Фонд «Русская Цивилизация» | Александр Музафаров | 29.05.2007 |
Критерием, определявшим отношение к каждой национальной группе являлись исторические обстоятельства вхождения оной в состав империи и ее лояльность по отношению к властям. Так, вошедшая почти одновременно с Финляндией в состав России Польша, имевшая первоначально не только свою конституцию, но и свою армию, в результате ряда восстаний лишилась всех прав автономии.
Как правило, власти империи терпимо относились к национальным, культурным и социальным организациям, но жестко пресекали какие-либо политические объединения.
Такие же принципы применялись и по отношению к народам, которых некоторые именовали «дикими». Им разрешалось сохранять внутреннее самоуправление, при условии отказа от наиболее жестоких обычаев (например, кровавой мести), но при этом они были поставлены под жесткий контроль имперской администрации и, главное, не имели никакой юрисдикции над проживающим на их территории русским населением.
Кстати, перестать быть инородцем тоже никто не запрещал — достаточно было принять православное крещение и жить по русским обычаям.
В отличие от Российской Империи большевистский СССР был не национальным, а интернациональным государством, которое в перспективе должно было объединить под собой весь земной шар, о чем недвусмысленно говорилось в «Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик»: «Воля народов советских республик, собравшихся недавно на с’езды своих советов и единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным об’единением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути об’единения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.»
Перед тем, как идти «освобождать другие народы от гнета капитала» большевики занялись созданием универсальной государственной системой, коя и была зафиксирована в Конституции СССР 1936 года. Как превратить национальное государство в плацдарм интернациональной коммунии? Эту задачу большевики решали следующим образом — из состава России были выделены национальные протогосударства-республики (сначала 3 потом больше в итоге 14) кои стали усиленно развиваться как национальные социалистические государства. В ряде случаев творились не только страны, но и нации — украинцы к примеру.
Естественно, что творчество сие происходило главным образом, за счет ресурсов России, переименованной к тому времени в РСФСР.
По отношению к русским политика большевиков была иная — если прочие нации СССР надо было «поднять» до уровня протогосударственности, то русских, лишенных октябрьским переворотом государственности полноценной, надо было на этот уровень опустить.
При этом целью ставилось именно снижение уровня русской нации, а не полное уничтожение оной, как иногда полагают, именно поэтому во второй половине 30-х годов большевики начали выправлять крен в сторону восстановления куцей версии русского самосознанания…
Еще больше уступок русским большевики были вынуждены сделать в ходе войны, понимая что без консолидации всех сил общества войну не выиграть…
Но эти уступки были во многом взяты назад при «кукурузном Никите».
В результате этой политики, на момент распада Советского Союза мы имели развитые национализмы в республиках (что позволило им стать полноценными национальными государствами) и ослабленное чувство национального самосознания у русского народа. Вот именно эта слабость национального сознания русских и является главной проблемой современной России в национальном вопросе. Если национальные культуры всяких -«станов» культивировались в течение 70 лет, то русская национальная культура в это же время подвергалась ограничениям, а отдельные направления преследовались… Если мавзолей бандита с большой дороги ставшего Эмиром эмиров Тимура бережного сохранялся в Самарканде как «Памятник культуры народов востока», то «памятник царским сатрапам» на Бородинском поле был взорван….
И не он один…
Ослабленное национальное чувство у русских не дало возможности сделать Россию вновь национальным государством русского народа, а превратило ее в осколок СССР, где на смену социалистическому интернационализму пришел либералистический космополитизм….
Отдельные наши сверхпатриоты винят в этом, как водится, преступной режим, называют ЭрЭфию колонией для русских и т. д. Думается, они не правы и не правы вот в том, что само русское общество не ставит покамест вопрос о своем национальном государстве… Слишком уж долго ему промывали мозги, что Россия не для русских, а для…. для кого сейчас даже и сказать сложно…
Поэтому насущной задачей для решения национального вопроса в современной России является восстановление национального самосознания русского народа. Чтобы русские люди вспомнили, во-первых, что они русские, и, во-вторых, чтобы они вспомнили что значит быть русским…
А для этого надо вспомнить, а вернее учить свою историю как национальную, так и семейную, личную…
И тут есть один соблазн. Вспоминать, какими были настоящие русские люди — оно хоть и интересно, но сложно. А еще сложнее самому пытаться стать таким же… Вот и пытаются иные наши националисты переписать историю с чистого листа — создав свой новый образ русского национализма, русской нации, русского человека, имеющего весьма отдаленные связи с историческими русскими. Чуть поскреби этого «нового русского националиста» и на поверхность вылезет белобрысый молодец в коже с граммовым мечом в руке… Кстати, во многом именно поэтому русские националисты представляют собой кучку маргиналов и не имеют широкой общественной поддержки. Казалось бы, парадокс — в обществе есть запрос на восстановление русского самосознания, а тех, кто сие пытается делать, общество всерьез не воспринимает. И говорит это о том, что связь с историческими корнями до конца еще не утеряна и фальшивку русские люди отличают….
Сейчас в стране есть только одна организация, которая постепенно медленно и кропотливо работает над восстановлением русского самосознания. Эта организация одна из немногих, кто никогда не исключала из своего название слово «Русский». Речь идет о Русской Православной Церкви. Только Церковь, заново воцерковляя народ, возвращает ему основу русского национального самосознания — Православие. В сущности, от успеха деятельности Церкви зависит сейчас возрождение и русского народа и по мере этого возрождения, возрождение русского государства….
Только Церковь предлагает сейчас адекватные, хотя и трудные решения в национальном вопросе. Только ее деятельность сможет привести к полноценному восстановлению русского самосознания.
Рост же самосознания национального повлечет за собой и формирование соответствующего запроса от общества к элитам. Не надо преувеличивать степень преданности элит идеям либеральной политкоректности. Элиты вообще слабо преданны абстрактным идеям. Если русский запрос будет достаточно силен, то элита реализует его (в том числе и внешне) просто хотя бы для того, чтобы сохранить свое привилегированное положение в обществе….
Восстановление национального самосознания русского народа и формирование общественного запроса на национальное государство — сейчас является одним из ключевых вопросов, от решения которого зависит будущее России и само существование нашей страны.