НГ-Религии | Мария Свешникова | 17.05.2007 |
«Мы находимся на перекрестке идей. С одной стороны — интересы Запада, с другой стороны — традиции преимущественно мусульманского населения. Но традиции и связи с Московским Патриархатом всегда будут учитываться», — заверяет главный инспектор акима (мэра) Алма-Аты по работе с религиозными объединениями Владимир Иванов. В какой мере будут «учитываться связи», вопрос интересный, особенно для представителей РПЦ, проживающих в Казахстане. Бывший митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) прибыл в страну 7 мая 2003 года с «верительными грамотами», в которых было указано, что с этого дня он «митрополит Казахстанский и Алматинский». Каково же было его удивление, когда оказалось, что такой митрополии не существует вовсе: устарела не только его «должность», но и вся документация епархии.
Православные, католики и лютеране по-разному смотрят на проблему прав человека
Ситуация была разрешена к обоюдному удовольствию, и вскоре митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий стал управлять епархиальной жизнью. Однако вскоре выяснилось, что управлять особо нечем. В некоторых аулах и деревнях храмы перестали посещать, а священники занялись сельским хозяйством. Неугомонный митрополит принял решение «строиться», и сегодня в Казахстане РПЦ строит порядка 20 церквей. Государство сдает ей землю в аренду и неофициально советует ее выкупить. Но тут перед РПЦ встает сразу несколько проблем.
Во-первых, не ясно, на каком языке будет вестись делопроизводство. В настоящее время вся документация в стране спешно переводится на казахский язык, а президент Нурсултан Назарбаев и вовсе выступает за перевод казахского алфавита на латиницу. Во-вторых, при оформлении купчих и прочих документов неизбежно всплывет то, что Астанайская и Алматинская митрополия — часть иностранной религиозной организации, Московского Патриархата. Ни президент, ни Министерство юстиции не готовы подписать соглашение, в соответствии с которым собственником многих гектаров родной казахстанской земли станет пусть значимая, но все-таки чужеродная организация.
С большим трудом митрополия добивается выделения земли под строительство монастырей, домов престарелых и детских домов. По-прежнему невозможно открыть школу. Мусульмане, разумеется, с подобными проблемами не сталкиваются. Примечательно, что казахи-мусульмане зачастую помогают православным строить церкви. Митрополит Мефодий объясняет это тем, что казахи видят его «подлинный и неподдельный интерес к развитию духовности, которая объединяет и цементирует общество».
Что касается других христианских конфессий, то сегодня в Казахстане, по официальным данным Ватикана, 360 тыс. католиков и 250 католических приходов (для сравнения — 112 приходов РПЦ при 5 млн. православных). 24 сентября 1998 года Казахстан стал первой из республик бывшего СССР, подписавших конкордат со Святым Престолом. После этого Римско-Католическая Церковь (в отличие от «дружеской» РПЦ) получила возможность открывать в стране свои школы. Более того, в Караганде действует Высшая католическая духовная семинария.
Впрочем, преимущества, которыми пользуются мусульмане и католики, представителей Астанайской и Алматинской митрополии РПЦ МП не смущают. Строительство новых православных храмов худо-бедно продолжается. В Астане, где столбик термометра зимой, бывает, опускается до отметки «минус 40», деревянную церковь св. Серафима Саровского установили за 20 дней, а в столичном Успенском соборе богослужения совершаются ежедневно утром и вечером в любое время года.
Сам митрополит Мефодий посещает стройки регулярно, а на тех, что ведутся в Алма-Аты, бывает каждый день — вдруг чего недоглядят. В перерывах между подъемами на колокольни и спусками в котлованы общается с представителями других религий, политиками, президентом страны. Он прекрасно понимает, что положение РПЦ в Казахстане во многом зависит лично от него.
Об отношениях с государством митрополит Мефодий отзывается более чем оптимистично. «Нурсултан Назарбаев — лидер очень опытный, обладающий новаторским складом ума, — говорит иерарх РПЦ. — Это государственник с большой буквы, настоящий современный политик. Он хорошо понимает значимость РПЦ для Казахстана. Назарбаев не раз говорил, что ислам и православие — два крыла, которые должны способствовать благополучному развитию многонационального и многоконфессионального общества в Казахстане».
Между тем Караганда, где действует католическая семинария, — важный центр русской православной духовности в Казахстане. Караганда в годы сталинских репрессий была для многих жителей России местом ссылки. Здесь находится один из самых красивых храмов Алматинской епархии — Введенский собор. В своем основании он имеет форму Ноева ковчега, в храме хранятся мощи преподобного старца схиархимандрита Севастиана Карагандинского — келейника оптинских старцев Иосифа и Нектария. Именно в Караганде сложился самый «крепкий» православный приход, возглавляемый протоиереем Александром Киселевым.
В последние годы довольно остро стоит вопрос: не захотят ли русские уехать из Караганды? Не воспользуются ли они предложением Владимира Путина «вернуться на историческую Родину»? И не скажется ли это на численности православных в Казахстане? «Я готов поверить, что люди могут уехать из умирающих городов, где перестали работать предприятия, — считает Владимир Иванов. — Между тем оттока русских, скажем, из Алматы я не наблюдаю. Все, кто хотел, уже уехали. И на численности православных этот отток едва ли скажется. РПЦ всегда была и будет второй по значимости религиозной организацией в Казахстане, и конкуренцию ей никто не составит».
Мария Владиславовна Свешникова — журналист, обозреватель интернет-портала «Страна.ру», специально для «НГР».
http://religion.ng.ru/society/2007−05−16/5_kazahstan.html