по которым можно оценить воспитательную деятельность педагога школы или вуза, а это одна из главных наших задач, которые мы хотели провести: вернуть воспитание как приоритет в систему образования и выработать критерий оценки, чтобы в национальных проектах были не только голые цифры, говорящие о количестве компьютеров и размере заработной платы, но чтобы в основе национального проекта по образованию лежал духовно-нравственный аспект воспитания.

Все участники восприняли и поняли важность этой инициативы, но было несколько человек, которые мне келейно сказали, что они понимают, насколько это нужно, чувствуют, насколько глубоки потери в обществе из-за отсутствия воспитания, но если воспитание вернуть в школы, то, значит, школа станет субъектом, отвечающим, в том числе и за качество жизни, и за преступность, и за многое другое, а такая ответственность у них вызывает содрогание.

Игорь Шишкин: В выступлении представителя Белгорода прозвучала очень важная мысль о том, что необходимо не только вносить элементы духовно-нравственного воспитания в школьную подготовку, но и более широко участвовать в воспитании граждан России. Эту мысль сразу же подхватили почти все участники круглого стола. Именно так стояла задача: создать программу духовно-нравственного воспитания граждан России.

Николай Маслов: Сегодня школы в небольших городах и в деревнях стали центрами не только образования, но и воспитания, культуры и порядка. Об этом говорили многие выступавшие. Например, в местечке Свобода, где мы проводили круглые столы, есть большая школа, в которой такая дисциплина, какой я еще не видел. Там все дети и все подростки со всеми взрослыми здороваются. Если там какой-нибудь ребенок не пришел на занятия один день, то это считается ЧП в масштабе Курской области, родителей вызывают в школу и разбираются, почему ребенок пропустил занятия. Такой порядок заведен директором школы. Соответственно у них очень высокий уровень образования, воспитания, практически отсутствует хулиганство.

В теории, может быть, мы их опережаем, а на практике губернаторы и мэры успешно преодолевают все трудности и ликвидируют проблемные точки на вверенных им территориях. Губернатор Белгородской области Игорь Степанович Савченко тоже идет на шаг впереди всех в практической плоскости. У него все усилия власти направлены на создание здорового образа жизни, и результаты в области отличные.

Игорь Шишкин: А какое давление они испытали? Они рассказывали, как к ним все федеральные СМИ сразу слетелись, чтобы посмотреть, что у них происходит.

Николай Маслов: В мире всегда существует добро и зло, а поскольку зло существует, то, естественно, оно противится тому, чтобы нравственные основы возвращались в школу. Тем деятелям, которые это зло пропагандируют, выгодно, чтобы весь народ жил во зле, чтобы у человека только челюсти хорошо работали и жевали жвачку, чтобы он употреблял наркотики, бился, ругался. Над этим они и трудятся, действуя через средства массовой информации. Им нужен хаос. Но людей доброй воли тоже немало, их нужно только завести и организовать, что мы с большим удовольствием и делаем.

Для меня есть порядок ценностей, и, я считаю, если народ не сохраняет основные ценности, веру и язык, то ему тяжело жить. В советское время отрицалось существование Бога, был распространен атеизм, но, тем не менее, в системе образования оставалось главное — воспитание совести. Но совесть — это и есть закон Божий, только написанный в сердце человека, и человек должен сохранять свою совесть, то есть заложенный в сердце человека нравственный кодекс.

Возврат воспитания даст толчок к образованию, к дисциплине, и здесь выиграют все. Россия богатая страна, но мы теряем свое собственное население, и если говорить о демографии, то здесь дело не столько в количестве населения, сколько в качестве. Нехватка педагогов порождает цепную реакцию, и завтра некому будет выпекать хлеб, сесть за руль автобуса, и это очень серьезная проблема для страны. Мы об этом говорили еще десять лет назад, в 90-е годы, но, видимо, всему свое время.

Слава Богу, что сегодня власть на местах сообразила, и каждый по-своему начал внедрять какие-то элементы воспитания, заставлять чиновников приходить вовремя на работу, активно заниматься делом. Все нужно начинать с мелочей, и тогда измениться ритм жизни и отношение к жизни, и все остальное устроится.

Игорь Шишкин: У нас звонок. Алло, вы в эфире.

Галина Александровна: В 41-м году, в тяжелое голодное время я училась в Энергетическом институте. На экзамене по теоретической механике наш преподаватель Шафаревич (наверное, родственник теперешнего академика Шафаревича) заметил, что один студент списывает, и обратился не к нему, а к нам со словами: «Неужели вы когда-нибудь подадите руку человеку, который пытается обмануть преподавателя?»

Николай Маслов: Да, это серьезно, это призыв к совести. На круглом столе по журналистике мы тоже предложили сделать так, чтобы внутри журналистской среды не подавали руку тому журналисту, который врет в своих статьях или репортажах, например, пишет о живом человеке, что он умер.

Игорь Шишкин: Тем, кто сознательно лжет.

Николай Маслов: Да. Те, кто врет, кто разрушает Родину, разрушает мораль, должны стать изгоями общества. Эти люди со всеми их грехами должны быть всем известны, и все будут их чураться, даже ехать с ними в одном троллейбусе будет стыдно. Может быть, тогда они поймут, что врать нельзя.

Но это одна проблема. А есть и другая: многие журналисты перестали красиво, талантливо писать о хорошем. На круглом столе говорилось о том, что нужно научить журналистов (особенно молодых) так писать о хорошем, чтобы это было интересно. Борьба за правду — это главная и очень серьезная работа.

Мы уже неоднократно говорили о том, что, когда на дворе темнеет, то в доме включают свет. Так и здесь. Во всем мире темнеет. Не зря Русская Православная Церковь за рубежом возобновила каноническое общение с нашей Церковью. Они поняли, что там совсем темно, и если тот небольшой свет, который в России разгорается с каждым днем, не осветит им немного путь, то будет совсем плохо. Поэтому будем делать конкретные дела, дорогие друзья. Пусть эти наблюдательные советы за СМИ будут общественными, какими они и должны быть, пусть для них нет специального закона, но ведь у нас есть закон о правах потребителя, есть в Конституции статья о правах человека, есть много других нюансов, которые защищают наши права.

Сегодня нужно создавать на местном уровне общественные советы, которые будут давать заключения о работе тех или иных средств информации. Все эти заключения пойдут в копилку президенту, и он увидит, что общество уже не хочет слушать, видеть и читать непотребную продукцию. Почему-то мы все бьем в колокола, если нам продали плохую колбасу, а когда миллионы людей травят душу, а при больной душе и тело больное, то этим никто не занимается. Почему? Этот вопрос мы жестко поставили на повестку дня наших круглых столов. Нас все поддержали единогласно, и никто не побоялся за свою должность. Сейчас нужно это дело разворачивать.

http://www.narodinfo.ru/articles/detail.php?ID=23 579


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика