Русская линия
Российская газета Екатерина Васильева18.05.2007 

Я — мать священника
Актриса о себе, о сыне и о новой роли в фильме «Лера»

В Москве начались съемки художественного фильма «Лера» («Мостелефильм») — дебют в качестве кинорежиссера актрисы Татьяны Догилевой. В главных ролях снимаются Екатерина Васильева, Дмитрий Харатьян и Дарья Михайлова.

Корреспондент «РГ» побывала на съемках сцены знакомства родителей главной героини — Леры с ее будущим мужем. На съемочной площадке в пятикомнатной квартире дома 2 по улице Серафимовича (знаменитого Дома на Набережной) собрались Юля Тельпухова (Лера), Сергей Жарков (жених Леры), Дарья Михайлова (мама), Дмитрий Харатьян (папа) и Екатерина Васильева (бабушка). В зале накрыт стол, потому что смотрины жениха по русскому обычаю устраивают за трапезой, с водкой и коньяком. Решение Леры выйти замуж для родителей оказалось неожиданностью, правда, «пить горькую» по большей части приходится герою Дмитрия Харатьяна, мама ограничивается демонстративным выходом из комнаты, а бабушка и вовсе считает, что «вот поженятся молодые, тогда и познакомятся» и «лучше парень пусть сразу ответственность за семью несет».

В перерыве между съемками Екатерина Васильева уединяется в одной из комнат. Говорит, что хочется отдохнуть от людей и суеты. Но на интервью «РГ» соглашается. Когда я сажусь напротив Васильевой, актриса крестится, а потом осеняет знамением и диктофон. Говорит медленно и устало.

Российская газета: Екатерина Сергеевна, вы ведь в последнее время почти не снимаетесь. Почему согласились на роль в фильме «Лера»?

Екатерина Васильева: Ответ однозначный — потому что фильм снимает моя близкая подруга, дорогой мне человек, и это первая ее работа в качестве режиссера кино. Как я могла не помочь, если она попросила?

РГ: А много ролей сейчас предлагают, или режиссеры уже боятся, зная, что вы ответите отказом?

Васильева: Не могу сказать, что меня раздирают на части. Годы мои уже какие! Ролей для бабушек не так много, да и у каждого режиссера свои любимые артисты. При выборе ролей у меня есть главный критерий — нравственное содержание драматургической основы. Я смотрю, может ли картина принести пользу зрителям, может ли она быть назидательной. Просто рассказывать о душевных переживаниях, на мой взгляд, мало. Мы все сейчас как на войне, и искусство — на передовой этого фронта.

РГ: Помимо Татьяны Догилевой, у вас есть «близкий круг» режиссеров, которым вы доверяете и предложения от которых вас интересуют в первую очередь?

Васильева: Что толку им доверять, если они предложат совершенно неприемлемый сценарий? Нужно же смотреть, какие мне слова дают, о чем речь идет, и тут уж никаких поблажек никому не будет! Я сейчас совсем мало снимаюсь. За последнее время снялась в сериале по рассказам Виктории Токаревой «Больше, чем любовь». Тут само название говорит за себя: речь в сериале про то, что долг важнее, чем любовь, а эго человеческое ставится на второе место. Снималась в совсем крошечном эпизоде в фильме «Отец», премьера которого сейчас проходит. Фильм о войне, а для меня — это святое. Я всегда соглашаюсь сниматься в кино о войне, только материал должен быть хороший, без всякого «пересмотра истории». Сейчас я начинаю сниматься в 15-серийном фильме «Я вернусь». Тоже про войну. Читая сценарий фильма, написанный Натальей Назаровой, я плакала.

РГ: Раньше в интервью вы часто говорили, что кино, несмотря на все сыгранные и любимые зрителями роли, занимает в вашей жизни гораздо меньше места, чем театр.

Васильева: Кино, честно скажу, меня волнует гораздо меньше и сейчас. Кино я не люблю и снимаюсь из-за денег, чего никогда и не скрывала. Главное, чтобы и материал был достоин, тогда за него и деньги можно получать. А нет — так нет. Основная моя работа, уж если я берусь за актерство, остается в театре. Сейчас играю в антрепризном спектакле «Сестры».

Я попросила своего давнишнего друга Владимира Урсуляка потрудиться и написать пьесу по дневникам Анны Григорьевны Сниткиной, жены Достоевского. Пьеса получилась замечательная. Основа сценария — дневники плюс вкрапления некоторых произведений Достоевского. Я играю и Настасью Филипповну, и Пульхерию Александровну, мать Раскольникова, и бабушку из «Игрока» — получается серьезный и сильный замес. Это проповедь христианской беззаветной и жертвенной любви, образцом которой являлась Анна Григорьевна, мною очень любимая.

РГ: В воспоминаниях режиссера Сергея Соловьева я прочла такую фразу: «Катя всегда была человеком невероятной внутренней свободы». Что значит внутренняя свобода для вас сейчас?

Васильева: Я не знаю, почему он так сказал. Думаю, что он все-таки внешнюю свободу принимал за внутреннюю. Сейчас, подходя к концу своей жизни, я понимаю, что человек свободный — это только верующий человек. Свобода — это результат того, что человек становится независимым от светских привычек и условностей. Человек свободен в Боге и во Христе. (С улыбкой.) Это очень просто, а прийти к этому очень сложно. Свободный человек старается отказаться от тщеславия, от мирской славы. Это невероятно трудно, но именно к такой свободе я стремлюсь. Не думаю, что я в молодости ей обладала. Напротив, я была антиподом всех добродетелей и внешне распущенной, что Соловьев, по молодости, принимал за свободу.

РГ: В публичных выступлениях вы говорите как о главной награде в жизни о том, что вы — мать священника. Но ваш сын тоже прошел через стремление к актерской профессии. Как думаете, для ваших внуков путь в актерство закрыт?

Васильева: Это исключено и решено не мною, а тем, что внуки воспитываются совершенно в иной традиции. Не далее как позавчера, ко мне домой приезжала киногруппа, которая просила дать им снять в главной роли мою внучку. (У Васильевой четыре внука. — Прим. авт.) Мне это просто смешно и это даже не обсуждается. Знаете, многие люди раньше, когда Россия была страной верующей, отвечали на вопрос: «Кто вы?» — «Я — православный христианин». Это суть человека и сверхценность. Если брать по такому счету, то на вопрос «Кто я такая?», я отвечу — «Мать священника». (Улыбается.) Это в моем биографическом ряду — вершина, и не моя заслуга, а дарованная Господом благодать.

Ко мне многие в храме после службы подходят и со слезами на глазах говорят: «Спасибо вам за сына». У нас даже есть такая семейная шутка: я говорю, что когда я умру, вы мне на памятнике напишите не имя и не фамилию, а такую эпитафию: «Спасибо вам за сына!» Я была бы рада, уже не в шутку, а всерьез, если б действительно забыли мою фамилию и чем я занималась, а помнили, что я была матерью священника. Вот, опять не могу не похвалиться, хотя, не должна.

«Фастфуд» от кино

По словам режиссера, история получается сугубо мелодраматическая. Татьяна Догилева рассказала «РГ», что за съемки кино в качестве режиссера она решила взяться «по глупости и чрезмерной эмоциональности».

- Мне дали сценарий, и я его прочитала как актриса. Увидела хорошие роли и то, как здорово эту историю можно сыграть. Мне предложили ее и срежиссировать. Когда я стала разбирать сцены, пыталась понять, как их снимать, включила свои «неактерские» мозги, которых у меня не так много, потому что они-то у меня в основном как раз актерские, оказалось, что у меня очень много проблем. К примеру, мы снимали ключевую сцену свадьбы, а через неделю выяснилось, что мне не хватило крупных планов. Хотя я у всех в съемочной группе спрашивала, все ли я сняла! Честно вам признаюсь, мы делаем «фастфуд» от кино, времени у нас крайне мало, всего 12 съемочных дней.

Досье «РГ»

Екатерина Васильева родилась 15 августа 1945 года в Москве, в семье известного поэта-песенника и пародиста Сергея Васильева, который был родом из Кургана, из богатой купеческой семьи. По матери Васильева происходит из известного рода педагога Макаренко.

В 1962 году поступила во ВГИК (мастерская В.В. Белокурова), по окончании института устроилась в Театр им. М.Н. Ермоловой, в котором проработала до 1970 года. Тогда же Васильева сыграла свои первые главные роли в кино: «Солдат и царица» (1968), «Адам и Хева» (1970). Потом вышли знаменитые картины с участием Васильевой «Бумбараш» (1971), «Эта веселая планета» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Обыкновенное чудо» (1978), «Чародеи» (1982).

В 1970 году Васильева перешла на работу в «Современник», в 1973-м — во МХАТ.

В 1993 году Васильева принимает решение оставить сцену и кино и обращается к Богу. В настоящее время служит в московском храме Софии Премудрости Божией казначеем. Сын Екатерины Васильевой и драматурга Михаила Рощина — Дмитрий Рощин окончил ВГИК. Сейчас Дмитрий — священник.

В 1997 году Васильева сыграла в сериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро» королеву Марию Медичи.

В 2000 году снялась в мелодраме Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть».

Оксана Нараленкова

http://www.rg.ru/2007/05/18/vasileva.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru