Вера-Эском | Священник Сергий Пентин | 25.05.2007 |
Знак Божий
Слободской Христорождественский монастырь в Вятской епархии прославился многими святынями. Одна из них — чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница» афонского письма, подававшая раньше многочисленные исцеления (на фото слева). Вокруг этой иконы не прекращалась монашеская молитва и после закрытия обители в советское время. Несколько изгнанных из монастыря монахинь жили поблизости от него в частном домике у двух верующих сестер — Ольги и Марии, там вместе и совершали свое правило. Сюда же, когда все храмы были закрыты, стекались на соборную молитву верующие со всего Слободского.К сожалению, мало что сохранилось до наших дней от разоренной обители. Из нескольких монастырских храмов уцелел только домовой Всехсвятский храм архиепископа Апполоса. Владыка последние годы своей жизни подвизался в этом монастыре и похоронен здесь же, в пещерах, вместе со своей матерью — схимонахиней Марией. Два с половиной года назад во Всехсвятском храме возобновлены службы. Рассказывая о монастыре, настоятель храма о. Сергий Пентин показал нам монастырскую святыню, которая сейчас хранится у него дома.
— А пришла «Скоропослушница» ко мне следующим образом, — рассказывает он. — Лет десять назад я первый раз пришел к бабушкам Анне и Марии Шубиным, чтобы исповедовать и причастить их. Обе они — настоящие молитвенницы и подвижницы, сохранили традиции монастыря, поскольку последние монахини жили как раз у них. Среди множества старинных икон у них дома я обратил внимание на этот благодатный образ. Икона мне сразу понравилась. Мария это заметила, спросила: «Что, понравилась?» «Да, очень понравилась!» — «Ну, будет ваша». И больше об иконе разговоров у нас не было, сколько бы я к ним ни приходил.
Прошло много лет. Четыре года назад Мария пришла ко мне незадолго перед своей кончиной: «Благословите меня, батюшка, я скоро умру, больше вас не увижу». «Ну, хорошо, — говорю ей после благословения, — когда будете там, то помолитесь за меня перед Божьим престолом». «Как Господь сподобит, и вы меня поминайте!» И вот мы разговариваем о ее смерти, как будто о каких-то обыденных делах. «А икону не забудьте взять, — напомнила Мария, — она чудотворная. Я вам ее обещала, пусть она ваша будет».
После этой встречи она сразу же умерла, а икона досталась мне. Принес я ее домой, стал внимательно изучать. На обратной стороне надпись: «Сия икона Божией Матери, именуемая „Скоропослушница“, писана и освящена во святом Афонском мужском общежительном скиту имени святого апостола Андрея Первозванного в 1849 году. Куплена в 1876 году октября 5-го дня у Родиона Даниловича Дубровки серебром и золотом за 5 рублей».
И вот меня взяло сомнение: на самом ли деле она чудотворная и в чем это выражается? Два года назад в праздник «Скоропослушницы» отслужил я перед иконой молебен. Перед этим мы ее тщательно протерли. После молебна один мой ребенок говорит нам: «Вы что с иконой сделали, почему ее испортили?» Я подошел к образу и почувствовал от него сильное благоухание. Потом увидел миро, которое истекало крестообразно, вопреки всем законам физики. Тут только окончательно понял, что это за икона…
— Наверное, вы как-то объясняете, почему чудотворная святыня перешла именно к вам? — спросил я священника.
— Ну, конечно, не из-за моих достоинств, — категорически ответил он. — Может, только во укрепление духа… Я ведь пришел в Церковь из обыкновенной советской среды, имел комсомольский билет, одно время даже возглавлял комсомольскую организацию. И вообще никогда не хотел быть священником.
— То есть как?!
— Да просто. У меня было педагогическое образование, хорошая работа в школе. И когда 11 лет назад меня рукоположили, еще долго не мог осознать, почему это произошло. Все происходило как-то незаметно, поступательно…
Еще в школе, работая школьным психологом, я давал советы ученикам, родителям и преподавателям, опираясь на православные традиции. И когда мне говорили коллеги, что мое место в церкви, то я не понимал: почему уж сразу в церкви? У нас же культура православная, а из нее все должны черпать… В конце концов, решил я получить духовное образование — не для того, чтобы стать священником, а просто для себя. Бросил работу, поступил на очное отделение в семинарию, фактически на сто восемьдесят градусов повернул свою жизнь. Все знакомые и родные были в шоке. Через полгода учебы в семинарии владыка вызывает меня к себе, спрашивает: «Ты будешь рукополагаться?» «Владыка, — отвечаю, — я об этом даже не думал». — «Ну, хорошо, иди, подумай». Вскоре я уже стал диаконом, потом священником.
«Как же так получилось, что дерзнул принять сан?» — долго я недоумевал. И только когда один опытный священник сказал мне, что это не мы избираем священство, а Господь избирает нас, то стал я анализировать свою жизнь. И понял, что Господь с самого детства вел к этому шагу. Сейчас чувствую себя на своем месте.
Но некоторые мои друзья до сих пор не верят, что я искренне верую в Господа. Говорят: «Раньше был комсомольским активистом, а вот переметнулся в Церковь». Думают, что я преследую какую-то выгоду. Им это трудно понять…
Исцеление души
Дом у священника деревянный, совсем небольшой. Трудно понять, как вся их большая семья размещается в двух небольших комнатах. Детей у о. Сергия с матушкой Ириной пятеро — мал мала меньше, от четырех до двенадцати лет. Матушка сейчас с большим животом, скоро должна еще родить. Она, как и батюшка, по образованию педагог. Дети, даже самые маленькие, воспитанные — не шумят, не хулиганят, не мешают нашему разговору. До своего пастырства батюшка работал не просто педагогом, а психологом в школе.— Батюшка, как я погляжу, свои знания вы удачно применяете на практике, — говорю хозяину дома.
— Да уж какие знания… Взгляд на воспитание у меня несколько раз менялся, — отвечает священник. — Когда получал образование в нашем вятском пединституте, был один взгляд. Когда пришел в школу и начались учебные будни, пришлось многое пересмотреть. А когда появились свои дети и я стал изучать опыт учителей Церкви, то совсем по-другому стал относиться к воспитанию. Все, чему нас учили в институте и с чем пришлось сталкиваться в жизни, оказалось недостаточным.
Как я понял, значительную помощь в воспитании оказывает сельский труд. Главное, чтобы ребенок чувствовал ответственность за него. Если человек ленится в детстве, не думает, что он делает, то что из него тогда может вырасти? Я сам прошел деревенскую — бабушкину — школу воспитания. Сколько помню себя, с малых лет много работал. Бабушка всегда говорила: «Вот эту работу сделаешь, потом только пойдешь гулять».
— Считаете, что дети теперь другие?
— Сейчас на детей обрушилось такое количество негативной информации с экранов телевизора, компьютера, из других источников, что это очень плохо сказывается на их духовном развитии. Травмирование идет постоянно. Даже взрослые противостоять этому натиску не могут, что уж говорить о детях. Человек от всей этой бесовщины постоянно находится в стрессе. И выход из стресса одни находят в пьянстве, другие — в разврате, третьи — в наркотиках, четвертые уходят в секты.
Вот наш приход окормляет ПТУ, которое размещается в стенах монастыря. Своими глазами мы каждый день видим, как они общаются между собой, как непочтительно относятся к взрослым, а также и мальчики — к девочкам. Волей-неволей приходится с ними общаться, налаживать контакты, как-то воспитывать. По большому счету, их духовным воспитанием никто сейчас не занимается: ни родители, ни школа, ни училище. Смотришь на них: вроде бы все неплохие ребята, хорошо, стильно одеты, сыты, накормлены. Но поговоришь — и все их убожество сразу открывается. К счастью, они еще умеют слышать. Поговоришь с ними раз-другой, глядишь, уже что-то начинают понимать, где-то меняют свое мнение. Не нужно бояться говорить с ними. Ведь они сами неосознанно к этому тянутся, им же часто даже не к кому обратиться за советом.
Как-то приходит ко мне одна девушка из этого ПТУ. У нее мальчик, любовь, и все исходящие из этой ситуации проблемы. Родителям о них уже не расскажешь, а вот священнику можно довериться. Поговорили мы с ней по душам. Навязывать ей своего мнения я не стал, просто обрисовал ситуацию со стороны, посоветовал, как поступить, чтобы не наломать дров, попытался предостеречь от необдуманных решений, которые могут повлечь за собой непоправимую беду. Думаю, что мои советы помогли. Она говорит: «Можно я к вам еще раз приду и подружку свою приведу? Ей тоже не с кем посоветоваться». «Конечно, приходите».
И хорошо, что эти девушки стали советоваться со священником и как-то меняться к лучшему. Единственное спасение в наше время в том, чтобы поменять свой образ жизни на православный. А без Церкви, без помощи священника этого сделать нельзя.
— И все же образование психолога вам помогает в пастырской деятельности? Или мешает? — спросил я о.Сергия.
— Конечно, образование помогает, — согласился он. — Но все-таки больше я основываюсь на нашем православном святоотеческом учении. Хороший психолог может с человеком поговорить, но душу может понять только духовник. Психолог, даже если он православный, может лишь дать правильный совет, но не исцелить душу. Только Господь может врачевать людские души через Свои церковные таинства. С помощью Таинства покаяния священник может найти корень болезни, который в грехах, и дать лекарство от этих грехов. Если же психолог не православный человек, он не только не излечит, но может и навредить человеку — в такие дебри увести его душу…
— А как вы ищете корень той или иной духовной болезни, с которой обращаются к вам, как к духовнику?
— Прежде нужно поговорить с человеком по душам, и желательно не один раз. Он мне объясняет свои проблемы, и только со временем приходит понимание, как из его положения выйти. Я молюсь, прошу вразумления у Бога, как можно помочь. И обычно Господь помогает. Даю человеку совет, но выбор всегда остается за ним — как ему поступать в данной ситуации. Потому что каждому из нас дана Господом свобода выбора.
Дела семейные
— Сколько, по-вашему, детей должно быть в православной семье?— Сколько Господь даст.
— Ну, а если Господь даст двадцать детей или больше? Как же вы их поднимать будете?
— Сколько даст, столько и даст. Свыше сил Господь не дает. Я еще священником не был, а мы с женой решили рожать столько, сколько будет. Если люди живут по Божьим заповедям, то это само собой разумеется.
Тут есть и своя психология. Если мужчина или женщина начинают предохраняться, даже если просто женщина ставит спираль, это их разъединяет как мужа и жену. Подспудно они предают не только неродившихся детей, но и друг друга. И наоборот: с каждым новым ребенком у родителей появляется совершенно другое отношение к нему, еще большая любовь и ответственность. И с каждым ребенком еще большая ответственность появляется за свою семью.
Я это отмечаю и по нашим прихожанам. Те семьи, у которых детей много, они, как правило, духовно здоровее. Даже если смотреть с психологической точки зрения, очевидно, что такие семьи крепче. Как в жизни бывает? Вот семья с одним ребенком. Вот он вырастает до трехлетнего возраста. И начинается… У женщины появляется больше свободного времени, она теперь то и дело засматривается на себя в зеркало, начинает думать, как выглядит, как смотрят на нее мужчины. Она теперь хочет нравиться… Обычно в таких семьях и происходит больше всего разводов. А когда женщина постоянно рожает, у нее таких проблем просто не возникает. Они думают о своих детях, как их накормить, одеть и, главное, воспитать. И у мужчин то же самое происходит. Когда уже два-три ребенка, забота о семье выходит на первое место. Какие-то клубы, встречи с друзьями отходят на второй план.
В нашем приходе сейчас молодые родители рожают по три-четыре ребенка. Видимо, это не обошлось без нашего влияния. Смотрят на нас, видят, что мы рожаем, и «ничего страшного» в этом нет. Дети растут, все складывается хорошо — и сами тоже начинают рожать.
— А я слышал, что некоторые старцы сейчас не советуют рожать, потому что мы живем в последние времена.
— Не знаю таких старцев. Господь дает жизнь, Господь и забирает. К тому же есть ведь пророчества и о том, что в России будет православный царь, что она явит свет всему миру. И пока эти пророчества не сбудутся, жизнь будет продолжаться. А если женщины не станут рожать, то кто Россию поднимет? Да и как не рожать? Если ты вышла замуж, значит, имеешь близость с мужем. Аборты же делать — грех. Если кто не хочет рожать, то путь ей один — девственность.
— Батюшка, в чем причина нынешних разводов?
— В том, что молодежь сейчас не умеет строить свои отношения, каждый видит только себя: какой он хороший, какой положительный, — и не хочет идти ни на какие уступки. Скажу еще короче: многие молодые разводятся просто из-за глупостей.
Вот приведу типичный пример. Приходят ко мне молодые муж с женой, оказавшиеся на грани развода, при этом их сопровождают их мама и папа. С мамой вообще было разговаривать бесполезно — я ее попросил отойти в сторону и не мешать нам. Стал расспрашивать мужа с женой, начали они высказывать свои претензии друг к другу: он такой, она такая. С первого же взгляда видно, что они совершенно не умеют строить свои отношения. У каждого собственное «я» на первом плане. Я их исповедовал, потом поговорил с обоими по душам, начал объяснять, как правильно вести себя и жене, и мужу, как по-православному выстроить свои отношения. После этого они потихонечку стали примиряться. Потом повенчались, завели второго ребенка. И стала совершенно нормальная семья. Ничего нового я им не сказал, а родители в такой ситуации могли только навредить. И надо не к маме, не к папе бежать за поддержкой — они своим осуждением зятя или невестки могут лишь усугубить конфликтную ситуацию, развалить семью, как часто бывает. А надо вначале разобраться между собой. И если не могут сами — пусть идут к духовнику, в церковь.
— Но ведь и венчанные разводятся. А некоторые не разводятся только потому, что их связывают дети, так что просто терпят друг друга.
— Да, бывает, что венчаются, а потом в храм ни ногой. Церковные же, которые постоянно исповедуются, очень редко разводятся. Некоторые считают, что если повенчался, то сразу все проблемы сами собой пройдут. Так не бывает. Семейная жизнь — это духовный труд. И хорошо, когда у мужа и жены один и тот же духовник, такому духовнику легче дать толковый совет.
Хотя, конечно, само по себе Таинство венчания благодатно. У меня вот недавно пришли под венец две пожилые пары. Всю жизнь прожили вместе, а к концу жизни решили повенчаться. Сейчас говорят мне: «Мы даже не думали, что так хорошо будем жить!» Отношения в семье у них стали совершенно по-другому складываться. Но надо учесть, что они сознательно пришли к этому решению, чтобы получить на свой брак благословение Божие. Кстати, к их детям это благословение тоже переходит — я это вижу на живых примерах.
Что значит венчанные муж и жена? То, что теперь они могут молиться друг за друга, и молитва будет услышана. А до этого кем были перед Господом? Ну, жили вместе, ну и что?
— Так что дай Господь вашим читателям не только любви, но и Божьего благословения! — завершил наш разговор слободской батюшка. — Ну и детишек побольше…
* * *
Перед выходом этого номера газеты мы связались с о. Сергием по телефону и узнали, что у них в семье пополнение — родился шестой ребенок, дочка Ксюша. Поздравляем батюшку и матушку с радостным событием! Записал Е. СЕРАПИОНОВ
http://rusvera.mrezha.ru/540/6.htm