Русская линия
Труд Валерий Коновалов22.05.2007 

Тайна примирения
Если в эти дни применительно к церковной жизни звучат слова «тайна примирения», то можно предположить, что речь идет о состоявшемся только что воссоединении Русской Православной и Зарубежной Церквей. Это и так, и не так

Событие другое, но, на мой взгляд, для верующего человека столь же значимое. С таким названием в издательстве Свято-Данилова монастыря «Даниловский благовестник» вышла книга протоиерея Алексия Уминского.

Но можно ли это вообще сравнивать: небольшую по объему книгу и великие торжества в храме Христа Спасителя, завершившие долгий и трудный путь к церковному примирению?

Мне кажется, можно. Потому что духовная жизнь так устроена, что равновеликими оказываются события очень разного в общепринятом понимании масштаба. Об этом и в самой книге говорит автор, когда напоминает слова одного великого святого:

«На обращение одного грешника Господь тратит больше Своей Божественной энергии, чем на сотворение мира!»

Что в самом деле может быть значимее и грандиознее, чем душа человека, чем ее спасение?

Так что примирение Церквей — никак не более сложная проблема, чем примирение всего лишь одного человека с Церковью, с Богом. Да и с самим собой. В некотором глубинном смысле это одна и та же проблема. Ведь разделение одной души так же трагично, как и целого космоса, а гармония также прекрасна.

Об этом и размышляет протоиерей Алексий Уминский в своей удивительной книге. Это одновременно и беседы с прихожанами, и своеобразные проповеди, и богословские эссе, объединенные напряженным поиском ответа на самые главные вопросы. Кто мы? Зачем идем в храм? Как обрести веру? Где смысл и спасение?

Движение мысли здесь захватывает, как детектив, хотя речь о серьезных и глубоких проблемах. О покаянии, страхе, свободе, самопознании и любви.

Практические советы соседствуют с острейшими парадоксами, которые заставляют взглянуть на привычные понятия с неожиданной стороны.

Что-то звучит почти как вызов общепринятым в миру представлениям.

Многое кажется противоречивым, а потом вдруг укладывается в единую логику, которая объясняет даже то, что считается необъяснимым.

Ведь логика эта неизмеримо выше человеческой. Но она пронизана и самой высокой любовью. Отец Алексий так об этом пишет:

«Для человека, в котором царствует Господь, нет разделения, как нет разделения для Бога. Бог не может любить одних и не любить других, прийти для спасения одних и не прийти для спасения других».

Эта великая спасательная работа требует непременного участия самого человека. Требует и соучастников — пастырей, проповедников. Отец Алексий — один из них. Кроме своей церковной службы, он каждую неделю в прямом эфире передачи «Православная энциклопедия» рассказывает о вере, отвечает на множество вопросов людей, ищущих смысл жизни, гармонию, Бога. Делает это так же талантливо и честно, как в своей новой книге.

И все это приближает к пониманию сути веры, сути отношений Бога и человека. Помогает отвечать и на такие, например, вопросы: «Почему существует страдание? Почему умирают дети? Почему торжествует ненаказанное зло? Почему так много несправедливости в мире?»


А самое главное — помогает понять, что в нашей собственной душе творится. Как советовал Серафим Саровский, «надо чаще входить в себя и спрашивать: где я?»

Вот книга протоиерея Алексия Уминского и служит надежным путеводителем на этом пути.

Так писать о вере — редкий дар.

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200 705 220 860 306


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru