Труд | Иоанн Охлобыстин | 22.05.2007 |
— Отец Иоанн, не секрет, что в России несколько подозрительно относятся к людям, у которых слишком много талантов. Не боитесь, что из-за обилия своих занятий и увлечений вы не успеете создать что-то по-настоящему значительное?
— Мы же с вами не в храме, поэтому называйте меня просто Иваном. Тем более что одет я не в рясу, а в джинсы и почти цыганскую рубаху с петухами (ничего не могу с собой поделать: так и тянет меня ко всему цыганскому). Относительно того, зачем я берусь за все и сразу, то сам объясняю это обычной поповской жадностью. А если говорить серьезно, то каждый раз мной движет желание испытать себя. А ну-ка попробую написать что-то большее по объему, чем сценарий, подумал я, и сочинил роман. Правда, я отдаю себе отчет, что мой прозаический опыт не претендует на что-то серьезное. Более того, я расцениваю свой романчик как праздное чтиво для времяпрепровождения в джакузи, а, следовательно, не советую людям небогатым тратить деньги на мою чепуху.
Что же касается моего решения играть Распутина, то оно вызвано, извините, необходимостью заработка. У меня же пятеро детей, которых надо кормить. С тех пор как я стал священником, отказывался работать в кино. Успел даже немного соскучиться по съемочному процессу. Вот попросил благословения у своего духовного отца, который сказал, что я сам вправе решать — сниматься мне в кино или нет. И я пошел по старинке лицедействовать.
— За время вашего отсутствия что-то изменилось в родном кино?
— Первый раз на съемки картины «Заговор» я поехал с популярным артистом Григорием Антипенко, всю дорогу смотрел на него и думал: «Ну какой же он холеный!» Уже позднее из разговоров с партнерами по фильму я понял, что сейчас артисты ведут здоровый образ жизни, следят за своей внешностью и физической формой и, что самое удивительное, ни капельки не пьют спиртного на съемочной площадке. Правда, так же маются часами в ожидании дублей, плюют в потолок и считают мух. В первый день я чуть с ума не сошел от скуки, а на второй уже взял с собой ноутбук и книги. Благо, я хорошо знаю всю эту актерскую кухню, ибо в свое время окончил театральный вуз.
— С чего началось ваше погружение в образ Григория Распутина?
— С посещения парикмахерской, которую я в свое время освящал. Я попросил сделать мне какую-нибудь негламурную, возможно, даже мальчиковую стрижку. В результате получилось что-то под летчика Чкалова, хотя я надеялся добиться внешнего сходства с Распутиным. Разумеется, я не поленился прочитать основные книги, посвященные Распутину, среди которых и воспоминания его убийц — Юсупова и Пуришкевича, недавно обнародованные материалы Скотленд-Ярда, на основании которых и построен сюжет фильма «Заговор», и труд известного историка и писателя Александра Бушкова. Ведь мне нужно было точно знать, под чем я подписываюсь, соглашаясь на роль Распутина.
— И что же это был за человек — Григорий Распутин: святой или бес?
— Меня настораживает любое проявление категоричности. Например: «Вот, она, безбожница, пришла в храм в джинсах», или «Все актеры — пьяницы и циники». То же самое и с Распутиным — развратник, бестия, враг России. Но императрица Александра Федоровна, которая для меня является непререкаемым авторитетом, не потерпела бы рядом с собой негодяя, каким представляют Распутина. Безусловно, в отношениях с Распутиным у императрицы доминировал материнской интерес — спасти своего сына от болезни, а Распутин в этом действительно помогал. Но императрица была слишком принципиальным человеком, чтобы идти на компромисс со своими убеждениями. Думаю, что Распутина облили грязью в политических целях. Английская разведка организовала покушение на его жизнь, потому что Распутин был ярым противником участия России в войне с Германией, что шло вразрез с интересами Великобритании. Советской идеологии тоже было выгодно представлять Распутина развратником, чтобы дискредитировать семью последнего русского императора.
— Иван, оставим в стороне политику. Лучше скажите: обладал ли Распутин божественным даром целителя и провидца?
— Лишь в определенные моменты он достигал божественного прозрения, тогда как святого этот дар никогда не покидает. До того, как попасть к Петербург, он был ходоком — то есть посланником простого народа к святым за правдой, за верой. Известно, что Распутин даже дошел до Иерусалима. Но вот блудом, развратом и пьянством Распутин не грешил. Как мне кажется, все эти слухи об оргиях, которые якобы устраивал Гришка Распутин, были придуманы его современниками. Например, когда он изгонял бесов, то во время этого процесса одержимые дьяволом люди вытворяли чудовищные вещи — благопристойные дамы задирали юбки и кричали матерные слова, мужчины становились на четвереньки и лаяли… Вот и сделали Распутина зачинщиком массовых вакханалий.
Что же касается его любви к зеленому змию, то старец пил исключительно мадеру. Как ни странно, но даже при жизни Распутина многие священнослужители уважительно отзывались о нем. Как мне кажется, Распутин позволил себя запутать, потому что оказался неискушенным в вопросах высшего света, царского двора и вообще столичной жизни. Это похоже на то, как если бы сегодня житель российской глубинки случайно оказался в крутом ночном клубе Москвы, где происходят такие вещи, о которых он даже не догадывался.
— Большими странностями, экстравагантным поведением обладает и герой Петра Мамонова в нашумевшем фильме Павла Лунгина «Остров». Что вы думаете об этой картине?
— Фильм «Остров» сыграл позитивную роль, показав священников людьми, как говорится, не без недостатков. Чего лукавить — все мы создания несовершенные, со своими слабостями и пороками. На мой взгляд, сценарий фильма не отличается большой глубиной (одна из тысячи курсовых работ), зато очень хороша операторская работа, замечательная музыка, интересные актерские работы. Хотя, как мне кажется, «Острову» очень далеко до «Андрея Рублева». Если легендарная картина Арсения Тарковского является произведением искусства, то фильм Павла Лунгина сделан на потребу времени. И в этом как его основное достоинство, так и главный недостаток.
— Кстати, Петр Мамонов, сыгравший старца Анатолия в картине «Остров», так же разносторонне талантлив, как и Иван Охлобыстин. Может, герой нашего времени — как раз такой человек, который совмещает в себе несовместимое: глубокую веру и актерскую игру, отшельничество и светские концерты, смирение и бунт?
— Зная Петра Мамонова много лет, я никогда не слышал от него ни слова неправды. Он действительно один из немногих, кто никогда не врет. Поэтому только из-за одного этого качества я бы отнес Петра Мамонова к феноменам нашей культурной жизни. К сожалению, беда многих людей заключается в том, что из-за своей лживости они смотрят на мир зашоренными глазами, видя все в искаженном свете. Вот почему сейчас так много бездарных фильмов и книг и очень мало настоящих откровений о времени и о человеке.
— Одно время, помню, вы баллотировались в депутаты от Тушинского округа, тогда как политика — дама не самых честных правил. К тому же агентство, которое вам принадлежало, активно занималось политическим пиаром…
— Участие в избирательной кампании от партии «зеленых» было ошибкой с моей стороны. В России вообще рассчитывать на серьезную и честную политику — смешно. Более того, на мой взгляд, Россия и политика — вещи несовместимые. К счастью, я не давал обманчивых обещаний своим избирателям. Пожалуй, я ограничился в своих посулах строительством бани, на что действительно реально был способен.
— Иван, а что-то еще помимо политики вас возмущает до глубины души?
— Когда я вижу цены в наших магазинах, то горю желанием предать анафеме и продавцов, и производителей товаров. Особенно это чувство негодования преследует меня в крупных торговых центрах, где происходит настоящий грабеж доверчивого народа. Не секрет, что на Западе цены на те же товары гораздо ниже, чем в России. Еще меня коробит от засилья бутиков, дорогущих ресторанов и элитного общества, которое якобы появилось в столице.
— Но ведь фильмы, поставленные по вашим сценариям, тоже причисляют к элитному кино для избранной аудитории?
— Кино для избранных — это полный абсурд. Прав был классик, говоря, что кино — самый массовый вид искусства, а, следовательно, и самый доступный для общего понимания.
— А ВАША ЖЕНА, МАТУШКА КСЕНИЯ, НЕ СКУЧАЕТ ПО АКТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ? ПОМНИТСЯ, ОНА ЯРКО СЫГРАЛА ГЛАВНУЮ РОЛЬ В МОЛОДЕЖНОЙ КАРТИНЕ «АВАРИЯ — ДОЧЬ МЕНТА"…
— Моя супруга на дух не переносит вульгарности и пошлости, а без этого в кино нельзя. Она у меня очень правильная, пожалуй, даже слишком правильная. Если, не приведи Господь, начнутся гонения на священников, то она первая сдаст меня со всеми моими грехами. Сейчас книгу пишу о боевых искусствах, а Ксения говорит, что я трачу время на ненужные вещи. Я пытаюсь ей противостоять, говоря, что истина находится где-то посередине, где-то между, что нельзя думать, будто твое мнение единственно правильное. Мне кажется, жизнь должна быть сказкой, которую каждый сам для себя пишет. Еще и поэтому я не могу обходиться без творчества. К моей радости, православная церковь не запрещает священникам участвовать в создании художественных миров — будь это литература, театр или кино.
Беседу вела Заозерская Анжелика