Русская линия
Комсомольская правда Ольга Вандышева18.05.2007 

Русская православная церковь и зарубежная церковь объединяются

Объединение русских православных церквей — личная победа и Владимира Путина, который приложил для этого немало усилий. К этому историческому событию русские священники шли долгих восемьдесят лет. Теперь их мечты стали явью. Сегодня Русская православная церковь (РПЦ) и Русская православная церковь за рубежом (РПЗЦ), разделенные в результате революции 1917 года и гражданской войны, объединяются. Об этом будет свидетельствовать Акт о каноническом общении РПЦ с РПЗЦ, подписанный в Москве, в храме Христа Спасителя 17 мая 2007 года.

Однако не стоит думать, что данное событие исключительно внутрицерковное. Ведь объединяется не только церковь, но и ее многочисленная паства, разбросанная по всему миру. По сути именно сегодня будет поставлена окончательная точка в гражданской войне, разделившей русский народ на «красных» и «белых».

А это значит, что усиливается не только русское православие, но и Россия в целом, чье влияние в мире, бесспорно, возрастет. Неудивительно, что у объединения русской церкви нашлись как сторонники, так и противники, из-за чего процесс объединения порой напоминал детектив.

Слово Патриарха

О необходимости примирения Русской православной церкви c церковью зарубежной впервые заговорил еще в начале 90-х годов Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Однако представители РПЗЦ предложение из Москвы встретили настороженно. Да и как могло быть иначе? Ведь они десятилетия боролись с церковью в СССР, обвиняя ее в служении безбожной власти и отходе от идеалов чистого православия.

И хотя в начале 90-х годов советская власть в России рухнула, а церковь поднималась с колен, иерархи РПЗЦ не спешили сближаться с Москвой. Даже несмотря на то, что многие из них могли сами увидеть, как в бывшей стране советов меняется отношение к церкви. Благо железный занавес рухнул и зарубежные священники стали наведываться на историческую Родину. Поначалу — инкогнито. Чтобы понять, не является ли возрождение церкви пропагандистской кампанией. К тому же надо было убедиться, что перемены в России всерьез и надолго.

Переломный момент

В 2000 году в Москве состоялся юбилейный Архиерейский собор РПЦ. Он произвел большое впечатление на зарубежных иерархов.

Во-первых, тогда к лику святых были причислены семья императора Николая II, царственных страстотерпцев (РПЗЦ канонизировала их еще в 1970-х годах) и более тысячи новомучеников российских.

Во-вторых, собор принял основу «Социальной концепции РПЦ», в которой были четко прописаны отношения церкви с государством. В документе, в частности, сказано: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

Кроме того, была осуждена богоборческая советская власть.

Перемены происходили и за рубежом. В 2001 году митрополит Виталий уступил пост первоиерарха РПЗЦ митрополиту Лавру, который был как раз одним из тех священников, кто инкогнито посещал Россию и думал о воссоединении.

Переговорный процесс

Однако за стол переговоров священники сели лишь 4 года назад. Во многом этому способствовала и российская власть. В сентябре 2003-го Владимир Путин встретился в Нью-Йорке (там находится штаб-квартира РПЗЦ) с предстоятелем зарубежной церкви митрополитом Восточно-американским и Нью-Йорским Лавром, и тот убедился, что верховную власть в России возглавляет не безбожник. А Путин, в свою очередь, пригласил митрополита Лавра посетить Россию. И от себя лично, и от Патриарха Алексия II.

Уже через два месяца в Россию впервые приехала официальная делегация РПЗЦ. А в мае 2004 года с официальным визитом в Москву пожаловал и митрополит Лавр. Тогда он участвовал в ежегодном богослужении Алексия II на Бутовском полигоне в Москве. В годы репрессий здесь расстреляли свыше 20 тысяч человек, среди которых были сотни священников. И тогда же Алексий II и Лавр освятили закладку храма в честь Новомучеников российских.

А в конце 2003 года с обеих сторон были созданы комиссии, которые начали готовить объединение.

Сопротивление

Сегодня, когда все бумаги оформлены, сторонники объединения могут вздохнуть спокойно. Хотя их противники постоянно пытались вставлять палки в колеса. Например, отошедший от управления РПЗЦ в 2001 году митрополит Виталий спустя время решил вдруг «вернуть» себе правящий пост и потеснить настроенного на сближение с Москвой митрополита Лавра. Однако Лавр сохранил свой пост. А Виталию и его сподвижникам удалось отколоть лишь несколько общин. В 2006 году митрополит Виталий скончался.

Тем не менее его последователи не унимались даже тогда, когда уже была объявлена дата объединения. Поскольку на кону стояли и немалые богатства, и серьезное идеологическое влияние, которое Россия получает в результате воссоединения русских церквей. Ведь разбросанная по всему миру паства РПЗЦ почувствует себя неотъемлемой частью исторической Родины. А Россия с ее помощью ощутит себя геополитически сильнее.

И Московскому патриархату наверняка будет легче противостоять попыткам Константинопольского патриархата оторвать от России украинские епархии и бороться с раскольникам русской церкви, которых поддерживает США.

В конце концов дело дошло до самых грязных технологий. Накануне исторического момента в газеты был запущен слух о смерти Алексия II, который, по некоторым данным, распустили для того, чтобы сорвать подписание примиряющего Акта. В нескольких американских газетах даже были опубликованы призывы к священникам сдавать билеты в Россию, поскольку «из-за смерти Патриарха объединение не состоится». Но Патриарх, слава богу, жив-здоров, а все попытки сорвать объединение русской церкви провалились.

Как все будет происходить?

Акт о каноническом общении РПЦ И РПЗЦ будет подписан в храме Христа Спасителя Патриархом Алексием II и митрополитом Лавром, после чего российские и зарубежные священники проведут первое совместное богослужение. Для праздничных торжеств в Москву прибыли более 70 священников зарубежной церкви.

По их просьбе во время службы Царские врата будут открыты даже во время причащения (как и в Пасхальную неделю). Это будет сделано, чтобы миряне могли видеть, как Патриарх Алексий II и митрополит Лавр впервые причастятся от одной чаши.

Завершатся торжества 20 мая богослужением в исторически главном кафедральном храме Руси — Успенском соборе Кремля, которое возглавит Алексий II. После этого зарубежные гости разъедутся по российским епархиям. Митрополит Лавр посетит Курск и Киев, а на Троицу совершит литургию в Троицком соборе Пачаевской лавры на Украине, который был построен первым главой РПЗЦ митрополитом Антонием Храповицким.

Что объединение сулит зарубежной церкви?

Согласно Акту о каноническом общении зарубежная церковь становится неотъемлемой частью Поместной Русской православной церкви, сохраняя самостоятельность в административных, хозяйственных, имущественных и гражданских делах.

Патриарх и Священный синод будут только утверждать избрание новых первых иерархов и епископов РПЗЦ. А архиереи РПЗЦ будут принимать участие в заседаниях Священного синода и Архиерейского собора РПЦ и на равных со своими собратьями из России решать все общецерковные проблемы.

Зарубежные священники также смогут служить литургию на горе Афон и на святой земле в Иерусалиме, чего раньше не могли. А символическая связь РПЦ и РПЗЦ будет выражаться в том, что на богослужениях за рубежом будет поминаться имя Патриарха Московского и всея Руси.

СПРАВКА «КП»

На сегодня у Русской православной церкви насчитывается 27 393 прихода. Половина из них — на территории России. Остальные — на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии…

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, паства РПЦ составляет около 150 миллионов человек.

Русская зарубежная церковь — это около 300 приходов, расположенных в основном в США и Канаде, а также в Австралии и Южной Америке. В Западной Европе Русская зарубежная церковь имеет приходы в Германии, Франции и Великобритании.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Русская православная зарубежная церковь с самого начала называла себя «белой церковью», а ту, что осталась на Родине, — «красной». А начиналось все с того, что в 1919 году в Ставрополе было создано временное Высшее церковное управление юга России, охватывающее территорию, подконтрольную Белой армии. Когда белогвардейцы покидали Россию, вместе с ними эмигрировали и священники, решившие поддерживать русских изгнанников на чужбине. Так в 1920 году Высшее церковное управление оказалось в Константинополе. Затем, в 1921 году, Высшее церковное управление перебралось на территорию Соединенного Королевства сербов, хорватов и словенцев (впоследствии называвшегося Югославией). Сербский патриарх Димитрий предоставил русским архиереям свою резиденцию. А вскоре состоялось Всезарубежное церковное собрание, провозгласившее себя Всезарубежным собором, который выступил с политическим воззванием к верующим русским людям. В нем, в частности, говорилось о необходимости возвращения на престол царя из Дома Романовых. Поддержал собо
р и интервенцию против советской России.

После этого от Патриарха Тихона, который остался на Родине, требовали лишить сана зарубежных архиереев. Он этого не сделал. Но объявил, что их политические высказывания не отражают позиции Русской церкви.

В 1927 году (после смерти Тихона Русская церковь на долгие годы лишилась патриаршества) митрополит Сергий издал послание, которое стало окончательным яблоком раздора. В нем было заявлено, что церковь не вовлечена в политику, а в установлении советской власти действует не случайность, а десница Божия.

С тех пор зарубежная церковь прекратила все отношения с церковной властью в Москве.

Даже во время Великой Отечественной войны зарубежные священники открыто ликовали по поводу вторжения немцев в СССР.

Тогда как церковь на Родине разделила народное горе, а митрополит Сергий отлучил от церкви вставших на сторону фашизма священников. После этого в 1943 году Сергия принял Сталин и разрешил ему стать патриархом.

Но, несмотря на все разногласия, в действующем до сих пор положении о РПЗЦ от 1956 года говорится, что зарубежная церковь есть неразрывная часть Поместной Русской православной церкви, временно самоуправляющаяся до упразднения в России безбожной власти.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Россия станет сильнее

Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:

— Объединение Русской православной церкви — сверхпозитивное событие. Во-первых, оно позволит преодолеть многолетний раскол на «красных» и «белых». Фактически будет положен настоящий финал гражданской войне и коммунистическому правлению.

Во-вторых, объединение приведет к усилению политической роли Русской православной церкви. К тому же она станет более религиозной и чистой, так как в зарубежной церкви сохранились дореволюционные принципы.

В-третьих, становится возможным усиление российской внешней политики, поскольку у зарубежной церкви довольно много приходов. А это по сути неправительственные организации, которые играют серьезную роль в мире.

В общем, это объединение способствует укреплению единства страны и серьезному усилению России. И я считаю, что 17 мая 2007 года надо объявить праздником.

И еще я хотел бы отметить, что это большая личная победа Владимира Путина и его духовника протоиерея Тихона Шевкунова, которые выступили главными организаторами объединения.

Правда, эта победа может быть сбалансирована отколом Украинской церкви, который готовят Ющенко и Тимошенко. Эти процессы — часть большой политики, которая ведется против России.

Владыко МАРК, зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата:

— Мы рассматриваем это событие прежде всего как символическое. В социальном смысле церковь (то есть люди, которые ее составляют) была разъединена. Люди в разных странах, имея одну веру, не могли совершать совместные богослужения. Теперь такая возможность появится. То есть церковь, которая говорит о мире и примирении, сама является примером примирения.

С другой стороны, это событие имеет еще и народное значение. Как говорит Патриарх Алексий, церковь отделена от государства, но не отделена от народа. А народ наш был расколот. Была атмосфера недоверия между теми людьми, которые находились в разных общинах. И это церковное объединение означает духовное объединение людей в разных странах мира, считающих себя православными русскими.

http://www.kp.ru/daily/23 903.3/67 273/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru