Русская линия
Русское ВоскресениеПротоиерей Петр Деревянко21.05.2007 

Святые равноапостольные cолунские братья
К Кирилло-Мефодиевским торжествам

СВЯТОЙ КИРИЛЛ

Святой равноапостольный Кирилл (в миру Константин) — просветитель славян, родился в 827 г. в г. Солуни в семье знатных аристократов. Он был младшим из семи братьев.

Слушая лучших учителей Константинополя, в том числе будущего патриарха Фотия, он получил блестящее образование. За светлый ум и большие познания Константина прозвали Философом. В школе он был другом будущего императора Михала III.

Константин знал греческий, латинский, древнееврейский и славянские языки. Посвященный в пресвитера, он стал главным архивариусом патриаршей библиотеки при Соборе св. Софии.

Направляясь с миссией в Хазарию, он посетил Корсунь, задавшись целью найти мощи святого апостола Климента — папы Римского.

Замечательный успех Константина произвёл сильное впечатление не только в Крыму, но и во всей Западной Европе, когда мощи апостола преемника апостола Петра были доставлены в Рим.

Через два года вместе с братом Мефодием по просьбе моравского князя и по изволению патриарха императора Константин прибыл в Паннонию, затем в Моравию, где св. братья составили славянскую азбуку. Вместе с помощниками они проповедовали и переводили на славянский язык богослужебные книги.

То был период резкого обострения отношений между Римом и Византией патриарх Фотий предъявил папе Николаю 60 претензий в отступлениях от «правой веры».

Бывший учитель философии в высшей столичной школе Константин был убеждён в том, что каждый народ вправе иметь своё письмо, свой язык, чтобы приобщиться к ценностям мировой культуры. Богослужение должно быть тоже на родном языке.

Сохранились записки Анастасия Библиотекаря, близкого к папе Николаю, в которых он с восторгом отзывается о достоинствах Кирилла, как мыслителя, богослова и проповедника.

Император вызвал братьев из монастыря «Олимп» и послал к хазарам для проповеди и диспутов о вере.

Немецкие епископы, служившие в Моравии по-латыни, подали жалобу на братьев, переговоры с которыми вёл папа Адриан II, сменивший Николая. Он не только одобрил труды братьев-просветителей славян, но по их просьбе даже посвятил их помощников-учеников в священный сан и утвердил богослужение на славянском языке, о чём издал буллу.

Заболев, Константин принял схиму с именем Кирилл, а через 50 дней, 14.11.869 г., скончался в Риме.

Его мощи по благословению папы положили в римском храме, где нетленно почивают мощи св. папы Климента — преемника апостола Петра. Св. Кириллу усвояется изобретение славянской азбуки, названной его именем.

СВЯТОЙ МЕФОДИЙ

Просветитель славян епископ Моравский святой равноапостольный Мефодий родился в аристократической семье в г. Солуни. Он был старшим из семи братьев. Сначала управлял восточной Македонией, потом стал монахом в монастыре «Олимп».

В 862 г. моравский князь Ростислав (11. V), желая освободиться от влияния немецкого духовенства, обратился к патриарху Фотию (6.2) и императору Михаилу III с просьбой прислать проповедников, знающих славянский язык.

В 863 г. Мефодий с братом Константином прибыли в Моравию исполнить святую миссию. Не ограничиваясь пребыванием в Велеграде (столице), они посетили и другие города, в которых провели более трёх лет, добились больших успехов, заложив фундамент независимой славянской народной церкви.

Немецкое духовенство крайне враждебно отнеслось к деятельности солунских братьев. Протестуя против славянского богослужения, они утверждали, что оно может быть совершаемо только на латинском, греческом или еврейском языках.

Мефодий с братом поехали в Венецию с надеждой посвящения их учеников в священный сан для Моравии и Паннонии. Однако их постигло разочарование: собор тамошнего духовенства не одобрил славянское богослужение. Святым братьям пришлось ехать кРимскому папе Николаю, где провели около года. Созванный там собор по смерти Кирилла (869 г.) признал возможным богослужение на славянском языке. Адриан II, преемник папы Николая, издал об этом особую буллу.

Мефодий, посвященный в 871 г. в сан архиепископа Паннонии, с энтузиазмом продолжал создавать местную славянскую церковь.

Немецкие феодалы свергнув князя Ростислава, подчинили местную церковь своему влиянию. Но в результате народного восстания Моравия вновь стала независимой. Однако, действуя клеветой и обманом, враги добились лишения сана Мефодия и заключения его в Швабию, где он мучился в тюрьме два с половиной года.

Папа Иоанн III нашёл, что немецкое духовенство превысило свои полномочия. Мефодия выпустили на свободу и восстановили его в правах архиепископа. С этого времени началась особо интенсивная деятельность Мефодия в Моравии и Паннонии. Он остался главой славянской церкви до своей кончины 6.5.885 г. По наущению немецкого духовенства кн. Святополка изгнал из Моравии учеников и сотрудников Мефодия, которые нашли приют при дворе Болгарского царя Бориса — Михаила (+ 2.5.907 г.).

Западные славяне были насильственно вовлечены в сферу влияния римско-католической культуры, тогда как восточные и южные пользовались своей письменностью и богослужением на славянском языке и находились в сфере влияния Византии, благодаря активной деятельности учеников Мефодия: епископа Горазда Охридского, епископа Величского Климента (27.7.916), Саввы, Наума и других продолжателей святого дела Солунских святых братьев.

Совместная память св. св. Кирилла и Мефодия — 11 мая старого стиля.

P. S.При подготовке статей использованы «Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской церкви «, СПб, 1908.6.4., «Славянская энциклопедия», М.2002, т. 1, «Настольная книга священнослужителя», М., 1979, т. 3.

http://www.voskres.ru/podvizhniki/derevianko.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика