Известия | Борис Клин | 18.05.2007 |
Храм оказался заполнен до отказа. Но многие даже успели исповедаться и пытались найти хоть кусочек свободного пространства, чтобы увидеть происходящее. В тесной толпе протискивался даже кинорежиссер Никита Михалков. В храме почти все равны. Мне повезло оказаться на площадке для хора. Оттуда был неплохой обзор. Рядом на скамьях расположились певчие из США. Кстати, пели они без всякого акцента, хотя в перерывах объяснялись по-английски.
А еще с местом повезло президенту Путину. Он стоял один, в нише возле алтаря. Ему тоже все было хорошо видно. Впрочем, само появление главы государства было замечено не сразу. Все внимание было приковано к митрополиту Лавру и Патриарху Алексию II.
Владыка Лавр приехал первым, его встречали колоколами. Так же, как и Патриарха. Кстати, накануне церемонии информагентства сообщили, что звоны разработаны специально. Но оценить их красоту было сложно — внутри собора они едва слышны.
Духовенство было в белом облачении. 17 мая не только день воссоединения Церквей, а праздник Вознесения Господня. Сама церемония началась с молитвы Святейшего Патриарха Алексия II:
— Благослови благое намерение наше и дело единения Церквей к славе Твоей Сам соверши, утоли церковныя соблазны и разделения… братолюбие же да царствует среди чад Церкве нашея…
Затем секретари переговорных комиссий РПЦ и РПЦЗ протоиерей Николай Балашов и протоиерей Александр Лебедев зачитали решения Синодов об утверждении Акта о каноническом общении. Потом был оглашен и сам Акт.
После этого Предстоятель Русской православной церкви и первоиерарх Зарубежной церкви сели за стол, причем не в золоченные кресла, как это делают министры и премьеры, а на табуретки с мягким зеленым покрытием. В 9.59 документ был подписан. Обычно Святейший Патриарх пользуется зелеными чернилами. Как было в этот раз, точно неизвестно. Авторучками стороны обмениваться не стали (позже владыка Лавр преподнес Алексию II список главной святыни РПЦЗ — иконы Божией Матери «Курская-Коренная», а Алексий II в ответ — сосуды для причастия, из которых в четверг причастились духовенство и верующие обеих ветвей Церкви, а также матерчатые платы, которые используют при совершении литургии).
Святейший Патриарх и митрополит Лавр встали и со словами «Христос посреди нас! — И есть, будет!» троекратно облобызались. Было возглашено «Многая лета»: Святейшему Патриарху, митрополиту Лавру и «Богохранимой стране Российской и чадам ея, во Отечествии и рассеянии сущим, и всем православным христианам».
Настал черед речей. Алексий II говорил не только о значимости «исторического события и преодоления противостояния в обществе», но и о заслугах президента Путина в этом процессе: «В Вас они увидели человека, преданного России, православного христианина, совершающего служение своему народу». На память о дне восстановления церковного единства Его Святейшество подарил президенту складень (складную икону) с образом Троицы, Владимирской иконы Божией Матери и иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских. В свою очередь Владимир Путин подчеркнул: «Мы осознали, что национальный подъем, развитие России невозможны без опоры на исторический и духовный опыт. И хорошо понимаем и ценим силу воздействия пастырского слова».
Как раскололись
В 1919 году в Ставрополе для окормления паствы на территориях, контролируемых Белой армией, было организовано Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) епархий Юго-Востока России. В ноябре 1920 года члены Управления покинули Россию. Наиболее авторитетные иерархи первоначально собирались затвориться в монастырях, а заботу о русской пастве за рубежом передать соответствующим Поместным церквам. Но, после того как генерал Врангель объявил о намерении сохранить военную организацию для борьбы с большевиками, ВВЦУ решило продолжить свою деятельность среди эмигрантов. 12 мая 1921 года ВВЦУ переехало из Стамбула в Сербию.В июле 1921 года иерархи-эмигранты обратились к патриарху Тихону за благословением на создание Высшего управления Российской церкви заграницей, но получили отказ. В ноябре 1921 года эмигранты призвали к интервенции в Россию. Патриарх Тихон объявил это воззвание не имеющим канонической силы. Разрыв отношений произошел в 1927 году после того, как митрополит Сергий (Страгородский) признал советскую власть, и усугубился в 1942 году, когда предстоятель РПЦЗ митрополит Анастасий в Пасху выступил в поддержку Гитлера.
Как объединились
По окончании Великой Отечественной войны, 10 августа 1945 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I призвал зарубежных архипастырей кединству с Московским Патриархатом. В юрисдикцию Московского Патриархата было принято 7 зарубежных архиереев. В 1988 году в СССР Церковь начала обретать свободу. Поместный Собор канонизировал Патриарха Тихона и призвал представителей РПЦЗ к диалогу. Однако в 1990 году РПЦЗ открыла свои приходы на канонической территории Московского Патриархата. Это вызвало серьезный кризис в отношениях, но в 1993 году начались регулярные собеседования между представителями Московского Патриархата и клириками Берлинской епархии РПЦЗ. В 2000 году Архиерейский Собор РПЦ канонизировал новомучеников — жертв большевиков. Так была дана оценка трагическому прошлому. Однако сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки удалось лишь в 2003 году после встречи президента Путина с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром. Были созданы переговорные комиссии.В мае 2006 года Четвертый Всезарубежный Собор в Сан-Франциско принципиально одобрил курс к единству между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.
Настоящее примирение должно идти в наших душах
Максим Шевченко,Это событие исключительного исторического значения. Я уверен, что из нашего времени оно останется через столетия в учебниках истории и в книгах, которые будут повествовать о нашей эпохе. Но надо понимать, что эйфория по поводу безусловно радостного события должна смениться на очень внимательное и рассудительное интеллектуальное строительство, прежде всего строительство, имеющее отношение к оценкам истории.
Есть определенный консенсус по поводу согласия, по поводу декларации митрополита Сергия. Я подчеркну, что гражданская война де-факто преодолена, но зарубежная церковь состояла не только из белогвардейцев, не белогвардейцы пополнили и дали ей силу в 30-е, 40-е, 50-е годы. Многие наши соотечественники в годы войны поддерживали немцев, а митрополит Анастасий, глава зарубежной церкви, тогда призвал считать нападение Гитлера на Советский Союз освободительным походом по освобождению страны от большевизма. Это было тяжелое заблуждение. Но именно тогда, в годы Второй мировой войны, пролег фронт между православными. В годы Гражданской войны православные православных не убивали, большевики не были православными христианами, они были безбожниками. А в годы Второй мировой по одну линию фронта был митрополит Сергий, который призвал защитить Отечество, а по другую — митрополит Анастасий, который призвал считать немецкое нападение началом освобождения страны. По одну сторону — генералы Советской армии, а по другую — атаманы Краснов и Шкуро, которые для зарубежной церкви были, есть и остаются героями. Но это не повод для раздора, а повод для начала серьезного и глубокого разговора о нашем ХХ веке. Это лишнее подтверждение того, что XX век не описывается одной краской — черной, белой, красной, он был очень сложный. И великое событие, которому мы сегодня стали свидетелями, на мой взгляд, является зримым началом возрождения России как сложного, глубокого исторического организма.
Тема Второй мировой войны, которую поставил еще Солженицын в советские годы, — тема не обсужденная, не проговоренная. Для зарубежной церкви она более реальна, нежели Гражданская война. Настоящее примирение должно теперь начаться в наших душах и головах. И здесь я вижу очень сложный, долгий, но абсолютно необходимый и благородный путь.
Из Акта
о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ
2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.
3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.
4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.
6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.
9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Соборы Русской Православной Церкви.
10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодторых она осуществляет свое служение.
11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.
12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.
13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.
Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.
Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.
Главные святыни Зарубежной Церкви
Мощи новомученицы Елизаветы Федоровны Мощи святителя Иоанна Шанхайского
Мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца были обретены нетленными в 1993 году, в преддверии его прославления. Мощи были перенесены из усыпальницы под храмом в самый собор Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско во время прославления святого в 1994 году. Его мощи — единственные целые мощи, открытые для почитания в Северной Америке. Еженедельно совершаются общие молитвы у раки и рассылается масло от неугасимой лампады по всему миру. В Кафедральном соборе ежедневно совершается литургия, и во время всех служб имеется доступ к святым мощам.
Кровь Царственных новомучеников
В кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско находится особая икона святых Царственных мучеников. В нее вделаны две святыни: икона Божией Матери «Благодатное небо», которая находилась у царской семьи в Екатеринбурге, и медальон с частицей стены Ипатьевского дома. Эта стена была обрызгана мученической царственной кровью. Полковник Лейб-гвардии Стрелкового Царскосельского полка Александр Алексеевич Тюнегов, воевавший в 1918 году в армии Колчака, сопровождал следователя Соколова в Ипатьевский дом. Впоследствии Тюнегов оказался в Австралии, и после его смерти медальон со святыней был передан приснопамятному архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому Антонию.
Коренно-Курская икона Божией Матери Одигитрия русского рассеяния
Была обретена в 1295 году в 27 километрах от Курска. Согласно преданию, икону нашли охотники. Едва они подняли ее, как забил источник воды. На этом месте была построена часовня. Жители города Рыльска, узнав о новоявленной иконе Божией Матери, стали посещать ее для поклонения. В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен. Его выкупили послы московского князя. После долгих поисков он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза. Перед этой иконой молился и получил исцеление преподобный Серафим Саровский. В 1919 году икону вывезли за границу. С 1957 года она пребывает в посвященном ей главном храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
По материалам официального сайта РПЦЗ
http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3104230/