Фонд «Русская Цивилизация» | 08.05.2007 |
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ СПОНСОРСТВО?
Дети — это Божьи существа. И детское горе — самое горькое на свете. Раньше в России к нему всегда были предельно чуткими, а теперь — нет. Значит мир стал злее. Наш замечательный историк В. О. Ключевский сказал как-то между делом, что «… древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руку… тайком от стороннего глаза». Жертвователь, дающий деньги сам, совершал своего рода таинство, к тому же верили, что и нищие будут молиться именно за человека, от которого получили подаяние. Взаимное «благодетельствование»: материальное — для просящего, духовное — для дающего. В этом истинная благотворительность отличается от спонсорства, когда средства выделяются в обмен на что-то, представляющее ценность для дающего, обычно на рекламу. И именно так понимали благотворительность практически все русские меценаты. Некоторые из них даже требовали полного отсутствия упоминания о них где бы то ни было. А некоторые делали и вовсе анонимные пожертвования до нескольких сотен тысяч рублей. Для современного человека это может показаться, по меньшей мере, странным. Но людям той эпохи это казалось абсолютно нормальным.ИСТОКИ МЕЦЕНАТСТВА
Явления, подобного русскому меценатству, никогда в мире не было. Вообще-то все началось с князя Владимира и достигло настоящего апофеоза в начале 20 века. Никто и никогда не пытался, да и не сможет хотя бы приблизительно представить себе масштабы русского меценатства, этого бескрайнего царства сочувствия человека к человеку и человека к красоте. Но даже по приблизительным сведениям нам открывается огромное движение. Создается такое ощущение, что на пожертвованные средства можно было построить целое государство, с отдельной экономикой, отдельной культурой и социальным обеспечением. Сейчас, уже спустя сто лет мы начинаем осознавать размеры и подлинные силы, создавшие великую русскую цивилизацию. Начиная со времен Киевской Руси и до революции в стране развивалось и нарастало невидимое движение. Вместе с Россией земной строилась, прозрачная — небесная. К началу двадцатого века в нашей стране вспыхнул уникальный период, который мы рискнем назвать древнерусским возрождением.Дело в том, что Петр первый своими реформами уничтожил исконную, национальную аристократию. И восстановить что-то похожее на нее стране удалось только перед самой революцией. Произошла тихая смена власть имущих. На смену дворянству пришли промышленники, купцы, владельцы железных дорог. Многие из них были выходцами из крестьян- старообрядцев, люди просвещенные, образованные и честные, для которых высочайшей ценностью было не обогащение и не власть, а Христианство и благополучие народа. Уж они-то понимали, что кошелек на тот свет не возьмешь. К меценатской и культурной деятельности в этот период обращаются целые династии и купеческие семьи. Расцвет их деятельности приходится уже на новый период в истории меценатства и русской культуры. Наступает «серебряный век» русского искусства. Век серебряный, а серебро — их.
Морозовы, Бахрушины, Армандовы, Мамонтовы, Зимины, Рябушинские, Игумновы, Алексеевы-Станиславские… Эти люди построили сильную, просвещенную, добрую Россию, просто так, задаром, — потому что так научил Христос. К концу XIX века при фабриках возникли сотни городов. Современная европейская Россия большей частью была выстроена именно так. Из двух маленьких деревенек Орехово и Зуево Морозовы и Зимины выстроили самый крупный город Московской губернии после Москвы. Из ткацкого села Иваново возник город. Теперешняя Пресня — бывшее промышленное поселение Прохоровской мануфактуры. А средства, вложенные в культуру — вообще отдельная статья. Столько на планете Земля никто и никогда на красоту не тратил.
В ИГОЛЬНОЕ УШКО
В русском купечестве бытовала присказка: «Бог богатством благословил и отчета по нему потребует». В своем большинстве новые русские промышленники были людьми очень набожными. Забота о своей душе — главнейшее для таких людей, а в России, как мы помним, именно благотворительность считалась вернейшим путем к Богу. Многие купцы выговаривали себе право быть похороненными в построенных ими церквах.Все русские меценаты были глубоко религиозными людьми, настоящими христианами. Их действия во многом определялись библейской формулой: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил» (Евангелие от Матфея 25:34−46). Известный московский купец Вишняков пишет: «Как у отца, так и у моей матери основы мировоззрения покоились на религиозных началах…» Этим объясняется то, что пожертвования на здравоохранение и призрение превышали выделяемые государством суммы в десятки раз и достигали нескольких миллионов рублей в год. Целые отрасли общественной жизни находились исключительно «на содержании» меценатов. Купцы не обращали никакого внимания на общественное мнение, и рекламы себе не хотели. Они чувствовали себя ответственными за свою страну и родной город, как часть ее. Именно это заставляло их использовать свои гигантские деньги на те цели, на которые они их использовали. Интересно, что среди крупных промышленников и торговцев иностранного происхождения меценатов практически не было! Денег у них при этом было не меньше.
Для царской России благотворительность была не отдельной отраслью, а повседневностью. Были и так называемые территориальные благотворительные общества. Москва, например, делилась на 28 участков. Во главе каждого из них стоял совет, ответственный за сбор денег. Члены совета обследовали свой район, выискивали нуждающиеся семьи, помогали им. В этой работе принимали активное участие студенты. И детям помогали в первую очередь.
НЕ СТОИТ СЛЕЗЫ РЕБЕНКА
В царствование Екатерины II начали создавать воспитательные дома. Предполагалось, что брошенные дети станут основой нового класса людей — образованных, трудолюбивых, полезных государству. В 1785 году в каждой губернии были учреждены приказы общественного призрения, на которые возлагали не только благотворительную, но и карательную деятельность.В 1816 г. 20-летний потомок фабрикантов Прохоровых, создателей и владельцев знаменитой «Трехгорной мануфактуры», Тимофей Васильевич создает при фабрике ремесленную школу. Дети в этой школе изучали Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметику, черчение и узорное рисование, а часть дня работали в цеху. После эпидемии холеры 1830 г. Тимофей Васильевич собрал по всей Москве 100 сирот, потерявших родителей, и принял их в свою школу. Он писал: «Помогать каждому надо в том, в чем он конкретно нуждается: работе, деньгах, советах или лекарствах». Позже он на свои средства перестраивает здание пересыльной тюрьмы на Воробьевых горах, чтобы отделить детей от взрослых преступников, «которые на них дурно влияют» и устраивает тюремную церковь.
У братьев Бахрушиных в конце года собрался семейный совет, на котором решали, какую сумму из дохода, который они называли «пользой от дела», выделить на «дела благотворения». На такие средства, к примеру, были выстроены и содержались Бахрушинская городская больница, дом бесплатных квартир, приют и колония для беспризорных, ремесленное училище для мальчиков, дом для престарелых артистов, храм Св. Василия Исповедника, больница для хронических больных на Сокольническом поле и др. В конце ХIX в. братья Василий и Александр пожертвовали на Бахрушинский приют в Сокольниках значительный капитал «для сирот и детей, покинутых неимущими родителями». В нем жили мальчики от 4 до 18 лет, где их обучали грамоте и мастерству до 18−19 лет, после чего устраивали на работу в мастерских при приюте или где-нибудь в другом месте.
Весьма показателен пример супруги императора Павла — Марии Федоровны. Она проявляла большую заботу об улучшении состояния детских приютов. Для этого число детей, воспитываемых в таких домах, было ограничено пятьюстами в каждом, причем предполагалось, что оставаться в них будут лишь «совершенно слабые дети, требовавшие непрестанного ухода». Более крепких младенцев во избежание перенаселения домов предписывалось «отдавать в казенные государевы деревни благонадежным и доброго поведения крестьянам с целью приучить питомцев к правилам сельского домоводства». Мальчики должны были воспитываться в крестьянских семьях до 18, девочки — до 15 лет.
Вы можете себе представить страну, в которой просто так люди принимают домой сироту, и никто из этого не делает большого события, ни для кого это не геройство — просто жизнь, да и все. Что странно? А на самом деле так просто должно быть. А когда не так, значит все вверх ногами и гадко.
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
В современной России обстановка с меценатством печальная. Если у Вас рубль, а просящих много, то Вы отдадите рубль тому, за кого больше болит душа. Исходя из этой логики, помогать нужно прежде всего детям (об остальных видах меценатства речь пока даже не идет). Наконец-то в нашем государстве нашлись люди, которые стали действовать. Забрезжила возможность решить детскую проблему. Трудами и жизнью Ксении Ивановны Громовой в Мордовии строится крупнейший в мире дом для детей-сирот и детей, родившихся в тюрьмах. Строительство ведется с благословения архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия.Ксения Громова, основоположник и староста храма Св. вмч. Анастасии Узорешительницы. С его возведения она и начала свой благотворительный путь. А потом ей открылся Божий промысел, что после храма она должна построить еще и Детский Православный Дом в честь чудотворного образа Казанской Божией Матери, который будет наречен «Домом Богородицы». Дом этот для детей, родившихся в зонах и тюрьмах России. В нем будет православная школа и все, что необходимо для хорошего воспитания полноценного человека, полезного стране и обществу. На данном этапе собраны деньги на строительство фундамента. Закладка первого камня состоится 4 ноября сего года. Причем в его основание будут положены камни из многих святых мест из православных монастырей и храмов по всему миру. А впереди еще бездонная пропасть работы. Взгляните на проект, чтобы представить себе масштаб благого дела. У Святых Отцов есть такая поговорка: «Не строй Храм, пристрой сироту!» Этой короткой фразой многое объясняется. Она сама по себе уже есть благословение на доброе дело помощи детям. Детскому дому помогают многие люди. Одним из первых был московский протоиерей о. Михаил Рязанцев. Он пожертвовал на строительство 130 тысяч рублей. Благодаря ему состоялась и встреча Ксении Громовой с Патриархом. Серьезную материальную помощь дает детскому дому Горштейн Марк Владимирович, член совета директоров гостиничного комплекса Космос.
Огромную поддержку оказывает игумен и основатель Свято-Варсонофиевского женского монастыря отец Алексей. Он же создал при монастыре приют для девочек, который уже давно существует под его покровительством. 4 июля 2005 года Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий утвердил эскизный проект, выполненный нижегородским архитектором В. В Курбатовым. Серьезную помощь оказывает один из руководителей гостиницы «Космос», периодически появляются люди, которые не могут остаться в стороне. Истинно доброе дело, как снежная лавина набирает все большую и большую силу. Те, кто вчера не умели приложить своих милосердных способностей и доброго сердца, находят исход своим честным стремлениям. Люди, которые так бы и сидели в бездействии. Святое дело, начатое одним, всегда дает шанс спастись и многим причастным людям. Ведь это самый большой детский дом в мире. Задумайтесь и Вы поймете, что раз живое участие в судьбе ребенка равноценно строительству храма, — значит, это действительно святое дело. И Вы поймете, что настало время возвращаться на круги своя, в нашу русскую цивилизацию доброго делания. В страну деятельной любви. А еще Вы поймете, что эта страна вовсе еще не умерла и не превратилась в предание, в музей русского меценатства, из которого больше никто не выйдет и не подаст нашей истерзанной, униженной Родине свое светлое безмолвное подаяние, чтобы у нее были силы жить дальше. Нет, ребятки, — подаст, выйдет и подаст.
СВЕТ В КОПЕЕЧКУ
Глядя на подвиг Ксении Громовой, хочется вздохнуть с облегчением — значит, не все еще пропало, не все еще погрузилось во мрак безбожной суеты, в скудоумную и грязную бездну тотального рынка, который заявил миру новую заповедь: все продается. А Вы ходите подавленные этим новым законом и принимаете на веру несуществующий порядок мира сего. А потом Вам попадается детский дом, которому человек посвятил всю свою жизнь, собирая с миру по копеечке. А Вы знаете, что цена такой копеечки тысячекратно дороже всех, из ничего сделанных миллионов. В 1992 г. Джордж Сорос заработал на бирже $ 1 млрд. на игре против Банка Англии — всего лишь за час. Парадокс, а ведь получается, что он их не заработал, а украл у этих вот детей, для которых в Мордовии строится детский дом. Да-да, у каждого по 3 копеечки, так и набралось. Говорят, Дьявол — обезьяна Бога, все делает наоборот. Вот и тут выходит бесовская милостыня, на биржевой игре. Теперь нам это преподносят как великое человеческое достоинство, об этом печатают плакаты в метро. А здесь собирают по копеечке для детей. Значит не все продается, значит, законы рынка не всесильны и не истина, раз человек может отдать свою жизнь ради других, раз он может из христианского долга подарить стране экономику, как это делали морозовы и рябушинские: «на, возьми!» значит экономика стократно ниже духа. А современный мир пытается нам все преподнести иначе.Кстати говоря, с точки зрения архитектуры все в будущем детском доме очень красиво: никто не экономит на красоте, когда делается ради любви. И это тоже показатель того, что все непременно будет доведено до конца. Сейчас Ксении Громовой помогают православные и неправославные люди, приходится многого добиваться тяжелыми путями. Помимо строительства требуется еще собрать огромный штат людей. Учтите, что это самый большой детский дом на свете. Требуется помощь, малая и великая, какая угодно, ведь добрая копеечка дороже миллиона. Не даром говорят «свет в копеечку». Будьте уверены, что это про «детские» пожертвования сказано.
Отделение СБ РФ N4299
Зубово-полянское,
Р/с 40 703 810 739 190 104 064,
Инн 1 308 049 709,
Мордовское отделение N8589
АК СБ РФ (оао) г. Саранск, к/с 30 101 810 100 000 002 048, БИК 48 952 615
Республика Мордовия, Зубово-полянский район, село Покровоселище
Индекс: 431 000
Свято-Варсонофиевский женский монастырь.
Игуменья Варсонофия.
8 (83 458) 34−420