Столетие.Ru | Александр Самоваров | 19.05.2007 |
Говоря о воссоединении церквей, действительно, без ссылок на прошлое не обойтись. Пресс-секретарь Воронежско-Борисоглебской епархии отец Сергий Заруцкий сказал: «Результатом соглашения между Русской православной церковью и Русской православной зарубежной церковью стало восстановление полноты нашей Церкви, расколотой надвое в результате гражданской войны»
Никита Михалков отметил: «подписание Акта о каноническом общении, по большому счету, прекращение гражданской войны». Такую же оценку дает патриотический деятель, первый заместитель председателя Тульской областной Думы Владимир Тимаков: «В некотором роде — это окончание гражданской войны через почти 90 лет, которая раскалывала общество. Прихожане стали едины, перестали себя воспринимать как чужих, а как представителей общей церкви».
Не стоит, конечно, сбрасывать со счетов идею гражданского примирения, но прошлое это уж слишком далекое. За десятилетия большинство «красных» стали «белыми», а некоторые «белые» «красными». Иногда смена «окраски» происходила не по одному разу. Некоторые генералы и офицеры Красной Армии воевали против СССР, а некоторые бывшие белогвардейские генералы в это время сотрудничали с НКВД. В СССР в 60-е годы выросло поколение, которое героизировало Белую гвардию, а за границей часть эмигрантов признало силу СССР. Бывший радикальный марксист Солженицын, как никто, воспел царскую Россию и возглавил интеллектуальный крестовый поход против Советского Союза. А с 1991 года вообще началось невообразимое, когда первые секретари обкомов косяком пошли в Божьи храмы, чтобы занять там лучшие места. И говорится это не с тем, чтобы кого-то осудить, а для уяснения происходящего.
Воссоединение Церквей — это акт не во имя прошлого, а во имя будущего. Прошлое с его страстями ушло, а впереди не очень ясное будущее.
В самом деле, кого и с кем сейчас примирять в прошлом, если стремительно меняется эпоха? Другой вопрос, что за прошедшие годы миллионы русских сограждан покинули страну, и за рубежом прибежищем им являются православные храмы. И, в общем-то, не очень было понятно, почему вера та же, священники русские, а Церкви были разные. Другие русские, без всякой вины со своей стороны, стали гражданами иностранных государств на территории исторической России.
Именно об этой стороне воссоединения говорил президент Путин. Он сказал, что возрождение церковного единства — «это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего „русского мира“, одной из духовной основ которого всегда была православная вера. И сейчас для очень многих соотечественников, живущих вдали от России, именно Церковь является подчас единственным „островком“ Родины». По словам президента, эта незримая связь помогает русским сохранять национальную культуру и традиции, родной язык, ощущать свою сопричастность с делами Отечества.
Но суть происшедшего лучше всего передана в самом Акте о каноническом единстве церкви. В числе прочего там говорится: «Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад Ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских, Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам Ее, во отечестве и рассеянии сущим».
И еще: «Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино».
Дело тут значительно серьезнее, чем просто формальное объединение двух церквей. Христианская церковь с самого начала своего возникновения стремилась гармонизировать мир. И сейчас, перед новыми вызовами времени, как никогда пришло время «рассеянных чад Божиих собрать воедино».
Что изменилось за последние 2000 лет? Человек стал иным? Да все тот же человек… Со своими страстями и страхами. Что лежит в основе преступлений и войн? Мыслители уже тысячи лет назад знали, что в основе всего этого лежит подсознательный страх перед одиночеством. И есть единственный путь избавления от этого страха — вера в Бога. Когда маленький и ничтожный человечек осознает, что он вовсе не затерян во Вселенной, не брошен, он не одинок.
Русская православная зарубежная церковь сыграла очень большую роль в том, что рассеянные после 1917 года по всему миру русские как-то сохранили себя. Русская православная церковь сыграла значительную роль в самоидентификации русских после 1991 года в России. Вроде бы события разного масштаба. В первом случае часть русских была изгнана с родной земли. Во втором случае мы остались жить на своей земле, но потеряли мировоззренческие ориентиры. И вот как об этом пишет явный недруг православия, если судить по его статье, Алексей Макаркин: «Многие христиане «по названию» простодушно признаются социологам, что ни в Бога, ни в черта не верят, а называют себя таковыми только потому, что православный — это русский». Макаркин думает, что это слабость признавать себя православным только потому, что ты русский. На самом деле эта была та палочка-выручалочка, за которую ухватились многие и спаслись.
Не очень нравится Макаркину и нынешнее объединение церквей. Он пишет: «По сути дела, у зарубежной церкви было только два варианта — или маргинализация, или подчинение РПЦ. Вариант с подчинением, несмотря на сохранение за РПЦЗ права на самоуправление, имеет свои риски, и немалые: известно, что Патриархия привыкла вести энергичную имущественную и кадровую политику, которая если не в ближайшие годы, то в среднесрочной перспективе может затронуть и «зарубежные» епархии. Но для большинства современных «зарубежных» верующих он все же стал лучшим по сравнению с медленным, но неизбежным угасанием в одиночестве на необитаемом острове».
Этот его анализ причин объединения церквей показателен. Макаркин — наш отечественный политтехнолог. И он не может понять, что кроме корысти есть и еще что-то — духовное, например. Нападки на Православную церковь в последнее время носят порой неприличный характер… Но факт состоит в том, что практически из небытия вернулся «православный материк», опершись на который, уже многие почувствовали себя прочно стоящими на ногах.
Объединение для церкви носит и во многом символический характер. Нынешняя Русская православная церковь перестала практически для всех быть «частью советской системы». Она приобрела новое качество, признанием этого качества и стало воссоединение церквей.