Русская линия
Столетие.Ru Ольга Ярцева11.05.2007 

Спасенная красота
«Перед этой картиной хочется встать на колени», — так сказал русский солдат, спасавший «Сикстинскую мадонну»

Создателю «самой главной мадонны Возрождения» Рафаэлю удалось избежать печальной участи многих своих современников: он не был забыт, его имя не утратило значимости на протяжении столетий, картины, здания и фрески по сей день сохранили присущие им первозданную гармоничность и красоту. Но в ХХ веке его «Сикстинская мадонна» могла бы погибнуть, исчезнуть навсегда. Теперь история её чудесного спасения бойцами Красной Армии стала частью легенды о художнике и его прославленном образе.

Май 1945 года. Дрезден

Взятие Дрездена частями советских войск и армии союзников произошло 8 мая 1945 года. Приблизительно за два месяца до этого город был почти полностью разрушен союзниками во время одной из самых страшных бомбёжек за всю Вторую мировую войну, хотя Дрезден и не был важной стратегической целью, — здесь не было военных заводов, не было крупных воинских подразделений…

Это был всемирно известный город-музей с чудесными дворцами и знаменитой Галереей, в стенах которой находились сокровища гораздо более ценные, чем всё вооружение фашисткой Германии. И этот город был в одну ночь превращен в груду развалин. По свидетельствам очевидцев, это был настоящий ад…

В ту ночь в Дрездене погибло больше людей, чем в Хиросиме.

Об этом после напишет американский писатель Курт Воннегут в романе «Бойня N 5».

Бомбовая мощь англо-американских воздушных сил обрушилась и на Галерею — собрание живописи, одно из крупнейших в мире.

Со второй половины ХVI века Саксонские курфюрсты коллекционировали произведения искусства. Спустя почти три столетия, после постройки специального здания — творения Тициана, Рембрандта, Ватто и многих других были открыты для публики. Жемчужиной коллекции была, по общему признанию, «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти.

Дворцовый ансамбль ХVIII века «Цвингер» и замыкающая его Картинная галерея предстали перед войсками советских освободителей в руинах. Вместо дворца — жуткие развалины, а где же сокровища? Это предстояло выяснить как можно скорее, потому что промедление могло принести невосполнимые утраты.

После вступления в Дрезден солдаты Первого и Второго Украинского фронта занимались поисками того, что осталось от собрания саксонских правителей. К счастью, удалось найти почти всё, но некоторые шедевры оказались утраченными навсегда (всего около 197 картин).

По воспоминаниям очевидцев тех событий, розыск работ являлся задачей государственного значения. В ту «команду спасения», кроме военных, входили художники, искусствоведы, реставраторы, — те, кто приобрел за годы войны опыт специфической «розыскной» работы, те, кто помогал эвакуировать ценности советских музеев.

Что же удалось выяснить? Из расспросов местных жителей стало известно, что незадолго до атаки на город эсэсовцы срочно и тайно вывезли сокровища в неизвестном направлении.

Таким образом, судьба коллекции находилась под угрозой, только теперь уже со стороны нацистов.

Действительно, если бы не старания советской «команды спасения» произведения Дрезденской галереи могли бы разделить бы участь других немецких художественных собраний. Так, накануне капитуляции, в Берлине эсэсовцы взорвали античную коллекцию, сожгли картины национальной галереи. Среди варварски уничтоженных шедевров — наброски Микеланджело, папки с рисунками Боттичелли, скульптуры Донателло, Рубенс, Шарден, Сезанн…

Спасение

Как это часто бывает, история нахождения и спасения шедевров полна случайностей и таинственных совпадений.

Обследуя подвал полуразрушенной, обгоревшей Академии художеств, наши солдаты наткнулись на туннель. При его обследовании они с удивлением обнаружили, что его узкое пространство заполнено… статуями.

Тотчас были призваны те самые спецы из «команды спасения» и началось планомерное прочесывание туннеля. И вот в самом его конце, среди разбросанных документов и остатков мебели, они нашли в одном из шкафов интересный документ, который очень помог в дальнейших поисках.

Это была так называемая «немая карта» — зашифрованный план расположения спрятанных картин Дрезденской галереи.

А еще через несколько дней, в заброшенной каменоломне в окрестностях города, в одной из штолен, был найден вагон, стоящий на ржавых рельсах. Обычный товарный вагон, зайдя в который, спасатели увидели плоский, некрашеный ящик, а рядом… знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандта, картины Джорджоне, Рубенса и другие шедевры. Всего в тот день было найдено более двухсот картин, и это было только начало.

Что могло ожидать эти и другие находки, если бы их не обрели вновь? Похороненные в глухой темноте, никак не защищённые от пыли и влажности, они бы неминуемо погибли.

Ящик из вагона был с секретными замками, но довольно лёгкий. Что же в нём? Было решено, не вскрывая, доставить его в штаб батальона. Ранним утром удалось освободить ящик от замков. Взорам присутствующих открылась, по словам участника тех событий Л. Волынского (автора известной книги «Семь дней»), «… босоногая женщина с младенцем, легко идущая по клубящимся облакам. Это была одна из величайших картин, когда-либо созданных человеком — „Сикстинская мадонна“ Рафаэля». Вскоре спасённое творение мастера доставили во дворец на Эльбе, в который свозили все отыскавшиеся произведения.

«Сикстинская мадонна» была в числе тех 1240 произведений Дрезденской галереи, вывезенных в СССР для реставрации и последующего возвращения в Германию.

Хотя с немецкой стороны не все в это возвращение верили. Многие западногерманские газеты писали вскоре после окончания войны, что «русские… не отдадут своей добычи». Подобные предположения были беспочвенны. Действительно, вывезенные сокровища задержались в России почти на десять лет, но на то были серьёзные основания. Во-первых, состояние работ, во-вторых, неопределённость с заключением мирного договора с Германией.

Период реставрации шедевров, а многие из них были серьёзно повреждены, затянулся вплоть до 1955 года — времени официальной передачи их ГДР. Во время восстановления работа Рафаэля находилась в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина. Там и была устроена выставка спасённых картин перед их возвращением в Дрезден. Руководил всеми реставрационными работами выдающийся русский художник Павел Корин. Это лишний раз демонстрирует то огромное значение, которое придавалось возрождению драгоценных полотен. Кропотливый, мучительно долгий процесс реставрации, обновления обретённой «Сикстинской мадонны» и других шедевров, можно считать ещё одним подвигом советских людей, ещё одну их победу над фашизмом.

Глубокие, тёмные глаза Мадонны смотрят прямо перед собой, как у человека, который многое видит и многое ожидает. Легко ступая по облакам, Богоматерь несёт на руках своё дитя в мир, к людям. В её взоре — предвиденье грядущих событий, страданий и будущего Воскресения Христа. Она знает всё и отдаёт самое дорогое, что у неё есть. Рафаэль почувствовал эту великую жертвенность, которая осталась нетленной благодаря его таланту, и сохранилась вопреки всему.

http://stoletie.ru/minuvshee/70 510 154 231.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru