Патриархия.Ru | Михаил Моисеев | 19.05.2007 |
Для человека светского термины «каноническое общение» или «евхаристическое единство» наверняка не самые понятные. Это видно даже по тем комментариям, которые вчера давали журналистам верующие — участники торжественного богослужения на ступенях Храма Христа Спасителя. «Радость, большая радость», — таков примерно был лейтмотив этих комментариев, как со стороны прихожан московских храмов, пришедших в этот день в кафедральный собор столицы, так и из уст прибывших на торжества паломников из-за границы.
Журналисты были даже немного расстроены тем, что не могут добиться от людей чего-то особенного, каких-то особенно ярких слов и впечатлений. Их можно понять: «восстановление евхаристического общения» — слова, значение которых трудно осознать человеку не церковному. Отсюда — желание добиться какой-то «конкретики»: что может означать подписание Акта в практическом плане? Как изменятся границы епархий Русской Православной Церкви в Европе и в других регионах, где до сих пор существовали «параллельные» церковные структуры? Кто из епископов в этих епархиях станет правящим архиереем, а кто — викарным? Таковы, в основном, вопросы, которые занимали пишущую и снимающую братию накануне подписания Акта.
Несомненно, это всё — вопросы, представляющие определенный интерес. Но все же главное содержание происходящих событий заключено не в структурных изменениях внутри Русской Церкви. Главное совершилось вчера в храме — в алтаре, а потом на амвоне храма Христа Спасителя, где духовенство и паства Поместной Русской Церкви причастились Святых Тайн из единой чаши. «Се что добро или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132, 1), — писал ветхозаветный пророк и псалмопевец. А в Новом Завете Сам Господь молился о Своих учениках и последователях: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21) и заповедовал апостолам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).
Вчерашнее богослужение лучше всяких официальных заявлений показало: нет ничего более важного и ценного для церковной жизни, чем единство верующих. Единство не формальное — обеспеченное какими-то постановлениями или указами, не учрежденное властными распоряжениями — но «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1−16). Та атмосфера, которая царила в храме, была атмосферой мира — мира в значении примирения и умиротворения. В алтаре священники и архиереи по обычаю приветствовали друг друга: «Христос посреде нас! — И есть, и будет!», и не было ничего странного в том, что к привычной русской речи порой примешивалась английская.
«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний. Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа», (Когда сошел, сливая наречия, разделил народы Всевышний, а когда огненные языки раздал, к соединению всех призвал, и в согласии славим Всесвятого Духа) — так Церковь в скором времени будет прославлять чудо схождения Святого Духа на апостолов в день Святой Пятидесятницы.
А пока новая Пятидесятница случилась в храме, ставшем символом возрождения Русской Церкви, в храме Христа Спасителя. Вновь Господь удивительным и непостижимым образом управил ход истории так, что казавшееся еще несколько лет назад невозможным воссоединение Русской Церкви произошло на наших глазах. Вновь Он «в соединение вся призва» (объединил всех), показав в очередной раз, что «невозможное человекам возможно Богу».
Очень хочется надеяться на то, что ощущение «единства духа в союзе мира» станет достоянием не только тех верующих, которые пришли в храм Христа Спасителя в день Вознесения Господня, но всех православных, не обязательно принадлежащих к Русской Православной Церкви. Собственно, так оно и есть: главы Поместных Церквей направили в Москву свои послания, в которых приветствовали восстановление единства Русской Церкви.
«Мы сорадуемся с Нашей сестрой Русской Православной Церковью, обретшей сегодня утраченное единство, что даст ей возможность с большей силой служить Святому Православию в мире», — отметил в своем послании в адрес Святейшего Патриарха Алексия Предстоятель Антиохийской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Игнатий.
А Патриарх Сербский Павел так оценил факт подписания Акта о каноническом общении: «Это историческое и благодатное событие доставляет особенную радость именно Нашей Сербской Православной Церкви, которая на протяжении всего времени наличия этой Христовой раны на теле многострадальной Русской Православной Церкви, сочувствовала ей и старалась, согласно своим возможностям, помочь ее исцелению. Это событие представляет собой дар Святого Духа и всей Полноты Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и осуществление ее апостольской миссии в современном мире».
Свою поддержку восстановлению единства Русской Церкви выразили представители других Поместных Церквей — Болгарской, Американской и других.
Своеобразно сформулировал отношение Ватикана к факту подписания Акта о каноническом общении секретарь Папского совета по содействию христианскому единству епископ Брайан Фаррелл. Он сказал, что Римо-католическая Церковь «уважает и принимает к сведению это решение».
Но это всё — лишь некие отголоски, официальные формулировки, за которыми не должно потеряться и не потеряется главное: искусственное и трагическое разделение Русской Церкви, существовавшее на протяжении десятилетий, уходит в прошлое. Несомненно, это тяжелый урок истории, который нельзя забывать: церковное единство — ценнейшее сокровище, которое Святые отцы иногда сравнивали с нешвенным хитоном Господним и которое порой пытаются разодрать те, кому дороже политические идеи, корыстные мотивы, псевдопатриотические лозунги — всё, что угодно, но только не слова Первосвятительской молитвы Спасителя: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21).
Воссоединение Русской Церкви — чудо. Но любое чудесное событие может оказаться бесполезным для человека, если только он не задумается над тем, ради чего это чудо послано ему Богом.