Русская линия
Комсомольская правда Ольга Вандышева,
Владимир Волошин,
Андрей Баранов
18.05.2007 

Православные закончили гражданскую войну
Забыв старые обиды, Русская зарубежная церковь воссоединилась с Московским Патриархатом

Вчера, в день Вознесения Господня, в храме Христа Спасителя состоялось историческое воссоединение русских православных церквей. Здесь был подписан Акт о каноническом общении Русской православной церкви с Русской церковью за рубежом.

90-летнее противостояние двух ветвей разделенной историей церкви завершилось, фактически став окончанием гражданской войны начала XX века и окончательным примирением рассеянного по миру российского народа.

Однако для некоторых пришедших вчера в храм мирян этот день стал не только величайшим праздником, но и нелегким испытанием терпимости друг к другу.

Очередь возле храма начала собираться в седьмом часу утра. Пускали всех желающих, и православные, мокнув под дождем, потянулись на историческое действо. Приехавших в Москву из разных стран мира прихожан зарубежной церкви (а их пожаловало более 600 человек) легко было узнать по пастельным оттенкам мужских костюмов с яркими платками в нагрудных карманах и элегантным дамским шляпкам, так не свойственным для современных российских храмов.

Россиянки традиционно покрыли головы платками.

Пока миряне размещались по храму, иерархи обеих церквей чинно стояли в праздничных белоснежных облачениях.

Из главных действующих лиц первым в храм Христа Cпасителя под колокольный звон приехал первоиерарх зарубежной церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. В последнее время он неважно себя чувствует, и на церемонию его ввели под руки. Спустя минут 5 в ожидании Патриарха Московского и всея Руси на красной ковровой дорожке, ведущей в храм, начали выстраиваться члены Священного Синода РПЦ.

Вскоре появился Алексий II, и главные храмовые врата закрылись.

В этот момент стоявший по проходу народ так отчаянно поспешил сомкнуться и занять выгодные для обзора места, что охранники еле успели убрать дорожку, и несколько человек чудом не попадали на пол.

Патриарх начал действо, упомянув перво-наперво оставшуюся в прошлом гражданскую войну и новомучеников российских.

Спустя несколько минут в VIP-ложе появился президент, и по толпе пронесся шепоток:

— Путина, Путина видели?

— Где?

— Да вон. Одинокий.

— Смотрите. Один стоит. Всех остальных отправил работать, — глубокомысленно заметил солидного вида мужчина с окладистой бородой.

— Вижу, ура. — Стоявшая рядом молодая женщина радовалась то ли президенту, то ли тому, что в этот самый момент Патриарх Алексий II и митрополит Лавр подписали исторический документ, после чего по храму разнеслось «Многие лета».

Сразу после самой важной официальной части церемонии Алексий II обратился к Путину.

— Великая радость наполнила наши сердца. Воссоединение русской церкви драгоценно для всего нашего народа. Мы помним вашу встречу в Нью-Йорке с митрополитом Лавром и членами Архиерейского Собора Зарубежной церкви. В вас они увидели человека, преданного России, православного христианина, который после многих десятилетий гонений несет высокое служение своему народу, — cказал Патриарх и подарил президенту складень с изображением Живоначальной Троицы, Владимирской иконы Божией Матери и иконы Новомучеников российских.

— Это событие важно не только для церкви, оно имеет огромное народное значение, — обратился с ответным словом Путин. — Это важнейшее условие для восстановления всего русского мира. В нашем обществе нет больше почвы для изжившего себя противостояния.

После этих речей началось первое совместное богослужение.

Однако для некоторых прихожан смысл объединения дошел не сразу. Все было, как в жизни. Кто-то терпеливо стоял, смиренно слушал молитвы и крестился, а кто-то продолжал воевать за место, толкая друг друга локтями и переругиваясь.

— Да не толкайтесь же вы! — возмутилась в конце концов одна прихожанка.

— Как я могу стоять, — грубо парировала ей соседка, — когда вы на мне лежите.

— А самые грешные все кричат, — тихо заметил какой-то мужчина, и женщины тут же притихли и послушно склонили головы. Одна из самых задиристых даже помогла поправить еще несколько минут назад мешавшей ей соседке съехавший c головы платок.

Так и наступило окончательное перемирие.

Ольга ВАНДЫШЕВА

МНЕНИЕ НЕРАВНОДУШНОГО

Председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов Николай БУРЛЯЕВ: Это слишком грандиозно, чтобы понять до конца!

— Всю важность этого события — не только для России, но и для мира — мы оценим не сегодня. Это событие слишком грандиозно, чтобы понять его сейчас до конца. И оно будет иметь великие последствия. Как говорил преподобный Сергий Радонежский: «Любовью и объединением спасемся».

Нам, живущим в России, понятно, что православие — это становой хребет, удерживающий Россию от распада и хаоса. И недаром люди, жившие за границей, говорили так: «Спасение России — есть спасение мира. Гибель России — есть гибель мира». За границей это понимают и очень внимательно относятся к православию. Скажу больше: когда я был в оккупированном албанцами Косово, в сербском гетто, в православном монастыре, где живут лишь 30 монахов (их охраняют итальянские войска), я сам наблюдал, как солдаты-католики молятся в этом храме и прикладываются к православным иконам и мощам. Потом я узнал информацию, закрытую от мира: 23 итальянских воина погибли, защищая этот монастырь от албанцев. Многие из итальянских солдат приняли православие. Их сердца откликаются на то, что они видят…

Конечно, этот великий праздник объединения — не заслуга властей. Но то, что руководитель государства в этот торжественный день был в храме Христа Спасителя и говорил о всей важности этого момента, — это прекрасно! Еще хочется поклониться нашим братьям за рубежом, что они сохранили православную веру, взрастили ее, и теперь православие расцветает на всех континентах. Большой им поклон, что они сохранили русский дух, русскую культуру, русскую речь.

Под духовным началом РПЦЗ насчитывается около полумиллиона верующих, проживающих в 30 странах мира. В юрисдикции церкви находятся около 600 священнослужителей, 370 приходов, 39 монастырей и скитов. В постсоветские годы приходы РПЦЗ стали появляться в России и на Украине. (кликните для увеличения)

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Религиозная вертикаль

Люди верующие всегда болезненно относятся к разговорам о влиянии политиков на церковь. Любопытно, что и сейчас большинство воцерковленных аналитиков утверждают, что каноническое объединение с зарубежными православными обошлось без участия государства, а стало логическим итогом тихого многолетнего дрейфа церквей друг к другу. Что ж, это вполне возможно…

Как, впрочем, и то, что Владимир Путин своими достаточно плотными переговорами с обеими сторонами катализировал этот исторический процесс настолько, что его развязка наступила именно в последние месяцы его президентского срока. Даже если это просто совпадение, у россиян наверняка создалось впечатление, что путинская «восьмилетка» заканчивается на мощной, даже священной ноте… Россия сосредотачивается, не только укрепляя вертикаль, но и собирая под одни знамена и хоругвии всех русских православных — отечественных и зарубежных.

И если, с точки зрения верующих, это грандиозное событие вселенского масштаба, то с точки зрения политики — поскромнее, мирового. Происходит пусть медленная, трудная, но консолидация россиян и русской зарубежной диаспоры и от объединения Россия как государство выиграет чисто практически. Со временем она может получить хотя и не безусловное, но надежное лоббирование своих интересов по всему миру.

Это не под силу ни МИДу, ни разведке, ни даже самому президенту. Зато это может Единая русская церковь…

Владимир ВОЛОШИН

СПРАВКА «КП»

Какие изменения нас ждут

РПЦЗ становится неотъемлемой частью Поместной Русской православной церкви. Однако она сохраняет самостоятельность в административных, хозяйственных, имущественных и юридических делах.

Все кадровые вопросы зарубежное духовенство по-прежнему решает самостоятельно. Москва будет только канонически утверждать избрание новых зарубежных иерархов и епископов и давать добро на образование или упразднение зарубежных епархий.
Зарубежные архиереи смогут участвовать в работе Священного Синода в Москве и совместно служить с поместными священниками.

Прихожане РПЦЗ получают право причащаться во всех православных храмах мира, чего были лишены, так как их не признавало мировое православие.

Одновременно россияне, будучи за рубежом, отныне смогут совершать в храмах РПЦЗ причащения, исповедования и прочие церковные таинства.

ПОЛИТРАСКЛАД

Прибавление мощи

Говоря коротко — прибавление мощи. Мощи духовной, в основе которой лежит четкое осознание того, что те ценности, которыми веками живет Россия, разделяются большим числом единомышленников за рубежом. Что в стремительно глобализирующемся мире русское православие (как религия, мировоззрение, а может быть, и основа национальной идеи) остается огромным самостоятельным материком. Альтернативой этнокультурному наступлению Запада. В глобальной перспективе это не менее важно, чем крепкая оборона и развитая экономика. Как-то один из зарубежных собеседников Сталина заметил, что в международном раскладе сил необходимо учитывать роль Ватикана. «Сколько дивизий у вашего Папы?» — с иронией процедил в ответ вождь. История показала, как он был не прав. А ведь должен был бы помнить тезис Ленина о том, что, когда идея овладевает массами, она становится материальной силой.

Воссоединение церкви — это единство исторической России. И не только русских. Еще свежи воспоминания о том, какой травмой для людей стало поспешное отделение от Московского Патриархата украинской православной церкви после распада СССР. И какие политические последствия это вызвало.

Соединившись с РПЦЗ, Московский Патриархат, несомненно, усилит свой авторитет в российской зарубежной диаспоре. И потомки тех, кто 90 лет назад был вынужден покинуть Родину, будут воспринимать Россию нынешнюю как прямую наследницу той страны, которой верно служили их прадеды.

Андрей БАРАНОВ

http://www.kp.ru/daily/23 903.4/67 373/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика