Независимая газета | Наталья Меликова | 18.05.2007 |
Все ждали митрополита Лавра. Все, что происходило дальше, на глазах становилось достоянием истории… Впервые глава Русской Православной Церкви Заграницей в митрополичьей мантии вошел в возрожденный храм Христа Спасителя, целовал напрестольный крест и благословлял прихожан.
Зазвонили колокола. Теперь все ждали Патриарха. Две шеренги духовенства — слева РПЦЗ, справа — РПЦ МП — подошли к западному входу в храм. В зеленой патриаршей мантии вошел Алексий II, поднялся на кафедру. Вышедший из алтаря митрополит Лавр встал рядом с помостом. В этой картине было нечто умаляющее достоинство первоиерарха РПЦЗ. «Сейчас они подпишут Акт и будут стоять вместе», — сказал мне один из священников.
На клиросе появился президент. Он встал рядом с иконой Владимирской Божией Матери. Во время богослужения он стоял там один, словно демонстрируя, что только он в России имеет прямое отношение к совершаемому историческому событию.
Патриарх произнес слова молитвы о воссоединении Церквей, написанной специально к этому событию. Протодиакон по пунктам зачитал сам Акт о каноническом общении. Затем перед царскими вратами был установлен стол, за которым Патриарху Алексию и митрополиту Лавру предстояло подписать исторический документ.
Казалось, глава Зарубежной Церкви тянет время. Алексий II подписал Акт первым и несколько секунд ждал, пока это сделает митрополит Лавр. Однако Лавр не торопился. Он встал, неспешно положил очки в очечник, взял в обе руки белую, украшенную крестом папку с Актом, под которым он только что поставил свою подпись, и поцеловал.
Патриарх все ждал. Наконец первоиерархи передали папки друг другу, после чего обменялись христианским лобзанием. «Христос посреди нас», — произнес Алексий II. «Есть и будет», — ответил ему митрополит Лавр.
Настало время официальных речей. Алексий II сердечно поблагодарил президента за участие в объединительном процессе, назвав его «человеком, преданным России». В своем ответном слове Владимир Путин назвал воссоединение Церквей актом «огромного нравственного значения».