Столетие.Ru | Игорь Коновалов | 08.05.2007 |
— Программа Звонильной недели разработана Обществом церковных звонарей Московской Патриархии, дополнена нашим священноначалием и благословлена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Эта программа являет преемственность и укрепляет традицию русского православного колокольного звона в торжество Светлого Христова Воскресения.
География мест, откуда уже приехали или в течение месяца приезжали звонари, впечатляет: от Архангельска до Анапы, от Минска и Бреста до Тюмени и Омска…
Каждый звонарь — участник нынешнего Фестиваля, везет свой опыт церковного звона, свою индивидуальную манеру. На каждой из пятидесяти двух колоколен Москвы звонари встречаются на ярусе звона и поочередно звонят в колокола.
Такое общение, «перемешивание» различных колокольных школ и направлений очень полезно для звонарей. Это поможет повысить общий уровень мастерства церковного звона, на радость всей нашей Церкви. Ведь мы не просто так приглашаем кого-то поучаствовать в Звонильной неделе. Сегодня звонарей много. Могли бы и силами московских звонарей устроить такой фестиваль. Нам интересно, чтобы и наше умение было подхвачено в регионах России и за рубежом.
К сожалению, во многих регионах нашей страны есть колокола лишь одного из производителей. И тамошние звонари ничего лучше не видели и не слышали. А в Москве они могут увидеть колокола производства десятка других производителей. Да еще и старинные колокола.
Гости прослушали практически все самые тяжелые колокола всех современных литейщиков и колокольные подборы или звоны на разных колокольнях всевозможных стилей и конструкций. У наших гостей расширится профессиональный кругозор, и это хорошо.
Устроители колокольной программы в этом году учли опыт предыдущих фестивалей. Количество храмов, участвующих в этой программе, осталось примерно таким же, как и в прошлом году. Но благодаря протяженности нынешнего фестиваля во времени, в каждый день Фестиваля слышен продолжительный звон одной или двух, реже — трех колоколен. Почти все храмы участвуют в Фестивале только по одному разу, что позволило сделать последовательность звонов более логичной, а звоны — более запоминающимися.
Расширилась и география колоколен, которые порадовали всех нас колокольным звоном в эти фестивальные дни: в нынешнюю колокольную программу включены более тридцати колоколен, которые еще не принимали участия в Московских Пасхальных Фестивалях.
Впервые в Фестивале приняли участие храмы бывших подмосковных сёл, вошедших в состав столицы в XX веке: храм Ризоположения в Леонове, храм Тихвинской иконы в селе Алексеевском, храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках, храм святителя Николая у Соломенной сторожки, храм мученицы Ирины в Покровском, храм Живоначальной Троицы в Останкине.
Трогательным эпизодом нынешнего Фестиваля стал звон храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. Мы надеемся привлечь внимание к проблеме возрождения этого дивного храма XVII века. Полуразрушенная колокольня, отсеченная заводскими корпусами от величественного пятиглавого церковного здания, до сих пор являет собой немой укор общественному равнодушию. Жемчужина церковного зодчества на севере Москвы нуждается в заботе и скорейшем восстановлении. А пока звонари-гости Московского Пасхального Фестиваля поочередно звонят на небольшой колокольнице, сооруженной рядом со старинными церковными стенами.
При всех нововведениях нынешнего Московского Пасхального Фестиваля, главное остается незыблемым: в Православной Москве вновь звонят пасхальные колокола. Колокола разных эпох и разных мастеров, древние, старинные, современные.
Фестиваль — это многообразие звонарей, многообразие колоколен, многообразие колоколов и звонов. И надеемся, что радостное Пасхальное настроение будет сопутствовать всем нашим гостям и участникам!
— По сути, Звонильная Неделя — это уже входящий в традицию ежегодный съезд звонарей, в котором участвуют и звонари России, и зарубежные гости, не так ли?
— До октябрьского переворота не было такого разорения, поэтому и не было нужды в съездах звонарей. Каждая колокольня в старой России была своеобразным центром, где отбирались и подбирались колокола, воспитывались звонари, культивировались звоны.
Хотя, вполне возможно, к началу XX века такие вопросы всё же ставились. Но последующие трагические события оставили решать их уже нам.
Где лучше сохранились колокола?! Если возьмем территорию бывшего Советского Союза, то в Москве, Ростове Великом, Вологде, Пскове, Печоре, в зарубежном ныне Таллине…
Несмотря на то, что в Москве много всего было разорено, такого количества старинных колоколов, как здесь, больше нигде нет. Так, в Новодевичьем монастыре есть колокола, которые отлиты при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, царевне Софье, Петре Великом…
Москва — сердце нашего Отечества, его истинно духовный центр. Всё увереннее звучит соборный голос нашей столицы — её колокола. К счастью, этот голос совести и тревоги, радости и надежды, который был отнят у неё в 1929-м, возрождён для нас и будущих поколений.
Некоторые участники Недели приехали в Москву заранее, чтобы присутствовать на Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя, звонить в его колокола во время крестного хода.
Одни приезжали, другие уезжали. В общей сложности в Звонильной неделе участвовало более 40 человек.
— Колокольные звоны Москвы в дни Московского Пасхального Фестиваля привлекают большое внимание слушателей…
— Мы рады, что с каждым годом все больше и больше любителей колокольного искусства. Например, радостно видеть великое множество народа возле колоколен храма Христа Спасителя.
Основное событие Звонильной недели прошлого года — в конце-концов нам удалось производить звон на всех четырех колокольнях храма Христа Спасителя в полном синхроне. Все они, чего специально обученным звонарям было непросто добиться, звучат как одна. За эталон взята Ростовская звонница. Если её мысленно поместить между нашими колокольнями (от одной до другой расстояние по 40 метров!), она встает полностью и еще место остается.
Впервые москвичи и гости столицы услышали такой слаженный звон колоколов храма Христа Спасителя на прошлую Пасху во время крестного хода.
До октябрьского переворота звон колоколов храма Христа Спасителя был так называемым ералашным. За те 40 лет, что стоял этот храм-памятник защитникам Отечества, так и не удалось наладить здесь звон в едином ритме.
В полном синхроне теперь звучат колокола и в Кремле. Там тоже до октябрьского переворота был разнобой.
Любителей колокольного искусства привлекают и звоны храма прп. Сергия в Крапивниках, в Свято-Даниловом и Новодевичьем монастырях и в иных местах.
— Звонильная неделя, посвященная Светлому Христову Воскресению, завершится Большим пасхальным звоном в День Победы, который в нашем христолюбивом и героическом народе воспринимается как день возрождения Отечества…
— Руководство Московского Пасхального Фестиваля смогло сделать так, что Фестиваль, который начался 8 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, продлится более месяца, и завершится в День Великой Победы 9 мая. Ровно в полдень зазвонят колокола на четырех колокольнях храма Христа Спасителя. К ним присоединятся колокола всех храмов Центрального административного округа столицы.
Эту многовековую традицию, когда благовестом отмечали все крупные праздники и события в России, Русская Православная Церковь возобновила в 2005 году в честь 60-летия Победы. Таким образом, праздник звонарей становится церковно-государственным событием.
Соединение Пасхального торжества и всенародного празднования Дня Победы глубоко символично: Воскресением Христовым жизнь торжествует победу над смертью…
Беседовал Николай Головкин, член Союза писателей России
http://stoletie.ru/tayna/70 507 124 906.html