Русская линия
Радонеж Станислав Клыков24.05.2007 

«Оптимизм безоснователен!»

Планом законопроектной работы Правительства РФ на 2007 год предусмотрена разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части уточнения компетенции органов государственной власти Российской Федерации в сфере образования). Срок внесения в ГД декабрь — 2007.

Рабочие материалы обсуждались в Общественной Палате, которая даже сформировала по нему рабочую группу. Результат обсуждения мне не известен.

В настоящее время уже подготовлен текст проекта федерального закона и Пояснительная записка (в моём распоряжении Пояснительная записка подписана заместителем директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулировании в сфере образования Н.В. Третьяк). В Государственную Думу ФС РФ законопроект не вносился. Насколько мне известно, ещё не принято окончательного решение Правительства РФ о его окончательной редакции и внесении.

Законопроектом предлагается изменить понятие «государственный образовательный стандарт» и изменить его структуру.

Согласно проекту, уже не будет таких понятий, как «государственный образовательный стандарт», «компонент государственного образовательного стандарта». Вводится понятие «федеральный государственный образовательный стандарт», отличающееся от привычного нам «государственного образовательного стандарта».

По своему содержанию, федеральные государственные образовательные стандарты будут представлять собой совокупность требований к: 1) структуре основных образовательных программ; 2) условиям реализации основных образовательных программ; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

Общедоступность и бесплатность определённых уровней образования будут гарантироваться государством в пределах «федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований».

Порядок разработки и утверждения «федеральных государственных стандартов» будет определяться Правительством РФ. Если сейчас основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом, то в законопроекте предлагается всё регулировать подзаконными актами. Понятно, что это будут акты Минобрнауки РФ. Это очень важный момент: «ещё больше возможностей» и «ещё больше свободы», о которых говорит Т.Э. Петрова, нам предоставит Минобрнауки РФ приказом министра.

Можно посмотреть, в чём будет выражаться «ещё большая» возможность регионов, о которой говорится Т.Э. Петровой.

Сегодняшняя возможность регионов (субъектов федерации) заключается в том, что они самостоятельно формируют региональный компонент стандарта, исходя из национально-культурных и иных потребностей региона. В ряде регионов в рамках этого регионального компонента введён предмет «Основы православной культуры».

В соответствии с предложениями Правительства РФ, как утверждает Т.Э. Петрова, «региональные органы управления образованием и образовательные учреждения будут иметь еще больше возможностей в формировании образовательных программ в своих регионах с учетом особенностей регионов». Возможно, Минобрнауки РФ своими актами и предоставить каким-то образом «ещё больше возможностей» регионам и образовательным учреждениям, но из текста законопроекта это не следует. Скорее, речь идёт о существенном ограничении полномочий субъектов федерации: формировать образовательную программу и устанавливать соответствующий компонент стандарта — вещи не соизмеримые по значимости.

Что касается образовательных программ. Сейчас, например, так называемый обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) должен устанавливаться соответствующим государственным образовательным стандартом (основные положения, порядок разработки и утверждения которого устанавливаются федеральным законом). На основе этих стандартов государственные органы управления образованием (в том числе и субъектов федерации) обеспечивают разработку примерных образовательных программ (ч. 5 ст. 14 Закона «Об образовании»).

В соответствии же с предложениями Правительства РФ, регионы уже будут разрабатывать примерные основные образовательные программы не на основе государственных образовательных стандартов (в утверждении компонента которых они принимали участие), а на основе подзаконных актов Минобрнауки РФ (в лучшем случае Правительства РФ).

На уровне образовательного учреждения ситуация аналогичная. Учреждение будет разрабатывать образовательную программу на основе примерной основной образовательной программы. Ни о каком компоненте образовательного учреждения речь не идёт.

Очень бы хотелось надеяться, что предмет «Основы православной культуры» останется в сетке часов русских школ.

Да, Т.Э. Петрова нам это обещает, и это обещание характеризует её с хорошей стороны. Но из предложений Правительства РФ этого не следует.

Тем более, что суть проблемы — вовсе не в предмете «Основы православной культуры». «ОПК» — это здоровая реакция общества на советское, по сути, содержание образования в школах страны. Страна до сих пор живёт по Закону 1992 года, принятому Верховным Советом РФ. В Пояснительной записке к проекту Правительства РФ обращено внимание, что ряд норм Закона не соответствует Конституции РФ. Наконец, спустя почти 14 лет с момента принятия Конституции РФ, обратили внимание на проблему. Только, вот очень избирательно. Вопрос со стандартом решили поднять. А вопрос несоответствия уровней образования Закона «Об образовании» и части 2 статьи 43 Конституции РФ не поднимается. Это ведь связано с общедоступностью, а, самое главное, бесплатностью всего общего образования (в том числе последние классы школы)!

Насколько эффективно предмет «ОПК» решает вопрос содержания образования — предмет для дискуссии. Но чиновник из этой дискуссии должен вынести вывод не о запрете предмета, а о необходимости менять содержание образования. Предложенный Правительством РФ законопроект эту ситуацию не только не решает, но усугубляет.

Уязвимое место законопроекта состоит в следующем. По смыслу предлагаемых изменений требования стандартов нацелены на процесс обучения. Как известно, образование это не только процесс обучения, но и воспитания. Непосредственные цели воспитания конкретного ребёнка ставят родители, а не школа или государство. Государство может установить что-то в самом общем виде (как это имеет место, например, в п. 1 ст. 2 Закона «Об образовании», ст. 29 Конвенции о правах ребёнка). Ценности воспитания государство и школа самостоятельно определять не могут в силу конституционных ценностей и принципов идеологического многообразия и светского государства. Сейчас ценности воспитания (теоретически) могут быть определены в рамках национально-регионального компонента или компонента образовательного учреждения, исходя из контингента учащихся и убеждений их родителей. Законопроект такой механизм (хотя и очень несовершенный, и не работающий) отменяет. Но взамен не предлагает иного механизма учёта религиозных и философских убеждений родителей и учащихся. То есть, согласно законопроекту, ребёнок на выходе должен определённым образом читать, считать, бегать (набор конкретных умений и устойчивых компетенций выпускников на выходе из образовательного учреждения), но его нравственное и духовное развитие (на которое он имеет право), остаются вне требований стандарта и вне системы образования.

Остаётся открытым вопрос: КАК государство намерено гарантировать права родителей обеспечить своим детям образование, соответствующее их религиозным и философским убеждениям? Должен быть прописан механизм реализации, например, статьи 2 протокола 1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Преимущественным правом на воспитание обладают родители. Право школы воспитывать ребёнка — вторично от права родителей. Если же говорить о государстве, то оно не вправе определять систему ценностей воспитания. Эту систему ценностей определяют родители. Как государство и конкретная государственная школа будут учитывать систему ценностей конкретного родителя и населения определённой территории и страны в целом?

Очень простые вопросы. «ОПК» по сравнению с ними — малоэффективное латание дыр, оставшихся от периода совдепии.

Информировать детей о религиях мира, как это предлагает Минобрнауки РФ с сентября 2007 года — это вопрос совершенно другой темы. Он не касается вопросов воспитания и обеспечения очень конкретных

Мировой опыт даёт очень разные, интересные формы учёта прав родителей и детей. Но у нас почему-то остаётся востребованным только советский. А жаль.

Станислав Клыков, юрисконсульт Московской Патриархии

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2313


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика