Православие.Ru | Анна Здор | 15.05.2007 |
— Где студенты проходят практику и как проводят свой досуг?
- У нашей кафедры существуют прочные связи с подразделением администрации Приморского края, занимающимся взаимодействием с религиозными организациями. Это подразделение стало базой для учебной практики студентов-религиоведов. Будущие теологи проходят практику в отделе религиозного образования и в миссионерском отделе Владивостокской епархии. Педагогическую практику наши студенты проходят в учебных заведениях, детских и молодежных лагерях, социально-каритативных и социально-реабилитационных организациях. Студенты-старшекурсники работают в общеобразовательных и воскресных школах, в детских домах и больницах, преподают на катехизаторских курсах, участвуют в реализации социальных программ, направленных на поддержку молодых семей, пробуют свои силы в организации православного молодежного центра. Многие студенты поют на клиросе. Есть те, кто пробует свои силы в журналистике. Некоторые студенты параллельно с обучением на отделении теологии и религиоведения ДВГУ осваивают китайский язык и работают с китайцами, приобщая их к основам знаний о Православии. Несколько человек прошли подготовку по антинаркотической программе «Барьер», получили соответствующие сертификаты и сейчас занимаются просветительской работой среди молодежи. В летние месяцы студенты имеют возможность совершать паломнические поездки по святым местам России. Наши студенты уже побывали в Москве, Санкт-Петербурге, на Украине.
— Много ли студентов работают по специальности и в каких областях?
- Выпускники ДВГУ работают в администрациях г. Владивостока, Приморского края и Сахалинской области, занимаются интенсивной преподавательской деятельностью в вузах Приморского края, духовном училище Владивостокско-Приморской епархии Русской Православной Церкви, на катехизаторских и регентских курсах, в воскресных школах. Те, у кого есть способности к научной работе, продолжают обучение в аспирантуре. Наши выпускники трудятся в епархиальных структурах (отделе религиозного образования, молодежном отделе), в информационном центре при православной гимназии, в учреждениях культуры (музеях, домах культуры, библиотеках), в правоохранительных органах. В Приморском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования имеется лаборатория православной культуры, которая укомплектована выпускниками отделения теологии ДВГУ. Два выпускника спецотделения теологии приняли духовный сан.
В подавляющем большинстве случаев проблем с трудоустройством у наших выпускников нет. Они возникают у молодых людей (причем, это касается выпускников любого вуза, любой специальности) только тогда, когда они хотят «всего и сразу», то есть, не имея опыта самостоятельной практической работы, желают получать большую зарплату, занимать высокую должность и т. д. Или, приехав на учебу во Владивосток из района, потом ни за что не хотят возвращаться на свою «малую родину», а пытаются любой ценой «закрепиться» во Владивостоке. Если же молодой человек реально смотрит на вещи и готов начинать с малого, постепенно накапливая опыт, то ему работу найти нетрудно.
В целом нужно сказать, что университет дает достаточно широкое гуманитарное образование, которое позволяет реализовать себя и в преподавании, и в журналистике, и в социальной работе, и в административной и правоохранительной деятельности, и в сфере культуры и туризма. Конечно, наши специальности — некоммерческие, и мы никогда не пытались привлекать абитуриентов посулами баснословных зарплат и головокружительной карьеры. Мы ориентируемся на тех людей, которые заботятся в первую очередь о том, чтобы их жизнь была осмысленной, а работа — полезной Церкви и Отечеству. А Господь никогда не оставляет своим попечением тех, кто такие цели ставит во главу угла.
- По-вашему, насколько необходимо теологическое образование молодому человеку в современном мире?
- Думаю, что сегодня базовые богословские знания необходимы не только молодым людям, но любому христианину, который чувствует ответственность за судьбу своей страны. Наверное, нет необходимости подробно говорить о нравственном упадке, демографическом кризисе, распространении наркомании и алкоголизма, экономической разрухе, политике, предающей национальные интересы, засилии сект, оккультизма и многом другом… Исправить положение можно, только изменив духовную атмосферу в обществе. И здесь решающее значение имеет мировоззренческий выбор нашей интеллигенции. Ведь именно она определяет основные направления развития политики, экономики, здравоохранения, образования, культуры, СМИ. Если интеллигенция не повернется к Церкви, мы потеряем Россию. У нас уже есть горький опыт 1917 года. А чтобы заниматься просветительской, миссионерской работой среди интеллигенции, нужно быть не только богословски, но и всесторонне образованным человеком. Университет и позволяет обеспечить такое сочетание общего гуманитарного образования с фундаментальными знаниями в области православного богословия. Кроме того, университет дает диплом государственного образца, который открывает перед человеком практически неограниченные возможности трудоустройства.
Помимо задач внешней миссии, не менее остро перед нами стоят и задачи миссии внутренней, то есть внутрицерковной просветительской работы. Во многих ли храмах у нас проводят огласительные беседы перед крещением? На всех ли приходах есть воскресные школы для детей и взрослых? Все ли из наших прихожан имеют ясные представления об основах Православия, осмысленно участвуют в богослужении, читают церковную литературу, свободны от суеверий, обрядоверия, оккультных увлечений? Есть ли у нас устойчивые традиции социальной работы? Много ли у нас в храмах молодежи? Очевидно, что все эти направления работы священники охватить не могут просто в силу занятости. И здесь очень много могли бы сделать получившие специальное образование миряне.
Наконец, мы должны понимать, что если нам не удастся вырастить православную интеллигенцию, то в представлении большинства наших соотечественников Православная Церковь всегда будет ассоциироваться с суевериями, малограмотностью, забитостью, неспособностью к активному социальному служению. А это значит, что миллионы россиян из-за нашей лени и безответственности не смогут открыть для себя спасительный путь Православия. Поэтому, я убеждена, что сегодня каждый православный христианин, которому способности позволяют учиться в вузе, должен стремиться получить полноценное богословское образование и внести свой вклад в духовное возрождение России.
* * *
С вопросами о выборе факультета и о его важности в сфере современного образования мы обратились к будущим теологам и религиоведам.
— Почему вы решили поступить на факультет теологии и религиоведения?
Надежда Шулекина (студентка V курса, специальность «религиоведение»; в настоящее время является координатором катехизаторских курсов при Владивостокской епархии): Выбор был не от разума, а от души, по воле Божией, так как, поступая учиться на религиоведение, я была убежденной атеисткой. Я только со временем осознала, что Сам Господь привел меня сюда.
Лариса Стах (студентка V курса, специальность «теология»): Вначале я хотела поступить на философский факультет. Но потом поняла, что философия без религии пуста. По своей природе философия религиозна. А теология помогла мне приблизиться к религиозной истине, глубже вникнуть в Православие.
Татьяна Ароновна Гвоздарева (спецотделение теологии; заведующая лабораторией православной культуры Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования): Еще когда я работала в школе учителем русского языка и литературы, я поняла, насколько важно и необходимо знать православную культуру. И в первую очередь это необходимо детям — будущему нашей страны. И когда я шла на теологию, я делала это не только по зову сердца, но с уверенностью в правильном выборе.
— Каким образом вы применяете свои теологические знания на практике?
Лариса Стах: Занимаясь просветительской работой по программе предотвращения эпидемии наркомании среди детей и подростков, нельзя обойтись без теологических знаний. Очень важно, чтобы дети увидели духовную сторону проблемы, заглянули в самый ее корень. А наркомания — это в первую очередь духовная проблема.
Главная наша цель — научить распознавать приемы и методы скрытой рекламы наркотиков, которая в неявной форме представлена на баннерах, в некоторых фильмах, видеороликах, в листовках якобы по профилактике наркомании. Обнаруживая признаки скрытой угрозы, мы пишем заявление в наркоконтроль. И таким методом противостоим наркотической войне. Координатором нашей деятельности является общественная организация «Венец».
Надежда Шулекина: Знания применяются и в быту: когда Господь сталкивает меня с такими людьми, которые тянутся к вере, но многого не понимают, мои знания идут на пользу и просвещение этих людей. Но наибольшая отдача от полученных мной знаний — на катехизаторских курсах основ православного вероучения, где я преподаю библейскую историю Ветхого и Нового Заветов.
— Что такое, по-вашему, теологическое образование?
Татьяна Ароновна Гвоздарева: Теологическое образование — это мировоззрение. Конечно, можно поступить на факультет из любопытства или по совету родителей, но если теология — зов не только ума, но и сердца, тогда желание поступить перерастает в осознанное решение, основанное на внутреннем убеждении.
— Насколько важно богословское образование в современном мире?
Виктория Викторовна Бондаренко (специальность «религиоведение»; консультант Департамента социального развития и СМИ администрации Приморского края): В наш отдел часто обращаются сотрудники разных учреждений, нуждающиеся в специалистах — теологах, религиоведах. Ни одно мероприятие, направленное на укрепление духовно-нравственного, духовно-патриотического начала, не может обойтись без этих специалистов. Поэтому я считаю, что это востребованная специальность, особенно сегодня: в условиях многоконфессионального сосуществования необходимы специалисты для решения духовно-нравственных, этических, социальных вопросов.
Татьяна Ароновна Гвоздарева: Очень важно, чтобы наши дети были знакомы с православной культурой, поэтому наша лаборатория православной культуры проводит специальные выездные курсы для приморских школьников. И в этом деле никак не обойтись без теологического образования.
Надежда Шулекина: Во все времена именно религиозное образование было основным, а подчас и единственным. Люди понимали, что всеми процессами в мире, в обществе движут именно религиозные мотивы. Поэтому человек, разбирающийся в такой сложной и тонкой теме, как религиозность, всегда будет ясно представлять, что является причиной современных исторических событий. А это уже не мало.
Беседовала Светлана Корытко
http://www.pravoslavie.ru/guest/70 514 153 017