Православие на Дальнем Востоке | Татьяна Фонова | 17.05.2007 |
В XVII—XIX вв. прошлого тысячелетия Церковь сыграла огромную роль в жизни местного населения. То время знаменуется открытием новых земель и освоением дальних рубежей. Служители Церкви вместе с путешественниками-первооткрывателями обучали местное население грамоте, участвовали в переписи населения, делали прививки от оспы, заботились об устройстве быта и занятости сельского населения хлебопашеством и огородничеством…Служители Церкви обращали в христианскую веру коренное население. В Приохотьте первая часовня была построена в Охотском порту в 1735 году, а спустя два года заложена первая церковь. К середине XIX века действовали церкви в Аяне, Удском, планировалось строительство церквей на протяжении всего Аянского тракта, проходившего из Аяна до Яутска, но была построена только Нельканская часовня (1862 г.). В национальном архиве Республики Саха (Якутия) хранятся подписные листы и другие документы, из которых явствует, как, на какие средства строилась Нельканская часовня. Сбор податей на возведении притрактовой часовни длился десять лет — с 1852 по 1862 год, а само строительство шло в течение одного года. Среди имен, вписанных в подписные листы Прихода встречаются как известные, так и незнакомые для нынешнего поколения фамилии: голова Эжанского рода Александр Карамзин, начальник Аянского порта Кашеваров, казак Иннокентий Решетников, Егор Новогородов, сын Прокопия Новогородова, того казака, который вместе с Григорием Ципандиным в 1818 году организовали запасный магазин и с этого момента жизнь в урочище Нелькан ни на один день не прекращалась. Почему именно в Нелькане была построена часовня? Потому что Нелькан всегда был перекрестком дорог, местом, куда съезжались несколько сотен торговцев, собирались на ежегодную ярмарку тунгусы, приезжали русские крестьяне, жившие по станкам Аянского тракта. Даже когда не было в Нелькане часовни, именно сюда до 1862 года приезжала походная церковь Якутской епархии и в течение нескольких дней проводила венчание, крещение, отпевание и другие требы. 22 июня 1862 года было завершено строительство часовни во имя святителя и чудотворца Николая.
В 1864 году Нельканскую часовню осматривал сам архиепископ Камчатский и Алеутский Иннокентий, который по предписанию Синода отправился из Якутска для обозрения Охотских и Камчатских церквей. Можно предположить, что архиепископ приветствовал появление в столь отдаленном месте центра богослужения и культуры — ведь он нашел время и возможность для близкого знакомства с Нельканской часовней.
1867 год для Аянского тракта стал переломным: продажа Аляски, ликвидация Российско-Американской Компании переместили политические и экономические интересы России в Приамурье и Приморье, оставив в забытье Приохотье. С ликвидацией РАК Аянская Богородско-Казанская церковь и Нельканская часовня закрылись. Майские тунгусы обращались в Якутскую епархию об открытии часовни, а священник Василий Охлопков в своем рапорте архиепископу Иннокентию в 1867 году писал о том, что за зиму в этих местах собирается до 600 тунгусов с требами… Вопрос не решался до тех пор, пока владельцем тракта не стал камчатский купец А. Филлипиус, который пожертвовал на ремонт Нельканской часовни 202 руб. 14 коп. серебром. В конце XIX века часовня сгорела. На ее месте была построена церковь в 1898 году, но и она сгорела в 1912 году.
В 1914 году Якутская епархия для возведения новой церкви в Нелькане берет за основу один из проектов, подготовленный Академией художеств и одобренный Синодом. Так сложилось, что автором выбранного проекта для новой Нельканской церкви стал архитектор Константин Андреевич Тон. Будучи еще учащимся курса архитектурного отделения Академии художеств, он разрабатывал по заданиям педагогов проекты церквей, храмов, лучшие из которых отмечались медалями разного достоинства. При признании этих проектов готовились типовые рекомендательные документы, по которым позднее в разных городах и селах строились настоящие храмы, благотворительные учреждения. Это уже потом Тон станет известным архитектором и будет сам преподавать в архитектурном классе, будет профессором 2-й степени Академии художеств, станет архитектором храма великомученицы Екатерины в Петербурге…. Но наибольшую известность Константин Тон получил благодаря своему проекту храма Христа Спасителя в Москве, построенного как памятник в честь победы России против Наполеона в 1883 году и взорванного в 1931 году коммунистами. Это придет позже, а тогда в Нелькане по образцовому проекту Константина Тона «во имя Отца и святого Духа основана сия церковь в честь и память Благовещенья Пресвятой Богородицы при державе благочестивейшего и самодержавнейшего государя нашего императора Николая II в святительство Мелетия, епископа Якутского и Вилюйского в лето от Рождества по плоти Бога Слова 1914 августа 26 дня. Аминь». Так написано на закладном камне, который был найден у восточной стены храма уже в наши дни, когда пришлось менять фундамент и выправлять наклонившееся здание. При завершении строительства храма и его освещении в 1915 году было отмечено в приходно-расходной книге церкви, что строительство осуществлено на средства доброхотных жертвователей и обошлось в 10.880 руб. 30 коп.
В те годы церковь была центром не только духовной, но и социальной жизни. Еще при существовании первой церкви в 1902 году священник Василий Мальцев открыл церковно-приходскую школу (в годы Советской власти именно в этом здании разместится первая советская школа). В ней учились как дети местных купцов, так и тунгусские дети, чьи родители обслуживали Аянский тракт и жили в Нелькане. Священник Василий Мальцев был человеком деятельным, уважаемым, активно участвовавшем в жизни общества. Именно он был первым учителем, обучавшим грамоте местную детвору, он исследовал и описал наскальные рисунки на реке Мая, которые уже в наше время систематизировал А.П. Окладников, он прошел и составил план пещеры «Чертово жилище» на Успуне, ставшей знаменитой Ципандинской пещерой…В 1916 году церковь была застрахована от огня с оценкой в 6500 рублей. Церковный приход боялся пожара, ведь в огне сгорели часовня и первая церковь. Но оказалось, что предстоит испытание не пламенем — в годы своего становления и укрепления Советская власть разрушила приход и осквернила церковь.
Из упомянутого ранее архивного документа — описи, имущество, находящегося при Нельканской Благовещенской церкви Якутской епархии, 15 июля 1927 года было конфисковано. В «передаточном» акте председатель правления Совревкома М. Винокуров даже не смог расписаться, и священник церкви М. Голомарев проставил вместо росписи представителя власти прочерк. На 32 листах описи, произошедшей в 1927 году, подробно указаны все колокола церкви, иконы, утварь, одежда священнослужителя. Куда что делось, еще предстоит узнать, но, по воспоминаниям старожилов, почти все было вывезено за пределы района. Только самый большой колокол не смогли убрать с Майской земли — он был очень тяжелым и его просто-напросто утопили в болоте по Тоттинской дороге. Говорят (а старые фотографии подтверждают) что другой колокол до конца 50-х годов был закреплен под сводом колокольни, а потом безжалостно сброшен и еще долго валялся расколотым у крыльца церкви, ставшей в одночасье сельским домом культуры. О том, какой была культура и идеология может сказать и такой факт: в ограде сельской церкви был похоронен священник Василий Мальцев. На его могиле стоял небольшой памятник. Могилу разворотили, а вот памятник «сгодился» — его установили в центре села и, нарисовав красной масляной краской пятиконечную звезду, обозначили как памятник красногвардейцам-чекистам, погибшим в годы Гражданской войны. Одним из участников боевого сражения с восставшими тунгусами и белогвардейцами полковника Попова был Владимир Реут. Он похоронен в Нелькане вместе с товарищами. История сыграла злую шутку: летом 1927 года закрывает молодая Советская власть храм, а осенью в село приходит человек, имя которого аналогично второму по величине колоколу России. Реут — это знаменитый колокол мастера Андрея Чохова, изготовленный в 1622 году для колокольни Ивана Великого. Колокол «Реут» снискал трагичную славу: во время присяги Алекcандра II — он упал, задавив 10 человек, во время коронации Александра II он упал вторично, убив 17 человек. С 1912 года считается непригодным. Вот такая непростая и метафоричная игра имен.
Много лет у памятника В.Д. Реуту, Н.И.Иваненкову, А.В.Потанину, Намоконову проводились митинги, на слет юных красноармейцев собирались и маршировали школьники. В 1966 году, будучи в Нелькане проездом в составе экспедиции археолога А.П. Окладникова, Всеволод Петрович Сысоев обратился к местным властям с просьбой установления другого памятника героям гражданской войны и возвращении этого хотя бы на погост. Всеволод Петрович был поражен, когда увидел, что надгробная плита с могилы одного человека переместилась на могилу других людей, немного трансформировавшись: с памятника о. Василию Мальцеву был просто-напросто сбит крест и масляной красной краской нарисована звезда. Увы, ходатайство В.П. Сысоева не принесло результатов. Лишь в 1990 году надгробный памятник священнику Василию Мальцеву вернулся на прежнее место, а в память о погибших чекистах сельские органы управления поставили другой памятник, изготовленный старателями.
В доме культуры села, располагавшемся в здании храма, проводились выступления агитбригад, танцы, вечера, чествования передовиков производства. Естественно, здание претерпело изменения: крест с главою колокольни снесли, а на этом месте установили большой люминесцентный фонарь; внутри здания соорудили сцену, повсюду развесили агитационные плакаты. У немногих нельканцев сохранились фотографии тех лет. Для многих тот дом культуры стал местом первых встреч. Особо о сохранении здания никто не заботился — оно служило несколько десятилетий клубом, пока не построили новый.
В конце 80-х гг. в Нелькане возводят новый сельский дом культуры, расположив его через дорогу с церковью. С переездом в новое здание встал вопрос: что делать с церковно-клубным зданием. Решают отреставрировать здание и разместить в нем музей. Специально для этого приглашаются специалисты Хабаровского краевого краеведческого музея, общества охраны памятников, и под руководством художника С.С. Сучкова на средства края в течение трех лет реставрируется здание. Оно получает почти тот же внешний вид, который имело до революции. Когда были завершены реставрационные работы и даже изготовлены стенды для музея, в Нелькане состоялся сельский сход. Организатором проведения схода была жительница Нелькана Л.П. Варова — при поддержке группы сотрудниц геологической партии, она смогла убедить односельчан и местные органы власти в необходимости передачи здания верующим. Лидия Петровна Варова, человек очень сложной судьбы и огромной силы воли, стала практически во главе движения за возрождение церкви на селе. Сам сход, по просьбе тяжело больной Лидии Петровны, провела Т.О. Пилипенко, на котором зачитала письмо-обращение Лидии Петровны к землякам о передаче здания храма верующим. Люди откликнулись, и 10 февраля 1991 года сельский сход единогласно решил — быть на селе церкви, а для музея можно подыскать другое помещение. Варова организовала совет прихода, вела переговоры с Хабаровской епархией о направлении в Нелькан священника, беспокоилась об оснащении храма всем необходимым для совершения богослужения.
Тогда же пришлось испытать немало трудностей: от первого схода, на котором было образовано религиозное сообщество, именуемое «православный приход» и до регистрации его в отделе юстиции при Крайисполкоме г. Хабаровска прошло 6 месяцев ожидания, переписки, переговоров, напоминаний. 25 июня 1991 года — день официального возвращения храма в село Нелькан. В октябре того же года впервые за шестьдесят с лишним лет приехал священник, отец Андрей. В первое посещение священнослужителя приняли крещение 97 человек, в 1993 году — более 160 человек. С 1997 года настоятелем прихода в Нелькане является священник (с 2006 года — протоиерей) Константин Жигалин. И по сей день Лидия Петровна Варова — председатель Приходского Совета. Ее имя и жизнь храма навечно сплетены друг с другом.
До сихъ пор община встречает немало трудностей по восстановлению храма. Годы, люди нанесли большой урон зданию: оно имело крен, протекающую крышу, деревенское печное отопление. И хотя внешний блик был отреставрирован, внутреннее убранство нуждалось в коренной перестройке, т.к. здание было фактически переоборудовано под музей. Несколько лет к ряду ведутся активные восстановительные работы храма. Люди района и края помогают привести в надобный порядок здание церкви: по заказу ГУК «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» провело обследование состояния церкви, железнодорожный институт составил проект ее реконструкции. Силами старательских артелей «Восток», «Амур», «Прибрежная» куплены все необходимые строительные материалы, выпрямлена колокольня и частично утеплено здание. Народный художник России Г. Д. Павлишин направил за счет собственных средств железобетонную арматуру для фундамента церкви, а также изготовил оконные рамы из кедра. Со стороны районного руководства ежегодно предоставляются льготы по налогообложению для Нельканского прихода и дизельное топливо для отопительной системы. В нынешнее лето внешнее убранство храма почти завершилось: установлена крыша, отреставрированы купола и позолочены кресты, завершаются работы по возведению крылец и ставень… Впереди самое трудное — внутреннее убранство, роспись храма, изготовление иконостаса.
Впервые в истории прихода летом 2006 года прихожане Нельканской церкви прошли крестным ходом до с. Аим, освятив жилье людей, живущих вдоль Маи и установив православный крест в Аиме, на Ципанде, освятив жилье охотников на Омолеконе. Нельканская церковь прошла большой путь.
На протяжении всего пути было немало препятствий, которые испытывали на крепость веру в любовь Божию. Мы верим, что ничего сильнее этой любви ничего нет — с нами Бог!