Русская линия
НГ-Религии Хуан Кобо17.05.2007 

Тени загробного мира
Заявив, что преддверия ада не существует, Ватикан не перестал пугать верующих вечными муками

Международная богословская комиссия при ватиканской Конгрегации вероучения (бывшей Святой Инквизиции) приняла в конце апреля знаменательное решение — пересмотрела учение о Лимбе, «преддверии ада». До сих пор считалось, что там пребывают души некрещеных младенцев. Некоторые консервативные богословы и вовсе утверждали, что эти младенцы подвергаются тем же мучениям, что и прочие грешники. Однако 22 апреля Ватикан объявил, что нет «серьезных богословских оснований» сомневаться в спасении младенцев, умерших некрещеными.

Это решение, казалось бы, является свидетельством того, что Ватикан при Бенедикте XVI мыслит вполне «прогрессивно». Между тем смелое заявление католических богословов, подвергших сомнению существование «преддверия ада», а вместе с ним самого чистилища, не произвело сильного впечатления на испанских теологов — сторонников обновления Церкви, или так называемого аджорнаменто. Многие из них, напротив, считают, что нынешний Понтифик постепенно сворачивает с пути, проложенного его предшественниками: Иоанном XXIII, Павлом VI, Иоанном Павлом II.

Яркий тому пример — обращение Бенедикта XVI к иерархам Католической Церкви и исповедующим католицизм политикам, прозвучавшее 13 марта. В своем пастырском послании Понтифик призвал верующих «помнить о том, что ад, о котором в наши дни слишком мало говорят, существует и он вечен».

В конце XX века исследования социологов религии показывали, что около 60% практикующих католиков вообще не верят ни в рай, ни в ад. Видимо, поэтому покойный Папа Иоанн Павел II не рекомендовал католическому духовенству в своих проповедях пугать верующих загробными мучениями, чтобы окончательно не оттолкнуть их от Церкви. Рай — это не конкретное место среди облаков, а ад и чистилище — это состояния, в которых оказывается добровольно и окончательно отпадший от Бога и Церкви человек, говорил Иоанн Павел II в своих посланиях 90-х годов.

Бенедикт XVI эти положения явно игнорирует. Испанские богословы отмечают, что Понтифик не зря полтора года трудился над своим мартовским посланием: оно хорошо вписывается в объявленную им кампанию по борьбе с размытостью нравственных норм, или «нравственным релятивизмом».

В свою очередь, высшим иерархам Католической Церкви в Испании этот консервативный дух по нраву. В стране начались гонения против священников — сторонников аджорнаменто. С начала года не затихает скандал вокруг знаменитой церкви св. Карла Борромейского (San Carlos Borromeo), расположенной в рабочем предместье Вальекас на окраине Мадрида. В этой церкви три священника вместе с прихожанами уже много лет опекают бедных, бездомных и наркоманов, учат их грамоте, помогают устроиться в жизни. Литургия здесь совершается без пышных облачений, проповеди звучат на доступном простым людям языке, вместо пресного, специального литургического хлеба прихожан причащают обычным белым хлебом.

Даже в этом жесте примирения с простыми людьми консервативные иерархи Католической Церкви увидели неприемлемое отступление от церковной догмы. В итоге архиепископ Мадрида кардинал Роуко Варела запретил духовенству этого прихода проповедовать, а благотворительную деятельность общины решил поставить под контроль епархиального отделения организации Caritas.

Против решения кардинала Варелы выступили не только прозванные «красными» священники церкви св. Карла Борромейского и ее прихожане. Солидарность с ними выразили тысячи верующих мадридцев и многие религиозные организации. А Роуко Варела подвергся настоящей обструкции со стороны студентов и преподавателей Университета Бургоса. Своими шумными протестами они чуть не сорвали церемонию присуждения ему звания почетного доктора университета, которая в итоге прошла в полупустом зале в оцепленном полицией здании.

Сегодня в Испании число верующих, регулярно посещающих католические храмы, сокращается. Многие церкви и вовсе пустуют. Связано это не только с распространением атеизма. Согласно данным недавних социологических исследований, многие испанцы ищут выход своей религиозности в протестантской, православной, а нередко мусульманской и иудейской традициях, не говоря уже о сектах и новых религиозных движениях.

Поэтому, когда католическое духовенство пытается вновь, как в XIX веке, запугивать верующих адскими мучениями, чтобы они при жизни оставались формально верными Католической Церкви, все это может лишь ускорить процесс выхода испанцев из Церкви, но никак не обратить течение времени вспять.

http://religion.ng.ru/problems/2007−05−16/2_vatican.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru