АиФ Петербург | Протоиерей Вячеслав Харинов | 24.05.2007 |
Фото Рафаэля Карапетяна |
— Здесь важно оценить то достояние, с которым пришли к воссоединению отечественная и заграничная Церкви. Никогда Церковь не переживала таких гонений, какие она испытала в России в XX веке. В то же время зарубежная ветвь сохранила бережное отношение к русскому православию. И опыт выживания в тяжелых условиях давления чужой культуры, этноса, политики — бесценен. Конечно, трудностей не избежать, но уже сделанные навстречу шаги говорят о понимании и любви. Это победа русского братства, единства и силы духа.
— Отец Вячеслав, как в современном мире, с его страстями и пороками, жить так, чтобы быть угодным Богу?
— А это не важно, в каком веке живем. Мы действительно ограничены временем, но Бог не ограничен, поэтому для него равноценен каждый человек в любой период истории. Смысл нашей жизни — максимальное раскрытие дарований, которые нам даны, приумножение имеющихся талантов. Но только в соответствии с нравственными заповедями. Если живем достойно — радость познания, труда, творчества, дружбы и любви умножается. Грешник же отталкивает от себя людей, а рано или поздно — Бога, источника жизни.
— Но в современном мире не нарушишь — не выживешь. Например, не дашь денег врачу — не получишь нужного лечения, откажешься от спонсорского взноса — ребенка не возьмут в престижную школу, не откупишься от инспектора ГАИ — заберут права…
— Путь правды всегда труднее. Человек постоянно оказывается перед выбором. Но у христианина из всего разнообразия один выход: идти по пути света и добра. Конечно, человек волен отправиться и дорогой зла, но Бог предупреждает: иди, однако Меня там не встретишь. Поэтому столь опасны компромиссы. Вероятно, сегодня можно решить какую-то проблему, выбрав неправедные пути. Но неизвестно, как и на ком этот поступок отразится завтра.
Бедность — не ореол святости
— Порой приходится слышать, что бедность — это грех. Предприниматель Владимир Потанин в одной из популярных телепередач заявил на всю Россию, что бедный — значит, ленивый. Неужели нищета — следствие греховной жизни?— Однако церковь сама с готовностью освящает офисы, супермаркеты, даже оружие…
— В самом слове «освящение» корень — святость. Это значит, что в этом месте ничего дурного происходить не должно. Да, в офисе проводят деловые сделки, подписывают контракты, но при этом коммерсанты должны помнить о людях, живущих от зарплаты до зарплаты. И при освящении оружия церковь говорит о мире, милосердии к противнику. Церковь учит и во враге видеть человека.
Парад грехов недопустим
— В нашем городе едва не прошел гей-парад. Как церковь относится к такому проявлению вседозволенности?— Любое извращение человеческих отношений — грех. Поэтому устраивать парад грехов и выставлять их как предмет гордости недопустимо. Тем более в городе, который смело можно назвать святым, где принесено столько невинных жертв в годы блокады. Страшно представить, чтобы на святых улицах, где не ступала нога внеш. него врага, потешался враг внутренний. Это против тех духовных традиций, которыми скреплен наш народ. Я видел подобный «смотр» в Берлине. Веселья там нет, зрелище давит и унижает человеческое целомудрие. А все, кто поддерживает сомнительную идею, пусть честно ответят: они хотят, чтобы это видели их сын или дочь?
— Широко известна ваша деятельность по созданию немецкого военного кладбища в селе Лезье-Сологубовка. Чем продиктовано такое всепрощение врагов, захватчиков?
— Нам, современным людям, не надо ни с кем мириться, немцы нам не враги. Да, меня называли защитником могил оккупантов, и я понимаю людей, которым трудно преодолеть многие вещи, связанные с войной. Однако помимо эмоций у нас есть еще разум и воля. А они говорят: погосты не участвуют в распрях. Что, оставить останки валяться? Тогда кем вырастут наши дети, играя костями, на которых нет обозначения «свой-чужой»?
Солдаты имеют право на могилу, за что и кого бы они ни воевали. Последние события в Эстонии тому подтверждение. Россия в своем отношении к останкам солдат преподает Европе урок христианской этики и нравственного превосходства.
Я объездил с нашими ветеранами почти все мемориалы советских солдат в Германии, везде служил панихиды по погибшим. Воинские кладбища бойцов Красной армии там находятся практически в идеальном состоянии, их не тронули даже во времена Гитлера. Захоронения побежденного врага служат доказательством силы и великодушия победителя.
Люди в деградации не виноваты
— Как благочинный Кировского округа Ленобласти, вы часто бываете на селе. Почему, на ваш взгляд, так трудно возрождается глубинка?— Я вижу разрушение деревни. Люди на селе не хотят копать, сеять, собирать и сохранять урожай. Повреждены и дух собственности, коллективизма. Ни у кого нет желания поправить штакетник у палисадника, убрать ржавеющий металлолом, вырубить сорняки. Молодежь уезжает, многие школы упразднены. Парадокс: храмы не разрушены, но вместо домов руины и служить не для кого.
Людей в такой деградации винить сложно. Ведь это след. ствие общего одичания. Порция наркотика в глубинке сегодня стоит дешевле, чем стакан приличной водки. В ходу жидкость для мытья стекол… Народ потчуют дикостью по телевизору, навязывают пошлость, низкую мораль. Проводят ущербную социальную политику. Если человека довести до полного отупения безработицей, потерей смысла жизни — им легко манипулировать.
Сейчас ростки нового сознания пробиваются. И все, кто может, должны поддержать людей. Нравственному «отрезв.лению» народа способствует и Церковь. Ну, а государству прежде всего надо вкладывать средства в человека, а уже потом — в амбициозные проекты.
— Сегодня политики открыто борются за голоса молодежи. Да и в храме можно увидеть немало молодых. Как находите тропинку к «поколению ru»?
— Священник должен уметь общаться с молодежью, но старые формулы уже не годятся. Если я прихожу в дом и вижу у парнишки плакаты с Eminem, то я так должен поговорить об этом музыканте, чтобы подросток прислушался и сделал необходимые выводы. Понял, что я владею предметом, знаю содержание песен. Но мне во сто крат важнее, чтобы в доме висел не постер с модным исполнителем, а хотя бы одна икона.
При этом не надо придумывать какие-то ловушки. Новое поколение само все видит и реально оценивает происходящее. Другое дело, что следует оградить неокрепшие души от необдуманных поступков, скрытых соблазнов. Ведь зло часто предстает в тонкой, изящной оболочке, и надо уметь его распознать. Вот здесь пригодится опыт священника. И я рад, что все больше людей находят дорогу к храму.
Елена ДАНИЛЕВИЧ
http://spb.aif.ru/issues/718/0301