Русская линия
Фонд стратегической культуры Эдуард Попов28.05.2007 

Украина: кризис заморожен и набирает обороты

Сразу же после указа президента Украины В. Ющенко о роспуске Верховной рады наблюдатели задались вопросом, какие причины толкнули действующего президента на такой авантюристический шаг? Нам уже приходилось высказывать мысль о том, что роспуск Рады — следствие прямого вмешательства США, попытавшихся таким путем вернуть политическое доминирование «оранжевому» блоку или, если попытка не удастся, инсценировать на Украине затяжной политический кризис, который создаст еще одну «дугу напряженности» у границ России. В этих условиях силовой сценарий развития политической конфронтации становится не только реальным, но и фактически неизбежным. Тогда же было высказано предположение, что кульминация украинского кризиса наступит несколько позже, приблизительно в конце весны — начале лета.

Последние события подтверждают эти прогнозы. На Украине фактически уже запущен конфронтационный сценарий, разработанный в США. После усиленных консультаций В. Ющенко и Ю. Тимошенко с американским посольством на Украине и поездки Ю. Тимошенко в Америку на встречу с руководством Госдепа был издан памятный указ президента о роспуске Рады от 2 апреля. Любое развитие кризиса выгодно американской стороне, которая останется в выигрыше и от победы блока Ющенко/Тимошенко, и от раскола Украины. Сама же Украина обещает превратиться в Балканы Восточной Европы.

Еще накануне роспуска Верховной рады большинство экспертов по Украине высказывало сомнение в возможности запуска силового сценария. Между тем, неуступчивое поведение Ющенко, до последнего дня затягивавшего переговоры по назначению даты парламентских перевыборов, говорит о том, что ему был дан карт-бланш и обещана поддержка со стороны старших американских партнеров. Именно этим объясняется та смелость, с которой Ющенко шантажировал своих политических противников угрозой применения силы.

Напомним, что в ночь с 24 на 25 мая Ющенко собрал на совещание руководителей силовых ведомств и правоохранительных органов. В совещании участвовали министр обороны Анатолий Гриценко, начальник генштаба Минобороны Сергей Кириченко, и.о. председателя Служба безопасности Украины (СБУ) Валентин Наливайченко, секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Иван Плющ и заместитель секретаря СНБО Александр Турчинов. По итогам совещания никаких значительных заявлений сделано не было. Оно, собственно, и не для того собиралось. Это были консультации об условиях предстоящего силового подавления политических противников.

Единственным руководителем силового ведомства, не присутствующим на совещании, был глава МВД, ставленник премьера Виктора Януковича и Александра Мороза социалист Василий Цушко. Отсутствие Цушко на совещании подтвердило, что раскол захватил не только правящую элиту страны, но и силовые ведомства. События следующего дня, 26 мая, показали это вновь, доказав также готовность Ющенко идти на крайние шаги, вплоть до арестов и физического уничтожения своих политических противников и митингующих сторонников Партии регионов.

Как сообщили украинские и российские телеканалы, Внутренние войска МВД Украины вышли из подчинения министру внутренних дел и перешли под контроль президента. Информация о возможном втягивании внутренних войск (а также спецподразделений ГРУ) в конфликт поступала давно. В частности, еще в середине апреля депутаты Верховной рады от правящей коалиции совершили инспекционную поездку по некоторым воинским частям, которые, по полученной информации, должны были быть введены в Киев для разгона митингующих сторонников премьера и парламента и физического уничтожения лидеров коалиции.

Министерство внутренних дел — наиболее мощное силовое ведомство в сегодняшней Украине. Точнее, единственное силовое министерство, сохранившее и усилившее свой потенциал. Разваливающаяся украинская армия и находящаяся в состоянии постоянного реформирования СБУ, по мнению украинских экспертов, значительно уступают этому силовому суперведомству, которое своей мощью превосходит суммарные возможности других структур. В отличие от проамериканской и атлантистской Службы безопасности Украины (осколка КГБ УССР), в которой сейчас идут постоянные чистки и реформы, и нацеленного на вступление в НАТО Минобороны, украинское Министерство внутренних дел всегда стояло на патриотичных позициях. В свое время одной из причин победы «оранжевой» революции стала двурушническая роль отдельных руководителей-силовиков, прежде всего, руководства СБУ. В отличие от последней украинское МВД последовательно защищало государственнические позиции и поддерживало законную, пусть и не популярную власть, за что, вероятно, и поплатился жизнью экс-министр внутренних дел Юрий Кравченко.

Очень важно, что Василий Цушко, назначенный правительством на пост главы МВД относительно недавно, несмотря на то, что он не является профессиональным милиционером, сумел за короткое время завоевать авторитет среди подчиненных, чего не удалось его предшественнику, также социалисту Юрию Луценко. Действующий министр контролирует вверенную ему структуру, хотя выход из-под контроля внутренних войск — серьезное поражение сил коалиции.

Если добавить к этому, что коалиция установила контроль над генпрокуратурой, назначив на должность генерального прокурора непотопляемого Святослава Пискуна, то окажется, что в ее руках сконцентрировались мощные структуры, способные не только провести сугубо силовые акции, но и, к примеру, завести уголовные дела о коррупции в высших эшелонах власти. Вот почему первая стычка между «Беркутом» и Управлением госохраны (аналогом российской ФСО) произошла именно из-за попыток установить контроль над прокуратурой.

Действенные меры, принятые министром внутренних дел В. Цушко и лояльность подчиненных ему милицейских сил по недопуску в Киев подразделений внутренних войск, позволили коалиции добиться серьезной тактической победы в позиционной войне. В целом ее предварительные итоги можно расценить как победу с незначительным перевесом сил коалиции, поскольку ей удалось с помощью силовых рычагов и общественного протеста сорвать (пока) силовой сценарий. В то же время Ющенко продемонстрировал наличие у него серьезных властных ресурсов, главные из которых — контроль над силовыми ведомствами и Совбезом и над главами областных администраций и городов центрального подчинения.

В случае дальнейшей эскалации кризиса с элементами силового противоборства перевес, скорее всего, окажется на стороне Ющенко, который продолжает олицетворять все ту же непопулярную, но законную власть. Теперь, в отличие от ситуации 2004 года, Ющенко подготовлен к тому, чтобы пойти на вооруженный переворот и повторить опыт Ельцина октября 1993 года, расстрелявшего законный парламент. Вероятность такого исхода обусловлена даже не количественным соотношением войск, на которые может опереться каждая из сторон (как раз контроль над МВД делает шансы на победу коалиции в силовом противостоянии очень реальными), а другим: насилие со стороны президента Ющенко в 2007-м будет легитимировано Западом, тогда как насилие со стороны президента Кучмы в 2004-м было бы приравнено к преступлению против ДЕМОКРАТИИ, — священной коровы, которой приносятся кровавые жертвы по всему миру.

Назначенные по итогам 8-часового ночного заседания В. Ющенко, В. Януковича, А. Мороза, Ю. Тимошенко и И. Плюща перевыборы в парламент на конец сентября являются компромиссным решением (коалиция настаивала на проведении перевыборов в ноябре, оппозиция — в июне этого года). Перевыборы, как неоднократно уже отмечалось экспертами, принципиально ничего не решат. А значит, сохраняется реальность силового сценария.

Кризис на Украине лишь временно заморожен. На самом деле, он подспудно набирает обороты. И можно смело утверждать, что главные режиссеры кризиса, управляющие развитием событий из США, последовательно ведут дело к расколу Украины, который выгоден американцам настолько же, насколько он не выгоден России.

В случае, если американский план удастся, линия раскола пройдет по Днепру и Крыму с передачей последнего под контроль американского союзника в регионе — Турции (заодно это остановит рост исламистских настроений в турецком обществе и усилит позиции турецких военных). Создание на юго-западных рубежах РФ и на подступах к ЕС огромной по территории зоны нестабильности даст великолепный повод для очередного вмешательства США во внутренние дела других государств и решающим образом ослабит геополитических противников Америки в Евразии. Дальнейший ход событий будет во многом зависеть от динамики соотношения сил в преддверии парламентских и президентских выборов в России. В зависимости от исхода кампании «преемник-2008» или, точнее, для воздействия на ее ход и будет осуществляться американский план «раскол Украины».

http://www.fondsk.ru/article.php?id=755


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru