Русская линия
Православный Санкт-ПетербургПротоиерей Игорь Филин,
Протоиерей Андрей Сыркин,
Священник Святослав оновалов
22.05.2007 

Откровенные вопросы — откровенные ответы

Наверное, у каждого православного христианина накопилось немало вопросов, которые хотелось бы задать священникам, но всё как-то неловко было, мешала боязнь обидеть батюшек. Некоторые из таких «неудобных» откровенных вопросов мы задали нескольким батюшкам и получили не менее откровенные честные ответы.

— Батюшка! Когда вы произносите слово «захожане», вас не колет совесть за то, что это именно ваша вина, раз люди не хотят оставаться в вашем храме?

Протоиерей Игорь Филин, СПб, пос. Песочный:— Нет, меня совесть не колет, потому что подавляющее большинство такого рода людей и не хотят оставаться. И следует приложить немало усилий, которые чаще оказываются безполезными, чтобы человек остался, ибо приход человека в церковь процесс длительный. А укорить себя можно когда? — Если ты вёл себя недостаточно внимательно к человеку: у него была какая-то просьба, а ты отмахнулся. Или ответил без сочувствия, не снизошёл до состояния человека, который ничего не понимает; или погордился, превознёсся над таким человеком — тогда, конечно, согрешил. Но наивно полагать, что вот если я сейчас максимум внимания и любви вылью на этого человека, то он останется. Нет, результат будет, если есть на то Божия воля, а ты послужил как инструмент Божественного промысла.

Священник Андрей Сыркин, Харьков: — Колет. Очень расстраиваюсь, что в храме мало прихожан. И ублажаешь, и ругаешь вас — а вы всё равно вместо службы дома сидите.

Иерей Святослав, Смоленск:— Я не произношу таких слов. У нас на приходе не принято никому говорить неприятные слова, а тем более обижать кого-то. Есть ведь просто люди, и многие из них гораздо лучше моих прихожан. А число прихожан всё время растёт, так что всё в порядке. Молодым же священникам, которые унывают, что у них людей мало, я всегда говорю: «Счастливые! у вас есть время молиться. Постарайтесь хоть несколько лет, пока народ не набежал, молиться и литургисать «для себя».

— А к вам легко подойти с глупым вопросом?

О. Игорь: — Да пожалуйста, с любым вопросом подходите. Я вообще считаю, что нет глупых вопросов — есть глупые ответы. Обычно как бывает? Пришёл человек, посмотрел, и если возникли вопросы — я стараюсь всё объяснить, предлагаю приходить почаще на службы, рекомендую почитать церковную литературу.

О. Андрей: — Легко.

О. Святослав: — Подойти легко. Если человек чего-то не знает или боится сделать что-то не так, то это не глупый вопрос. Если же человек желает оправдать себя и оговорить ближних, то пусть ищет себе других советчиков.

— А вы поможете нищему?

О. Игорь: — Помогу. Хотя сегодня существует категория нищих-вымогателей. Таких приходится опасаться, потому что, остановив тебя, они пытаются тебя ограбить. Мне приходилось сталкиваться с таким явлением: ты подаешь милостыню, а тебя вдруг облепляет толпа нищих (чаще подростки) и начинают вымогать все деньги. В таком случае я не подаю. Но когда я вижу, что человек один, то, какой бы он ни был, я подаю, ибо если человек просит, значит, ему трудно жить.

О. Андрей: — Обязательно помогу.

О. Святослав: — Не всякому. Тунеядца, вора и пьяницу прогоню без жалости.

— А на какой машине вы разъезжаете?

О. Игорь: — Я разъезжаю на машине, которую подарили нашему приходу друзья из Германии, — это «Мерседес ML 270».

О. Андрей: — На «шестёрке» 1981 года. Машина — моя ровесница.

О. Святослав: — Пешком хожу или такси вызываю.

— С любовью ли говорите с людьми?

О. Игорь: — Стараюсь говорить с любовью.

О. Андрей: — И с любовью, и с обличением, и с…

О. Святослав: — Пока с любовью не получается. Либо с радостью, либо с болью.

— Есть ли у вас время остаться в храме после службы или вы торопитесь в трапезную и по делам?

О. Игорь: — Я всё время нахожусь на приходе и редко отлучаюсь, поэтому этот вопрос для меня не совсем корректный, потому что я встречаюсь с прихожанами не только в храме, но и на улице, и в церковном доме. У меня ведь не только приход, но ещё братство и сестричество — мы окормляем онкологическую больницу в Песочном. Так что допоздна я в храме, найти легко.

О. Андрей: — Я б остался, только холодно очень (отопления нет), зимой до -170 в храме.

О. Святослав: — Тороплюсь к своей молодёжи, там уже очередь стоит. Трапезных и долгих трапез терпеть не могу.

— У вас много строительных забот?

О. Игорь: — Очень много, слава Богу.

О. Андрей: — Не много. Хотя если бы было много, я был бы рад.

О. Святослав: — Достаточно. К сожалению.

— Вас безпокоит отсутствие или недостаток так называемых спонсоров?

О. Игорь: — Нет, не безпокоит. «Господь даде, Господь отъят». Надо — Бог даёт, не надо — Бог не даёт. Так что я давно перестал переживать по этому поводу. Если Господь даёт средства на какие-то дела, значит, это нужно делать, а не даёт — стало быть, не богоугодное это дело.

О. Андрей: — Безпокоит.

О. Святослав: — У нас нет спонсоров. Мы сами справляемся и не любим никого ни о чём просить.

— Принимаете ли вы советы простых людей или вы командир и разбираетесь во всём на свете?

О. Игорь: — Конечно, принимаю советы, почему ж нет?

О. Андрей: — Принимаю и часто из-за этого страдаю.

О. Святослав: — Принимаю советы от людей знающих, способных дать дельный совет в том, в чём они опытны. Никогда не приму совета от людей, любящих давать советы.

— Советуете ли молодой девушке направляться в монастырь?

О. Игорь: — Если девушка рвётся в монастырь и если она готова к этому, то советую.

О. Андрей: — Не советую.

О.Святослав: — Испытываю её веру и стараюсь её умножить. Остальное не имеет значения.

— Часто ли вы паломничаете?

О. Игорь: — Один-два раза в год. В последнее время — на Святую гору Афон.

О. Андрей: — Не часто, для этого надо иметь твёрдую финансовую основу.

О. Святослав: — Раньше часто. Сейчас нет.

— Не хотите ли перебраться в глубинку?

О. Игорь: — Куда-то ещё глубже? Нет. Я думаю, что нахожусь на своём месте — между городом и деревней.

О. Андрей: — Я и так почти там.

О. Святослав: — Нет. Пока не появится человек, способный выполнить мой объём работы. А когда появится и мне понадобится время для мыслей и книг, а не для людей, тогда — да.

— Можете ли на трудный вопрос ответить «не знаю»?

О. Игорь: — Разумеется.

О. Андрей: — Могу.

О. Святослав: — А что в этом особенного?

— Звоните ли вы прихожанину домой, если долго не видите его на службе?

О. Игорь: — Не так часто. Тем, кто близко мне знаком, могу и позвонить, узнать, в чём дело. Также могу позвонить тем своим духовным чадам, которые… не совсем благополучны, или у них какие-то трудные жизненные обстоятельства. А просто вмешиваться в личную жизнь человека, считаю, не всегда уместно.

О. Андрей: — Даже заезжаю.

О. Святослав: — Очень редко. Узнавать телефоны прихожан мне представляется нескромным. Что же до молодёжи, то с ними этого — «долго не вижу» — не бывает. Те, кто любят храм и Бога, — всегда здесь.

— Знаете ли имена всех своих прихожан?

О. Игорь: — Всех не знаю — их очень много, но подавляющее большинство, скажем, 90%.

О. Андрей: — Знаю.

О. Святослав: — Нет. Только обстоятельства их жизни и лица.

— Просто ли вас в нужном случае пригласить совершить требу дома?

О. Игорь: — Пригласить-то просто. Другое дело, что я не всегда ввиду занятости могу тут же откликнуться. Поэтому если я сегодня, например, не могу, то предлагаю другой день или же прошу исполнить требы нашего второго священника, у которого меньше хозяйственных и административных забот по приходу. Я не тороплюсь откликаться на просьбы ехать освящать машину или квартиру, сначала предлагаю побеседовать, поисповедоваться. Потому что если вы хотите освятить квартиру, а сами не причащаетесь и не молитесь, то толку всё равно не будет. Что касается отпевания… я не отпеваю людей, которые не ходили в церковь, за исключением тех стариков, которые в советские времена не имели такой возможности, а сейчас у них уже нет сил. Но если надо причастить больного — стараюсь сделать это побыстрее. А ради умирающего вообще бросаю все дела и иду.

О. Андрей: — Просто.

О. Святослав: — Постараюсь послать молодого священника, если понадобится совершить требу и людям всё равно, кто это сделает. Поеду сам, если людям будет не всё равно. Обязательно поеду сам, если нужно будет сугубо молиться об исцелении болящего. Никогда не поеду к богатому или самодовольному человеку, кроме случаев большого горя или явной воли Божией.

Вопросы задавал Александр РАКОВ

http://pravpiter.ru/pspb/n185/ta010.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru