Радонеж | Людмила Ермакова | 22.05.2007 |
В книжных магазинах на видном месте выставлены книги с рекламными заставками по оккультизму и магии. Библиотечные фонды укомплектованы в основном книгами доперестроечных изданий и только в конце 2006 года специальным распоряжением местной власти были выделены деньги на закупку книг для городских библиотек.
На совещании, темой которого было обсуждение активизации работы библиотек в деле культурного просвещения населения, довелось выступить и мне. Я обратила внимание библиотечных сотрудников на то положительное или негативное влияние художественной и научно-популярной литературы, которое она оказывает на наше духовное и культурное развитие. Рассказала я и о тех психологических и даже психиатрических проявлениях, которые возникают после увлечения чтением книг по оккультизму, магии, а также книг с агрессивной и эротической направленностью.
Неожиданностью для меня было то, что библиотечные сотрудники, люди с высоким уровнем культуры и хорошим литературным вкусом вдруг стали рьяно защищать оккультную литературу, называя ее фольклором. «И что же нам делать, если именно эта литература пользуется особым спросом?» — вопрошали они.
На следующий день, когда я пришла в центральную городскую библиотеку, то застала такую картину. В абонементном зале работала библиотекарь, которая накануне доказывала, что оккультная литература совершенно необходима для изучения фольклора. Рядом с ней стоял пожилой человек и нервно спрашивал, где здесь «выступает психолог». Библиотекарь растерянно показала на меня. Пришлось мне объяснять, что я здесь не «выступаю». А что Вы хотели? — поинтересовалась я.
Оказалось, что уже несколько лет подряд к ним приезжает некий «психолог» Стефания, выступает в местном кинотеатре, продает свои книжки. Этот человек купил книжки и, прочитав, написал письмо по указанному в конце книжки адресу с указанием своего адреса. После этого к нему несколько раз заглядывали посланники от Стефании. И с этого момента с ним стали происходить странные вещи. У него стал постоянно в голове звучать голос, который ему рассказывал про любого встречного или увиденного по телевизору немыслимые мерзости. Этот голос требовал от него изнасиловать и убить дочь, и пугал, что убьет всю семью. Этому человеку на стене, как по телевизору показывались картины прошлого и будущего.
«И сейчас этот голос ругает меня, говорит — молчи!.. такой-сякой, а то убью!» — повторял этот человек, прислушиваясь к чему-то внутри себя.
Присутствовавшая при этом библиотекарь потеряла дар речи, а когда он ушел, вдруг с ужасом сказала, что у ее мужа что-то похожее. Потом выяснилось, что визиты в город заезжих «психологов-экстрасенсов» не прошли бесследно. В городе образовались некие «кружки», руководимые людьми из культурной элиты города. В этих кружках, как водится, интересовались так называемыми «энергиями», занимались целительством путем наложения рук и т. д.
При мне приходили читатели и, действительно, интересовались прежде всего книгами того самого сомнительного содержания, о котором мы говорили накануне. Более того в абонементном зале библиотеки на самом видном месте стояли стеллажи с книгами «читательского обменного фонда». И скажу вам откровенно, что я бы никогда даже в руки не взяла тех книг, которые были здесь — в центральной библиотеке города! Это были «боевики» изуверского характера, это целые стеллажи книг о монстрах и прочей темной духовности, замаскированные под фантастику, это, поражающие пошлостью «любовные серии». Вполне возможно, что читатели отдавали в библиотечный читательский фонд те книги, которые не жалко было выбросить, но ведь сотрудники библиотеки могли отказаться от подобного рода книг.
Среди новинок библиотеки на видном месте была выставлена книга-пособие о татуировках. Понятно, не все ныне читают книги Св. Писания и не знают таких слов: «не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Левит, 19,28). Но все-таки необходимо поддерживать репутацию центральной библиотеки города как культурного учреждения, это ко многому обязывает. Полистали мы вместе эту книгу и убедились в опасности рекламы такой книги: предлагаемые рисунки для нанесения на кожу наших детей — это, как правило, или магические знаки или устрашающие узоры из черепов, костей, змей и пр.
Конечно, заглянула я на стеллажи с психологической литературой и обнаружила «Дианетику» Р. Хаббарда в трех экземплярах. К тому же она оказалась одной из самых любимых книг заведующей библиотекой. Руководитель города ахнул, когда узнал о наличии этой книги в библиотеке, а библиотекари долго удивлялись — подумаешь, хорошая книга!
Вообще надо сказать, отсутствие православного информационного канала — радио Радонеж, например; а также православных изданий весьма ощутимо сказывается на состоянии общества, особенно молодежи. В библиотеке записано две трети населения города, читают много — это было бы хорошо, если бы было соответствующим содержание читаемых книг.
Хочу отметить, что сотрудники библиотеки что-то поняли, к чему-то прислушались, потому что уже на следующий день наиболее одиозные книги были убраны с библиотечных стеллажей, но много еще и осталось. Но главное — были выделены средства на комплектование библиотек города хорошей литературой.
На ХУ Рождественские чтения из этого города приезжала делегация от отделов культуры и образования. Заехали мы с ними в книжный магазин при Сретенском монастыре — впечатление ошеломительное! Люди многое поняли, сориентировались и в выпускаемой литературе, и в издательствах. Работа продолжается и не все так просто, но уже не безнадежно.
* * *
Наше, постперестроечное время, думаю можно сравнить с тяжелым послевоенным временем. Есть надежда, что перестанет для нас быть привлекательной система западных ценностей, вернемся мы к истокам нашей православной цивилизации. Это прозвучало с первых слов послания первого лица в государстве, а нам важно не пропустить этого. От активной позиции каждого из нас на своем месте очень многое зависит. Надо это хорошо понимать и правильно использовать.