Русская линия
Фонд стратегической культуры Юрий Рубцов23.05.2007 

Война с памятниками — это война мировоззрений

Война с памятниками, полыхнувшая вокруг «Бронзового солдата» в Таллине, событиями в эстонской столице отнюдь не завершилась.

Сносить памятники советского периода призвали литовские «патриоты». С идеей демонтировать символы «имперско-большевистского господства» носятся депутаты горсовета «столицы» Западной Украины г. Львова. Такие планы имеют определенную поддержку и на общеукраинском уровне. Известно, что экс-лидер Украинской республиканской партии и член фракции «Блок Юлии Тимошенко» Левко Лукьяненко внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект «О ликвидации в Украине символов и названий бывшего СССР» на том основании, что их наличие де «распространяет среди населения мысль о возможности возвращения к прежнему режиму».

Процесс дошел и до Польши. О том, что настало время удалить мемориалы «красной» империи, то есть СССР, заявил так называемый Катыньский комитет. Может быть, их слишком много или они ущербны с художественной стороны? Нет, дело в другом. «Советские памятники были и являются свидетельством порабощения и лжи, великорусского шовинизма… - говорится в заявлении комитета, — [они] популяризировали и подводили теоретическую основу под советскую версию лжи, представляя Советскую Армию как освободительницу народов».

Болезненное восприятие комитетчиками всего, что связано с СССР, по-человечески объяснимо, учитывая, что эта организация объединяет родственников польских офицеров, которые были интернированы после вступления Красной Армии на территорию восточной Польши в сентябре 1939 г. и позднее без суда расстреляны в местечке Катынь близ Смоленска. Прискорбность этой страницы в советско-польских отношениях признана руководством России, действия сталинских властей публично осуждены.

«Катыньская» рана, конечно, еще не зажила. Но это не может служить оправданием кощунственных слов членов Катыньского комитета. Гибель их родственников в лагере НКВД — трагедия, но разве меньшей трагедией стала гибель более 600 тысяч советских воинов, павших в боях с немецко-фашистскими войсками на территории Польши? И как поворачивается язык объявлять их проводниками «великорусского шовинизма», не имеющими никакого отношения к освобождению польской земли? Кто, как не они, пали во имя изгнания из Польши нацистских оккупантов? Или вермахт добровольно эвакуировался сам? Может, его изгнала Армия Крайова? Так о какой же «советской версии лжи» рассуждает Катыньский комитет?

Призыв убрать с польской территории любые напоминания об освободительной миссии советских Вооруженных Сил — не инициатива одних лишь общественников. Однозначно заявлена позиция польского президента Леха Качиньского, выразившего солидарность с Эстонией в связи с демонтажем памятника Воину-освободителю в Таллине.

А польские чиновники рангом пониже вообще предельно откровенны. Министр культуры Польши Казимеж Уяздовский объявил о подготовке законопроекта, который даст органам местного самоуправления возможность «эффективно убирать памятники и символы иностранного господства над Польшей».

Простите: о каких символах иностранного (читай: российского) господства над Польшей идет речь? Разве страна уставлена памятниками Сталину, Берии, Дзержинскому? Разве полякам приходится любоваться образами Екатерины Великой, Александра Суворова или Ивана Паскевича, светлейшего князя Варшавского? Разве их заставляют возлагать цветы к бронзовым изваяниям великого князя Константина Николаевича или графа Муравьева-«вешателя»?

Нет, под «символами иностранного господства» официальная Варшава подразумевает памятники именно советским солдатам. За войной против памятников скрывается война мировоззрений, стремление Варшавы вкупе с Таллином, Ригой и Вильнюсом, как и их покровителей на Западе, ревизовать итоги второй мировой войны, представив ее победой западных демократий, вынужденно прибегнувших к временному союзу с коммунистической «империей» — Советским Союзом. Выражением этого мировоззренческого наступления стало, в частности, создание в Грузии, Литве и Латвии музеев «советской оккупации». За создание аналогичного учреждения на Украине высказался и В. Ющенко.

Однако как ни повторяй заклинания о «советской оккупации» Восточной Европы, они не в состоянии отменить решающую роль СССР в разгроме гитлеризма. Это и вызывает зубовный скрежет многих политиков в странах к западу от России. Как ни крути, а там вынуждены признавать: не будь Советского Союза, не будь Красной Армии, западные демократии представляли бы сегодня один большой фашистский концлагерь.

Памятники советским воинам в Польше — это, помимо прочего, еще и напоминание о том, что в свое время сами поляки не нашли силы оказать необходимое сопротивление фашистской Германии, однако сумели (по крайней мере, большая часть из них) переступить через антисоветские предрассудки и принять помощь Красной Армии. И уже в ее рядах в составе Войска Польского включиться в очищение территории своей страны от гитлеровских оккупантов.

Как же это бьет сегодня по самолюбию польской правящей элиты! И вот, подавляя комплекс исторической неполноценности, она стремится уничтожить память о тех советских воинах, кто с 1944 года «в полях за Вислой сонной лежат в земле сырой» и кому Польша в первую очередь обязана возвращением независимости и восстановлением государственности.

Варшава уже не останавливается перед языком ультиматумов, предусматривающих осуждение исторической России за «экспансионизм» и требования от Москвы материального возмещения «оккупации». Представители Польши, Литвы и Эстонии внесли в Евросоюз проект документа, предусматривающего уголовную ответственность за отрицание преступлений, якобы совершенных Советским Союзом. В этом ряду они упоминают включение прибалтийских государств в состав СССР, а также отделение от Польши Западной Украины и Западной Белоруссии.

Дальше — больше. Не удовлетворяясь принесенными в свое время первым Президентом России извинениями, поляки в лице Катыньского комитета предъявляют нашей стране счет за Катынь. Но задумываются ли там, к спусковому механизму какой мощности тянется их рука?

Ведь Россия вправе потребовать признания польской стороной факта зверств в отношении десятков тысяч красноармейцев, попавших в плен в ходе войны 1920 года и погибших в концлагерях Пилсудского. Нам счет за десятилетия «оккупации» социалистической Польши, мы в ответ — требования компенсации за военные городки, аэродромы и другие огромной стоимости объекты, оставленные при выводе Северной группы войск.

Путь предъявления взаимных претензий бесперспективен. Он способен завести лишь в тупик, подняв всю муть подозрительности, недомолвок, взаимных выпадов, осевших на «дно» двусторонних отношений, отравить и без того не безоблачный диалог двух славянских государств.

В Варшаве, где мечтают быть принятыми в евроатлантическую цивилизацию, сегодня не принято вспоминать о том добром, что многие десятилетия соединяло наши два народа. А жаль! Вспомнить бы русского поэта, дипломата, мыслителя Федора Ивановича Тютчева, который возгласил:

Тогда лишь в полном торжестве
В славянской мировой громаде
Строй вожделенный водворится,
Как с Русью Польша помирится…

Если Польшей избран иной путь, остается лишь пожалеть, — но не закрывать глаза на антироссийскую суть многих внешнеполитических шагов Варшавы, вроде ее согласия на размещение на своей территории элементов американской ПРО. Не оставлять без реакции предпринимаемые на берегах Вислы попытки принизить роль Советского Союза в разгроме гитлеризма и установлении справедливых послевоенных границ (в том числе и границ самой Польши), поставить под сомнение историческую ответственность СССР — наряду с другими членами «Большой тройки» — за сохранение Ялтинско-Потсдамской системы мироустройства.

Павшие в войне, чей прах тревожат ныне ниспровергатели памятников, не могут достойно ответить на посмертные оскорбления в свой адрес. Значит, ответить должны мы. Реакция российских властей на события вокруг «Бронзового солдата» вселяет надежду, что снисходительности Москвы к историческим ревизионистам и русофобам из ближайшего зарубежья приходит конец.

И в российском МИДе, наконец-то, уловили, что за случаями осквернения и сноса памятников советским воинам, похороненным на территории освобожденных от гитлеровской оккупации стран, скрывается резко выраженная мировоззренческая и политическая линия — линия на грубое искажение освободительной миссии Красной Армии, на извращение роли и вклада Советского Союза в победу над нацизмом и милитаризмом.

Впервые за многие годы Россия привлекла внимание к этой проблеме мирового сообщества. В Нью-Йорке, в ходе сессии Комиссии ООН по информации, представитель РФ Борис Малахов заявил, что Россия, заплатившая огромную цену за победу над фашизмом, не может быть и не будет безучастной к кампании, развернувшейся в ряде стран, по демонтажу памятников советским воинам, которые отдали свои жизни за свободу не только своего народа, но и всего мира.

Принципиальный характер носит напоминание российского дипломата о том, что поддержание исторической памяти об итогах второй мировой войны — одна из основных задач Организации Объединенных Наций, основанной державами-победительницами. «Полагаем чрезвычайно важным поднять вопрос о необходимости последовательного недопущения любых попыток реабилитации преступлений фашизма, возрождения неонацизма в мире, одним из проявлений которых является попытка сноса в ряде стран памятников советским воинам-освободителям», — заявил представитель России.

Поддерживая эти шаги, считаем возможным внести следующее предложение. Российская Федерация могла бы инициировать внесение в повестку дня очередной Генеральной Ассамблеи ООН вопрос о недопустимости ревизии итогов второй мировой войны, зафиксированных в международно-правовых документах в Ялте и Потсдаме, а также Нюрнберге. Обсуждение такого вопроса в рамках ГА ООН (или, по крайней мере, специальной международной конференции) позволит актуализировать проблему борьбы с попытками обеления нацистских преступников, прояснит для всего мира позиции всех государств-учредителей ООН, некоторые из которых (в первую очередь США) сегодня потакают силам реванша, а заодно привести в чувство зарвавшихся от безнаказанности борцов с памятниками советским воинам-освободителям.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=743


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика