Русская линия
Prokimen.RuАрхимандрит Иоанн (Экономцев)22.05.2007 

Место и значение отечественной религиозной культуры в образовательном пространстве России
Доклад на Международном симпозиуме «Вузы, культура и искусство в мировом образовательном пространстве», прошедшем 17−18 мая в Москве

Уважаемые участники Симпозиума!

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II я возглавляю Отдел религиозного образования Русской Православной Церкви, а также являюсь ректором Российского Православного института во имя св. ап. Иоанна Богослова. Возглавляемый мною Отдел курирует не подготовку священнослужителей для Церкви, а обучение мирян, то есть людей посвятивших себя не сугубо религиозному назначению, но остающихся в миру и занимающихся самыми разнообразными видами профессиональной деятельности.

Трудно переоценить роль христианства в создании европейской культуры и цивилизации. Именно заложенная в ней глубинная открытость Богу и людям, отказ от национального обособления, признание, что в каждом человеке живет духовное начало, которое формирует в нем уникальную и неповторимую личность, способствовали выработке общечеловеческих ценностей, поставленных ныне во главу угла.

Уместно здесь вспомнить замечательные слова, сказанные Святейшим Патриархом Алексием II: «Даже идеи прогресса и свободы, суверенных прав человеческой личности, столь сильно повлиявшие на облик современной цивилизации возникли под мощным христианским влиянием и не могут быть достаточно глубоко и адекватно поняты вне контекста христианской культуры. Мы вовсе не отделены от Европы непреодолимой стеной, но даже являемся существенной частью ее, именно в своем православном качестве. Россия нужна миру как Россия Феофана Грека и Андрея Рублева, Пушкина и Достоевского, как хранительница и продолжательница лучших достижений нашей культуры, глубоко укорененных в духе православной традиции».

Именно духовная доминанта русской культуры позволила ей войти в сокровищницу культуры мировой. Нравственность, образование и культура — вот основные сферы влияния Церкви в обществе. Все высшие достижения русской культуры нерасторжимо связаны с Православием. И я убежден, что сегодня только Церковь может дать «второе дыхание» великой русской культуре, подлинную духовную опору процессу общероссийского культурного возрождения.

Безусловно, нет сегодня дела актуальнее возвращения в нашу жизнь фундаментальных общечеловеческих ценностей христианской цивилизации, навсегда объединивших Европу и Россию. Только таким образом Россия может стать полноценной и неотъемлемой частью Европы, обрести недостающую ей крепость и силу, чтобы противостоять не только терроризму, но и натиску масскультуры, культу насилия, вседозволенности и распущенности.

Православие воспитывало в русских людях уважение не только к своему, но и к чужому, «всемирную отзывчивость русской души», о которой говорил Ф.М. Достоевский, выражаясь современным языком «межконфессиональную и межнациональную толерантность», в чем имеется сегодня такая настоятельная потребность.

Именно культура может стать самым надежным щитом, она способна защитить нас — с одной стороны, — от духа обскурантизма, нетерпимости и невежества; с другой — от владычества суеверий и оккультных лжеучений, к сожалению, получивших массовое распространение в сегодняшней России.

Как в России, так и в Европе на протяжении многих столетий образование теснейшим образом было связано с Церковью. Первые университеты возникли именно в стенах монастырей. Можно здесь вспомнить и Славяно-Греко-Латинскую академию в Заиконоспасском монастыре в Москве, ставшую предтечей как Московской Духовной академии, так и Московского Государственного университета. Совсем не случайно и до сих пор в старинных европейских университетах теология продолжает считаться одним из четырех базовых направлений гуманитарной науки наряду с историей, филологией и юриспруденцией. И это нам необходимо иметь в виду, поскольку перед российским образованием сегодня поставлена важная и безотлагательная задача полноценного вхождения в единое мировое образовательное пространство.


Гуманитарная наука без знания культурообразующих духовных основ существовать по-насто­ящему не может. Не зная их, российские ученые никогда не смогут выйти на общепринятый во всем мире уровень гумани­тарной науки. Сейчас, когда наша страна вклю­чилась в Болонский процесс, нам просто необходимо иметь ученых европейского уров­ня, занимающихся теологией.

Государственная власть и Православная Церковь в дореволюционной России совместно ревностно заботились о просвещении народа и ступень за ступенью вели его к духовному совершенствованию. Государство активно использовало содержащиеся в сокровищнице Священного Предания Церкви высочайшие духовно-нравственные истины, и, что особенно важно, зримые образцы духовного подвига в лице святых Православной Церкви, часто сопряженного с борьбой за государственные и национальные интересы России, с активным социально-общественным служением. Российское образование было единым, имеющим тесное взаимодействие учреждений государственного общеобразовательного и высшего, богословского (духовного) и частного образования.

Однако на протяжении почти всего прошлого XX века у нас в стране государственная власть стремилась отстранить Церковь от образования и культуры. Между тем, именно в России такое отделение означало утрату собственного лица, разрыв со своей тысячелетней традицией, отказ от исторически сложившихся корней и связей. Инерция атеизма в образовании, к сожалению, еще очень велика и преодолевается медленно, хотя запрос в обществе на религиозную культуру очень значителен, что можно видеть по успеху фильма «Остров».

Ныне уже почти всем стало ясно, какой ущерб продвижению России в будущее нанесла ей семидесятилетняя война против Христа и Его Церкви. Доминирование господствующей идеологии во всей ее нетерпимости и амбициозности, а также искусственно создаваемая закрытость, придавали культуре и образованию, особенно гуманитарному, чрезвычайно однобокий и искаженный характер. Ведь одним из главнейших назначений культуры всегда был и остается прорыв в запредельное, в сферу горнего, соприкосновение с вечными непреходящими ценностями.

Православие не отгоражено от мира церковной оградой. 15 лет назад мы создали Российский православный институт св. ап. Иоанна Богослова. В нем учится около 800 студентов на десяти факультетах (Философско-богословском, Библейско-патрологическом, Филологическом, Экономическом, Экологическом, Психологическом, Юридическом, Историческом, Церковного искусства, Журналистики). Планируется создание строительного факультета, выпускники которого будут заниматься сооружением храмов.

Институт создан как нормальное профессиональное учебное заведение, соответствующее всем необходимым современным стандартам преподавания специальных отраслей науки. Не было бы преувеличением сказать, что здесь собираются видные представители гуманитарной науки, хотя и получают весьма умеренную плату за свой нелегкий преподавательский труд. Но их встречают увлеченные наукой лица студентов, исполненные высоких устремлений,

В чем же идея этого учебного заведения? — Прежде всего, в органичном единении веры и знания. Я убежден, что на современном этапе, когда предпринимаются эффективные попытки информационного и психологического воздействия не только на отдельного человека и группы людей, но и на целые народы, подлинная наука в своих исследованиях не может не смыкаться теснейшим образом с нравственными и религиозными вопросами, с личным выбором ученого при решении проблем добра и зла,

Что в этом смысле может дать наш институт? В 1995 году в письменном обращении к Синоду Русской Православной Церкви руководитель национального комитета славистов академик Никита Ильич Толстой, почетный член многих Академий, так охарактеризовал систему образования в нем: «Задача педагогов института, в основном „светского“ по своему характеру и составу основных предметов придать духовную глубину и духовный смысл всей той сумме знаний, которую получает и получит студент».

Необходимость восстановления целостной системы образования осознана и в ряде светских учебных заведений. Например, в Курском и Рязанском государственных педагогических университетах, Алтайском, Белгородском, Владимирском, Дальневосточном, Красноярском, Нижегородском, Орловском, Сургутском, Тверском и Шуйском государственных университетах, в Новокузнецком институте повышения квалификации учителей созданы факультеты и отделения теологии и религиоведения, кафедры и лаборатории православной педагогики. 36 вузов России сегодня готовят теологов.

Именно в сфере культуры и образования мы выступаем за симфонию Церкви и государства, за их тесное сотрудничество и органическую интеграцию. Следует сказать о чрезвычайно важном культурно-просветительском значении ежегодных Рождественских образовательных Чтений, проводимых нашим Отделом под почетным председательством Святейшего Патриарха. Это крупнейший образовательный форум года, собирающий свыше 10 000 человек, в нем участвуют не только педагоги, но и государственные деятели, ученые, представители творческой интеллигенции. Всего в рамках Чтений проведено было 140 конференций и секций, где заслушано около 2000 докладов. Огромной популярностью из года в год пользуются секции «Православие и культура», «Православие, театр и кино», «Церковные древности», «Традиционные ремесла России», «Возрождение русской словесности», «Православная музыкальная культура». Ежегодные Рождественские образовательные чтения и участие в них огромного числа людей наглядно показывает, что ценности православной культуры востребованы нашим обществом и российским образованием. Хотелось бы обратить особое внимание на фестиваль искусств, приуроченный к нашим Рождественским чтениям. Его участниками были Малый театр, Московский государственный академический камерный музыкальный театр под руководством Б.А. Покровского, Государственная Третьяковская галерея и многие другие театры и музеи.

В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося деятеля русской и мировой культуры академика, создателя Российского Фонда культуры Дмитрия Сергеевича Лихачева. Чему же посвятил всю свою жизнь академик Лихачев? В труднейших условиях советского времени он трудился над возвращением людям позабытых сокровищ, непреходящих ценностей древнерусской культуры, которая полностью входит неотъемлемой составной частью в православное культурное наследие.

«Культура, говорил он, — это святыни народа, святыни нации». И удивительно глубоко и современно развивал эту тему: «Святыни Святой Руси не могут быть растеряны, проданы, поруганы, забыты, разбазарены: это смертный грех».

Прежде всего, любой образованный человек, живущий в нашей стране и говорящий на русском языке, должен знать и понимать ее культуру и традиции. Россия сложилась исторически, как страна европейской, христианской цивилизации.

Религиозная составляющая жизни, являющаяся высочайшей ценностью для миллионов людей во всем мире, не должна быть глухо закрыта для них. Нельзя стать даже просто культурным человеком, не познакомившись с Библией, Книгой книг, и поныне продолжающей оставаться самой читаемой книгой на свете.

Думается, что период взаимного отчуждения Церкви, общества и государства подходит к концу. Правильный баланс церковно-государственных отношений должен быть достигнут и соблюден, — ведь это безусловный фактор общественной стабильности, этого требует сама культура государственности.

Мы говорим о необходимости вхождения нашей страны в единое мировое образовательное пространство, но и сами при этом должны стремиться к единению российского образовательного пространства и преодолению его расколов, обусловленных исторически тоталитарным наследием.

В статье 2-й Закона Российской Федерации «Об образовании» продекларирован принцип «единства федерального культурного и образовательного пространства». Необходимо активизировать процессы взаимной интеграции государственного, негосударственного общего и религиозного образования, богословского (духовного) образования в единое образовательное пространство России.

На наш взгляд, представляется целесообразной поэтапная интеграция религиозного образования с государственной и муниципальной системой образования и формирование единого образовательного пространства Российской Федерации, что возможно осуществить через:

— государственное лицензирование и аккредитацию всех учреждений сферы образования;

— переход учебных заведений, учрежденных религиозными организациями, на государственные образовательные стандарты в преподавании ряда общеобразовательных дисциплин;

— оказания им помощи в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса, в подготовке кадров;

— признание дипломов и ученых степеней, присваиваемых ими, Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации;

— развитие спектра культурологических учебных курсов религиозной направленности, преподаваемых в рамках вариативной части образовательной программы в государственных высших образовательных учреждениях.

Вот, что сказал в своем недавнем интервью «Парламентской газеты» председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов: «Обучение азам религиозной культуры крайне необходимо, если мы действительно хотим воспитать подрастающее поколение патриотами нашей страны. С нашей точки зрения, чтобы появился полноценный, гармонично развитый человек, надо, чтобы он обладал и религиозными знаниями. И нельзя лишать человека права и возможности эти знания получать». Не может не произвести благоприятное впечатление такая взвешенная и ответственная позиция председателя думского Комитета.

На протяжении многих столетий русской истории православное образование не было отделено от общего образования и являлось его неотъемлемой частью. Нельзя воспитывать, если не знаешь ответа на главный вопрос: какого человека хочешь воспитать. Стержнем традиционного многовекового уклада нашей страны всегда было Православие, дающее образованию самое главное — различение добра и зла, умение открыть духовную высоту, святость, истину. В Российском обществе растет понимание, что судьба русского народа неразрывно связана с возвращением его к святоотеческой традиции и православным корням национальной культуры. Православное образование — это ключ не только к прошлому, но и к будущему России.

Убежден, что под благодатным покровом Церкви возможно подлинное чудо — превращение постсоветскоого общества в общество по настоящему нравственное и культурное.

И следует со всей ясностью понимать, что Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены в основу современной системы образования и воспитания подрастающего поколения. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны.

Архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ректор Российского православного института св.ап. Иоанна Богослова

http://www.prokimen.ru/article_2688.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика