Русская линия
Татьянин деньАрхимандрит Эмилиан (Вафидис)23.05.2007 

Святой Николай Чудотворец, наш ходатай перед Богом
Из наставлений о молитве архимандрита Эмилиана (Вафидиса)

Святой своими чудотворениями и всей своей жизнью возвестил силу, многообразную премудрость и милость Господа. Он всемирно почитаемый святой. Он всюду является — в вихре на суше и в буре на море, и люди сразу узнают его. Его облик знаком всему миру — не только православным, но и инославным, и всем вообще. Святой Николай во всякой беде, обстоянии и нужде, в пасмурные дни и в страшные ночи продолжает делать свое дело — являть невидимо действующего через него Бога, Которого он помещает перед нашими глазами как таинственное событие и радость.

Как мы говорили вчера, я взволнован тем, что этой ночью святой Николай был с нами, и это все мы почувствовали. Мы поняли, что он здесь, рядом, предстоял в храме за богослужением. Не только песнопения и чтения повествовали и возвещали нам о нем, но и сам он был тут, свидетельствуя о любви, милости, силе, славе Божией. Он, который не оставил не растроганным ни небо, ни малейший клочок земли. Мы празднуем память святого и поклоняемся его честным мощам, которые были спасены благодаря перенесению в иную землю (имеется в виду перенесение мощей (9/22 мая) святителя Николая из Мир Ликийских в Бари в 1087 году в правление византийского императора Алексея Комнина. — Примеч. ред.). И хотя мы и скорбели о том, что они с Востока ушли на Запад, но мощи этим были спасены. Измаилиты могли их уничтожить, куда-нибудь запрятать, сжечь, как говорится в синаксаре, да и мало ли что еще могло случиться. Вот какой святой собрал нас всех — и Восток, и Запад, вокруг себя и вокруг Христа.

* * *

Вчера мы беседовали о перенесении Православия и света с Востока на Запад в наши дни. Однако веками раньше эту попытку предпринял и святитель Николай. При жизни он пас своих духовных чад на Востоке. Продолжает он их пасти и по сей день своими молитвами. Он дал свое согласие на перенесение своего дома обитания из Мир Ликийских на Запад, в Бари. Там хранятся и доныне его святые, честные и мироточивые останки.

Невольно приходят на ум слова Господа: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14, 2). Он не говорит: «в Царствии Небесном», но «в доме Отца Моего». Внутри одного дома находится множество обителей. Земля и небо — это единая святая Церковь. Восток и Запад соединяются в Теле Христовом, которое даровал безначальный Отец собезначальному Своему Сыну. Это Тело Он дал Ему и нам, чтобы наше тело могло участвовать в жизни Тела Христова. Он принял от нас, а мы приняли от полноты Его. Итак, мы все — один дом. Восток и Запад — это обители на земле. На Небесах же стоят другие дивные обители.

Святой своими чудотворениями и всей своей жизнью возвестил силу, многообразную премудрость и милость Господа. Он всемирно почитаемый святой. Он всюду является — в вихре на суше и в буре на море, и люди сразу узнают его. Его облик знаком всему миру — не только православным, но и инославным, и всем вообще. Святой Николай во всякой беде, обстоянии и нужде, в пасмурные дни и в страшные ночи продолжает делать свое дело — являть невидимо действующего через него Бога, Которого он помещает перед нашими глазами как таинственное событие и радость. Святые мощи нашего возлюбленного мирликийского святого есть яркое для нас свидетельство. Мы знаем, за что мы их любим, отчего мы сейчас охвачены волнением, почему мы им поклоняемся. Мощи есть то место, где почивает святой. В то же время это и жилище Святого Духа, Который не уходит от святого, хотя его душа уже давно переселилась из освященного тела — честных мощей. Душа отошла в лоно Небесного Отца. Но вселившийся в них Дух Святой пребывает там неотлучно, неотделимо, нераздельно, не отождествляясь с телом святого.

Итак, мощи есть сам святой, несущий благодать Святого Духа. Бог обращается к нам через святого и вкладывает его в наши сердца, а святой говорит с нами через Бога и переносит Его невероятно близко к нам, настолько, насколько близко его мощи, которым мы, радуясь и лобызая, поклонялись сегодняшней ночью.

Об этом я размышлял ночью, вспоминая слово псалма: Днем явит Господь милость свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей (Пс. 41, 9). То есть Бог посылает нам милость свою ночью, являет ее в глубине наших сердец, ибо это время суток есть время молитвы к Богу, явления Его откровений. Днем Он исполняет нас Своими благами для того, чтобы мы могли получить явные признаки Его присутствия, а ночью открывает нам таинственным образом свое Божество, славу, святость, богословское единство в Трех Своих Лицах. Столь дивную ночь мы пережили сегодня, ночь святого Николая возле его мощей!

Вот какое величие являет нам Бог — неявное и тайное (см.: Пс. 50, 8), жизнь и премудрость Его. Всю свою глубину Бог открывает в Духе Святом через святых, особенно же ночами. Вот почему так любят монахи это время суток и радуются ему, бдят и молятся.

Святой при жизни непрестанно совершал чудотворения. Чудеса же «точат» нам обильно и его святые мощи. Мы знаем, что останки святого, перенесенные в Бари, — это нечто земное, но в то же время это и Бог, явленный на земле, Бог, действующий посреди нас, осязаемый и видимый. Так что прикосновение к мощам святителя может принести плоды приобщения к Богу, Который, невидимый и неприступный, становится в эти мгновения близким нам.

* * *

Все это являют нам честные мощи. Наш старший брат, святой Николай, приобщается по благодати к свойствам Божиим и сообщает их нам. Он ушел из этой жизни, но не оставил ее, подобно тому, как Сын Божий покинул Небесное лоно нас ради, чтобы поселиться здесь, на земле, но одновременно остался на небесах. Святой — наш перворожденный брат на земле, наш предшественник, наш проводник на небеса, где он дерзновенно ходатайствует за нас.

Он рассказывает о нас Богу, представляет Ему каждого из нас. Поэтому вся эта ночь, наша связь со святым Николаем — это связь через него с Искомым, Дивным во святых Своих.

Бог посылает нам Свой свет, являет Свою истину через святого, раскрывая глубины его сердца, предоставляет нам то, что Сам имеет, не желая нас обделить хоть в чем-то. Живущий в Духе Святом знает Бога, потому что Дух проницает глубины (см.: 1 Кор. 2, 10). Соединившись с Духом, он имеет опыт общения с Ним, исходящим из Отеческих глубин. Кроме того, он имеет опыт общения с Сыном, с Которым Святой Дух пребывает и через Которого посылается.

Этот опыт впитывают Богом сотворенные мощи. Они причащаются даров Бога. А мы через них получаем истинное тайновождение в Божественных делах. Опыт Духа, сообщенный мощам, знание Сына об Отце — все это становится нашим богословским приобретением. Наше общение со святым через его мощи позволяет нам вступить в общение со Святой Троицей.

Какими бы нищими и ничтожными мы ни были, мы знаем, что наши скудные личности, наши ничтожнейшие и грешные ипостаси сейчас находятся в мощах, а через них — и в Боге. Мы бедные, смиренные, никчемные, но мы же и величайшие от величайшего приобщения. Какой дар посылает нам Господь, наполняя жизнь монахов чудным наслаждением! Понять это величие нельзя, но лишь вкусить его так же, как и смысл Таинств, не уразумеваемый никакими формальными определениями.

Итак, братья, мы беседовали с Богом, пополнили свои знания о Боге благодаря святителю Николаю и его чудотворным мощам. Он сам стал вестником Бога. Так пускай научит этому и нас. Мы переживаем свои скорби, сердечную тесноту, а вместе с тем причащаемся Божеству. Первое происходит от нашей воли и немощи, второе — от воли и любви Божией.

* * *

Сколькими примерами в течение этой Пятидесятницы вела нас Церковь!
Апостол Фома был назван неверным, но удостоился исповедовать свою верность Богу, возвестить Христа Богом (см.: Ин. 20, 28). Он, слабосильный по своей природе, легко утративший мужество и терпение, с трудом обрел радость перед Христом. А Господь сказал ему: «Ты только поднеси свою руку ко Мне, открой глаза». Сколько раз с теми же словами обращается и к нам Господь: «Поднеси свою руку», и Сам влагает наши руки в Свои раны.

Или женщины, слабые по природе своей, мироносицы. Их немощь тоже Бог использовал, чтобы явить силу Воскресения и возвестить о нем ученикам и апостолам (см.: Мф. 28, 1−20).

Потом расслабленный. Разве расслабленный имел силу для душевного и телесного исцеления? А купель с водой? А Ангел, сходивший туда и «возмущавший воду»? Кроме «возмущения воды» он не совершал ничего. Но Христос пришел как самый обыкновенный человек и сделал расслабленного глашатаем благодати (см.: Ин. 5, 1−15).

Вчера мы вспоминали блудницу — самаритянку (см.: Ин. 4, 4−30), которая, узнав о таинстве Христа, сообщила это народу, который никакого общения с израильтянами не имел. В следующее воскресенье мы увидим слепого (см.: Ин. 9, 1−38), который также станет вестником Сына Божия, когда его незрячие глаза узрят вещественный мир и душа познает Божественное таинство.

При приближении конца Пятидесятницы Сам Христос в Неделю святых отцов красотой Своей молитвы к Отцу (см.: Ин. 17, 1−26) будет говорить напрямую о нас как неустанный Предстатель за наши сердца, вечно воздевающий о нас руки на молитве.

Так сходит на нас и просвещает Дух Божий по тысяче Божественных путей, сегодня же — через святые, богоявленные мощи святителя Николая, которым все поклоняются. Святой Дух вновь восходит к Отцу и объединяет нас, словно опаленных огнем, с престолами и господствами, с архангелами и ангелами, с силами, с херувимами и серафимами. Так мы присваиваем знание херувимов, силу серафимов, предводительство архангелов, быстроту ангелов, торжество престолов.

Через мощи, через святых, через стихии, через символы, через молитвы — через все Бог подает нам познание Его. Так возблагодарим Его за это!

Помолись, святой отец, да получим и мы Господнее ходатайство перед Богом Отцом и да станем проводниками гласа Бога, Его воли и желания, сделаемся подражателями Его мученического подвига, палатами Его святости, посланиями Его слов, зеркалами, отражающими Его славу.

Перевод С. А. Степанцова

http://www.taday.ru/text/45 977.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru