Фонд стратегической культуры | Дмитрий Баклин | 11.05.2007 |
В Польше с начала 90-х годов ХХ века многие так называемые символы коммунизма и тоталитаризма — памятник Ф.Э.Дзержинскому в Варшаве, памятник В.И.Ленину в Кракове и другие — уже снесены, переименованы улицы, закрыты некоторые музеи.
По словам К. Уяздовского, законопроект, который может быть принят до конца мая 2007 года, даст возможность органам местного самоуправления и администрации «эффективно убирать памятники и символы иностранного господства над Польшей», прославляющие коммунизм и нацизм — две идеологии, запрещенные польской конституцией.
Памятных мест, которые напоминают о коммунистическом прошлом и «иностранном господстве», по данным Министерства культуры и национального наследия Польши, в стране насчитывается два-три десятка. Однако, как предупреждает известный польский публицист Марек Новаковски, «в Польше осталось немало символов, связанных с историей войны и польско-советскими отношениями», и «упразднение памятников иностранного господства» наверняка осложнит и без того далеко не безоблачные польско-российские отношения.
Закон еще не принят, но польский Институт национальной памяти уже разослал по городам списки «нежелательных» объектов, которые нужно снести в первую очередь. Среди них — памятник советско-польскому боевому братству в Варшаве, монумент погибшим героям в городке Шамотулы (Велькопольское воеводство), два памятника советским воинам в Домброве-Гурничей, а также монументы в Кракове, Жешуве, Новы-Сонче, Старгарде-Щецинском и других городах.
Председатель Катынского комитета Стефан Мелак уже подыскал готовящемуся акту вандализма «экономическое» объяснение: «Это позор, что на уход за двумя тысячами советских памятников продолжают тратиться миллионы злотых из карманов польских налогоплательщиков. Эти памятники — символ лжи и насилия. Ликвидируя их, мы также помогаем русским расквитаться с их коммунистическим прошлым». Правда, и он счел нужным оговориться, что неприкосновенными останутся военные кладбища и мемориалы, воздвигнутые в память о полумиллионе советских воинов, погибших при освобождении Польши от немецко-фашистских захватчиков в 1944—1945 годах.
Справка: сегодня в Польше находятся 561 памятник советским воинам и 638 захоронений периода Второй мировой войны.
Учитывая сопротивление законопроекту, К. Уяздовский в интервью польскому телеканалу ТВН-24 еще раз подчеркнул, что «масштабы законопроекта станут меньше», чем планировалось, и его положения не будут затрагивать воинские захоронения. «К достоинству советских солдат, погибших на польской земле в годы Второй мировой войны, следует относиться с уважением… Мы не хотим демонтировать памятники, поставленные в память о Красной армии, — отметил министр. — Мы также не хотим проявлять неуважение к российским солдатам».
Похвально, что польские государственные мужи хотя бы на словах чтят память советских воинов — освободителей их страны и народа от нацистского рабства.
Воздадим должное и председателю Катынского комитета Стефану Мелаку за напоминание «о миллионах злотых из карманов польских налогоплательщиков» на содержание памятников советским воинам. За освобождение Польши от нацистской оккупации Россия заплатила жизнями более 600 тысяч своих солдат. Заплатит и еще раз — за то, чтобы память о советском солдате-освободителе в странах Восточной Европы не осквернялась, за то, чтобы отдельные польские «налогоплательщики» излечились от ретроградной амнезии и поняли, что они воюют не с памятниками коммунистической или социалистической диктатуры, а с нашей общей историей, какой бы она ни была — хорошей или плохой.
Снеся памятники так называемого «иностранного господства над Польшей», нельзя «расквитаться с коммунистическим прошлым». Нынешние руководители Польши — не императоры Древнего Рима, которые могли позволить себе «осудить память» и предать забвению все, что не устраивало их в историческом прошлом империи.
Полякам стоило бы поучиться у своего ближайшего соседа — Германии. Современные немцы глубоко убеждены, что сокрытие или искажение прошлого недопустимы, ибо прошлое дает возможность правильно оценить настоящее и выбрать верный путь в будущее. Поэтому в ФРГ, в берлинском Трептов-парке уже почти 60 лет стоит памятник советскому Воину-освободителю с немецкой девочкой на руках, заботливо отреставрированный и сохраняемый немецким государством.
И самое главное. Если в кампании по ликвидации символов и памятников «иностранного господства» идти до конца, то полякам, в первую очередь, следует задуматься о том, кому и чему они обязаны своими нынешними государственными границами. Именно границы нынешней Польши в наибольшей мере являются символом «коммунистической диктатуры».
На Крымской и на Берлинской (Потсдамской) конференциях никто другой, как И.В.Сталин настоятельно добивался от союзников согласия на то, чтобы Польское государство получило «бывшие германские территории к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда по реке Одер до впадения реки Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы, включая ту часть Восточной Пруссии, которая в соответствии с решением Берлинской конференции не поставлена под управление Союза Советских Социалистических Республик, и включая территорию бывшего свободного города Данциг».
По уверению того же Стефана Мелака, образование в Восточной Европе и на постсоветском пространстве «истинно демократических» государств, а также политика, проводимая в некоторых из них в отношении общего прошлого, помогают России избавиться от коммунистического, тоталитарного наследия. Россия уже избавлена от постоянно мучившего поляков символа «сталинской агрессии» — линии Керзона. Так, может быть, пришла пора и Польше избавиться от порочащего ее сталинского наследия — ее нынешних границ, установленных по предложению коммунистического диктатора?
Прошлое неделимо. Те, кто хотят произвольно изъять из него отдельные части, ставят под вопрос право на свое собственное историческое существование. Варшаве стоит крепко подумать о совместно пройденном историческом пути, — именно подумать, а не сотрясать воздух призывами о его пересмотре.