Интернет против телеэкрана | 07.05.2007 |
В российской либеральной печати до сих пор бытуют рассуждения о том, что это, дескать, неизбежная плата за «оккупацию» и что якобы прибалтийские «ветераны СС» просто жертвы исторической ситуации, они боролись против Сталина и вынуждены были стать под знамена гитлеровского рейха. Тем самым нацистские преступники обеляются, а освобождение Прибалтики приравнивается к пресловутой оккупации. То же самое с упорством, достойным лучшего применения, твердят эстонские официальные лица, дабы сохранить видимость приличия перед Евросоюзом, где за заигрывания с нацистским идеями до сих пор полагаются очень и очень жестокие наказания (а еврочиновники делают вид, что их эти сказочки таллиннских этнократов убеждают). Никакой осмысленной, аргументированной критики этого чрезвычайно «оригинального» взгляда на нашу историю нынешняя российская власть, объявляющая себя патриотичной, не предлагает, ограничиваясь эмоциональными протестными заявлениями. В среде оппозиции, увы, часто также дело ограничивается эмоциями. Вместе с тем существуют ведь исторические источники, которые неоднозначно показывают, кто такие были прибалтийские эсэсовцы и полицаи, чем они занимались на территории Латвии, Эстонии и Литвы и, наконец, каковы были планы германского политического руководства относительно послевоенной судьбы прибалтийских территорий и населяющих их народов и от чего в действительности спас эстонцев, латышей и литовцев советский, и прежде всего, русский солдат. Об этом и будет наш рассказ.
2. Истинное лицо эстонских «борцов за свободу»
Сначала покажем: кто же такие «душки-патриоты» в эсэсовских мундирах, которые теперь безнаказанно маршируют по Таллинну и всячески преподносятся официальными СМИ Эстонии как борцы за национальную независимость. Мы не будем поднимать многочисленные источники, собранные российскими историками. Обратимся к докладам комиссии, созданной по инициативе тогдашнего президента Эстонии Леннарта Мери в 1998 году и возглавляемой Томасом Хийо. Это — документ, который в современной Эстонии имеет статус официального (он размещен на интернет-странице консульства Эстонской республики в РФ). Члены комиссии, включавшей в себя лучших историков республики, работавших в архивах Эстонии, Германии, России и Израиля, публично признают активное участие подразделений эстонского легиона СС в холокосте на территории Эстонии: «комиссия делает вывод, что эстонский легион и несколько эстонских полицейских батальонов активно участвовали в облавах и расстрелах евреев… выполняли охранные функции…участвовали в отправке в Германию неизвестного числа гражданских лиц из Польши и Белоруски». Так, по сведениям комиссии, в Ягала в 1942 году был создан трудовой лагерь, комендантом которого был эстонский гитлеровец Александр Лаак. По его приказу в том же 1942 году было расстреляно 3000 заключенных евреев, непригодных по состоянию здоровья для тяжелого труда, в 1943 году он руководил ликвидацией лагеря и уничтожением всех заключенных. 7 августа 1942 года при участии 36 полицейского эстонского батальона были расстреляны все (!) евреи белорусского городка Новогрудок. Эстонские легионеры и полицейские участвовали в облавах и массовых расстрелах евреев в ряде белорусских и польских сел, в охране концлагерей. Так, эстонское подразделение в числе других несло охранную службу в пересыльном лагере Избица, где евреев загоняли в вагоны, полы которых посыпали негашеной известью, и держали вагоны на запасном пути, пока пленники не умирали в муках.
Члены комиссии при президенте Эстонии признают, что «зондеркоманда 1А вместе с „Омакайтсе“ (так называемыми „лесными братьями“ — Р.В.) и эстонской полицией так тщательно уничтожала эстонских евреев, что не было образовано гетто». Это удивительный факт, который свидетельствует сам за себя: гетто было в Варшаве, Праге, других европейских столицах, занятых гитлеровцами, и только гордое эстонские националисты так выслуживались перед тогдашней «объединенной Европой» — гитлеровской «Festung Europa», что превзошли в жестокости самих немецких хозяев! В этом смысле нынешние эстонские националисты, стремящиеся во всем угодить политическим элитам Западной Европы и США, даже предупреждая их желания — достойные наследники своих предшественников -эстонских гитлеровцев!
Эстонских евреев спасло лишь то, что основная часть их общины — 75% от общей численности была эвакуирована отступающей Красной армией в 1941 году и тем самым спасена от верной смерти от рук эстонских легионеров, полицаев и «лесных братьев», но это не мешает нынешним эстонским националистам говорить о «насильственной депортации эстонских евреев коммунистами в 1941 году» и причислять этот гуманитарный акт к…. «преступлениям советского режима»!
Далее, эстонский легион СС использовался и для уничтожения цыган на территории Эстонии (как известно, гитлеровская расовая доктрина цыган, как и евреев, относила к неполноценным народам). До войны в Эстонии проживало около 700 цыган. Уничтожив большую часть своих цыган, эстонские эсэсовцы, не удовлетворились этим, и принялись за уничтожение иностранных цыган, которые прибывали в расположенные на территории Эстонии концлагеря. Всего эстонскими прислужниками Гитлера было убито около 1000 цыган.
В период немецкой оккупации нацистами было уничтожено также около 6 000 эстонцев по национальности (мужчины, обвиняемые в связями с коммунистами, а также женщины и дети — члены их семей). В расстрелах своих соотечественников участвовали эстонские пособники немецких нацистов.
И надо ли говорить, что уж к советским военнопленным эти «герои» нынешних парадов в Таллинне, хладнокровно убивавшие своих, не питали вовсе никаких сантиментов. Из 30 тысяч советских военнопленных, размещенных в трудовых лагерях на территории Эстонии в годы 2 мировой войны, 15 тысяч погибло от побоев, болезней и голода. Немалую роль в этом сыграла эстонская охрана лагерей.
Все эти преступления совершались не под угрозой расстрела или тюремного заточения. Комиссия при президенте Эстонии признает, что «эстонцы пользовались значительной независимостью действий по аресту и допросу подозреваемых, вынесению и исполнению приговоров». В переводе на популярный язык это значит, что эстонские эсэсовцы и полицаи зачастую зверствовали, издевались, пытали и убивали своих жертв без непосредственного приказа немцев, по своей собственной инициативе.
Комиссия признает, что не только прямые пособники нацистов, но и знаменитые «лесные братья» («Омайкайтсе»), которых теперь эстонские националисты представляют как «третью силу», боровшуюся и против Сталина, и против Гитлера, участвовали в убийствах евреев и эстонцев «сотрудничавших с коммунистами» (очевидно, что часто «сотрудничество» заключалось в том, что жертва была родственником коммуниста, его соседом, другом детства и т. д.). Более того, ложь эстонских националистов о том, что «лесные братья» являлись «третьей силой», опровергается теми фактами, что в 1941 году из состава «лесных братьев» формировались полицейские отряды, которые по приказам немцев уничтожали евреев на территории Эстонии.
Наконец, комиссия признает и то, что сотрудничавшие с нацистскими оккупантами административные работники и полицейские, как правило, были лицами, которые занимали те же посты и в период существования независимой Эстонской республики. В ходе немецкой оккупации эстонцам была предоставлена значительная автономия, что было вызвано тем, что немцы в ходе войны не желали тратить собственные ресурсы на администрирование (после войны ситуация должна была измениться, что было отражено в знаменитом плане «Ост», но немцы до поры до времени об этом молчали). Эстонская автономия — Директорат не только включила в себя значительную часть госаппарата довоенной Эстонии, но и функционировала по законам независимой Эстонской республики в той части, в которой они не противоречили законам Германского Рейха! Поэтому, по утверждению комиссии при президенте Эстонии, многие госчиновники высшего и среднего звена довоенной Эстонской республики несут ответственность за преступления нацистов наряду с самими нацистами и эстонским легионом СС. К этому можно только добавить, что именно эту Эстонскую республику, охотно перешедшую под власть Гитлера и запятнавшую себя сотрудничеством с немецкими оккупантами и участием в геноциде, декларация о независимости Эстонии от 1992 года объявляет своей юридической и политической предшественницей.
Таково истинное лицо эстонских ветеранов СС и полицаев, которые теперь, вытащив из сундуков пронафталиненные гитлеровские мундиры, с благословения эстонских властей устраивают шествия в центре Таллинна и призывают к демонтажу памятника советскому воину. Вряд ли что-нибудь нужно добавлять к уже сказанному о них, сами их деяния — более чем красноречивое свидетельство. Обратимся к их хозяевам, которым эстонские коллаборационисты не просто служили верой и правдой, но даже, как мы отмечали, стремились предупредить их желания и показаться большими антисемитами и антикоммунистами, чем сами немецкие национал-социалисты. Что готовило германское военное и политическое руководство эстонскому народу, якобы ради независимости которого эстонские легионеры и полицаи шли на ужасающие преступления?
3. Будущность рейхскомиссариата «Остланд»: Эстония без эстонцев
Как известно, разработка планов, касающихся будущности судьбы народов СССР после гипотетического расширения рейха до Урала принадлежала преимущественно Альфреду Розенбергу (хотя руку к ним приложили и Гитлер, и Гиммлер и другие нацистские лидеры). Альфред Розенберг был сам прибалтийским немцем, уроженцем Таллинна, где он провел детство, учился в Риге, а затем в Москве, где получил диплом архитектора (по странной иронии истории будущий архитектор геноцида в качестве дипломной работы выполнил… проект крематория). Розенберг хорошо говорил по-русски, знал русскую культуру, ситуацию в Прибалтике. Отчасти поэтому он был назначен Гитлером на должность рейхсминистра по делам восточных оккупированных территорий. Другой мотив этого решения Гитлера был связан с тем, что именно Розенберг был ведущим идеологом NSDAP в отношение «расового вопроса». Ему принадлежала книга «Миф ХХ века», которая в рейхе по значимости ставилась сразу же после «Моей борьбы» Гитлера. По некоторым сведениям именно Розенберг еще в 20-е годы привил Гитлеру доктрину антисемитизма и «арийского расизма».
По плану Розенберга та часть территории СССР, которую нацисты планировали присоединить к рейху (то есть земли до Урала, так как после Урала, по планам немцев должна была начаться территория Японской империи), должна была разделяться на пять губернаторств или рейхскомисариатов — «Остланд», «Украина», «Кавказ», «Россия», «Туркестан» (не исключалось, что рейхскомиссариат «Россия», куда должны были войти центральные области РСФСР с преимущественно русским населением, мог бы быть разделенным на несколько частей). Различные рейхскомиссариаты по мысли Розенберга должны были обладать разным статусом. Так, рейхскомиссариат «Украина», в который планировалось включить Восточную и Западную Украину и Крым, виделся Розенбергу как марионеточная «автономия» в составе рейха, обладающая своим бутафорским «национальным правительством» и в основном сохраняющая автохтонное население, в то время как на территории рейхскомиссариата «Россия» предполагалось управление исключительно нерусской администрацией и сокращение коренного населения — русских при помощи террора, насаждения алкоголизма и антисанитарии, пропаганды абортов, противозачаточных средств и стерилизации до минимального количества.
Эстония должна была войти в рейхскомиссариат «Остланд», наряду с Латвией, Литвой и Белоруссией (собственно, он уже был создан в 1941 году и его столицей стала Рига). Предоставив эстонцам некоторую автономию на время войны, нацисты в дальнейшем намеревались избавиться от них, равно как от латышей, литовцев и белорусов. Особо подчеркнем — речь шла не о лишении эстонцев национальной независимости, а об уничтожении их как нации (правда, не при помощи геноцида и террора, как, например, евреев или цыган, а другими «более гуманными» способами). Этому посвящен так называемый «меморандум Розенберга» (он же — план «Ост») — секретное предписание от 2 апреля 1941 года, подписанном рейхсминистром по оккупированным восточным территориям Альфредом Розенбергом (его текст можно найти в книге В.И. Дашичева «Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки. Документы и материалы» (Москва, 1973 г.), отдельные места из плана «Ост», а также замечания к нему доступны в Интернете). Согласно плану «Ост» территория Латвии, Литвы, Эстонии и Белоруссии подлежала колонизации немцами, местное же население (латыши, литовцы, эстонцы, белоруссы) планировалось либо депортировать в Центральную Россию и в Сибирь, либо ассимилировать. Судьба той или иной части прибалтийских народов зависела от их «расовых признаков». Так, те эстонцы, латыши и литовцы, которые имели признаки «нордической расы» — светлые волосы и глаза и т. п. объявлялись расово полноценными. Они, по мыслям архитекторов нацистского геноцида, годились для того, чтобы вступать в браки с прибывшими на их земли немецкими колонистами (допускалось и частичное участие в колонизации шведов, датчан, голландцев, а также после победы над Англией и англичан), но с тем обязательным условием, чтобы дети от этих браков воспитывались в духе немецкой культуры и становились немцами. Национальные культуры народов Прибалтики нацисты планировали уничтожить, чтобы от них и памяти не осталось, для этого в плане «Ост» планировался «отток значительных слоев интеллигенции…в центральные русские области». Оставшиеся полуграмотные прибалтийские крестьяне не смогли бы сопротивляться своей ассимиляции в немецком народе.
Те же эстонцы, латыши и литовцы, которые объявлялись «расово неполноценными» были обречены на выселение с территории рейхскомиссариата «Остланд», в основном в центр России, с тем, чтобы в конце концов — через одно — два поколения — выродиться и исчезнуть. Но перед этим, согласно, дополнениям к плану «Ост», их предполагалось использовать как полицаев и мелких начальников на населенных русскими территориях. Как говорилось в замечаниях к плану «Ост»: «На обширных пространствах Востока, не предусмотренных для колонизации немцами, нам потребуется большое число людей, которые в какой-то степени воспитывались в европейском духе и усвоили по меньшей мере основные понятия европейской культуры. Этими данными в значительной мере располагают эстонцы, латыши и литовцы… Нам следует постоянно исходить из того, что, управляя всеми огромными территориями, входящими в сферу интересов германской империи, мы должны максимально экономить силы немецкого народа… Тогда неприятные для русского населения мероприятия будет проводить, например, не немец, а используемый для этого немецкой администрацией латыш или литовец, что при умелом осуществлении этого принципа, несомненно, должно будет иметь для нас положительные последствия». Имелось в виду, что прибалтам должна была доставаться самая грязная работа (аресты, пытки, расстрелы), для чего в них нужно было воспитывать чувство превосходства перед русскими, отношение к русским как к варварам, в убийстве которых нет ничего аморального. По замыслу нацистов, в этом случае жители русского рейхскомиссариата, всю свою ненависть направили бы на прибалтов, а немцы выступали бы для них в качестве высших людей, незапятнанных геноцидом и кое когда даже пресекающими беззакония прибалтийских полицаев. Следует еще раз сказать, что по мере сокращения русского населения и германизации России, необходимость в прибалтийских полицаях должна была исчезнуть, что означало смертный приговор и для этой части прибалтийских народов (которую напомним, расовая доктрина нацистов объявляла «расово неполноценными», а значит, лишенными права на жизнь).
Согласно плану «Ост» полное онемечивание прибалтийских земель и соответственно, полную ассимиляцию эстонцев, латышей и литовцев предполагалось закончить через одно — два поколения после включения этих территорий в состав Рейха. Генрих Гиммлер — руководитель СС в письме от 12 июня 1942 года называл точную дату полной ликвидации латышей и эстонцев как народов: «двадцатилетний план должен включать полное онемечивание Эстонии и Латвии». Итак, по планам нацистов, эстонцы должны были перестать существовать как народ не позднее 1962 года. Причем, зная пунктуальность и аккуратность немцев, можно не сомневаться, что сложись для гитлеровского рейха военная фортуна иначе, немцы бы выполнили свои планы в точности и в срок. К 1962 году территория Эстонии, равно как Латвии, Литвы и Белоруссии, была бы заселена немецкими фермерами, которыми управляла бы которыми сугубо немецкая администрация. Та небольшая часть «расово близких» к немцев эстонцев, которая не была бы депортирована в центр России, для охраны лагерей и военных объектов, давно бы забыла свой язык, говорила бы по-немецки и практически входила бы в семьи немецких колонистов. А к началу 2000-х годов или к нашему времени от тех ветеранов СС, которые сейчас бодро маршируют по Таллинну, и следа бы не осталось. Сгнили бы их кости в костромской и рязанской земле, после свертывания и ликвидации лагерей, не нужных вследствие геноцида местного славянского населения.
4. Нужен ли эстонским националистам эстонский народ?
Получается весьма пикантная ситуация. Исторические факты неопровержимо доказывают, что советский, прежде всего, русский солдат (вкупе с белорусским, украинским, татарским, киргизским солдатом) спас эстонский народ и эстонскую национальную культуру от полного тотального уничтожения. Это благодаря тем павшим солдатам Красной армии, останки которых покоятся в центре Таллинна, и чей подвиг олицетворяет скорбящий Бронзовый Солдат, а также благодаря их выжившим однополчанам сегодня существуют на земле эстонцы, звучит эстонская речь, пишутся на эстонском языке газетные статьи и литературные произведения, диссертации и школьные сочинения. Советский агитпроп называл этого солдата освободителем, но это не очень удачное, неполное определение. Советский и русский солдат не просто освободил эстонцев от нацистской оккупации, он спас их как народ, и поэтому советского русского солдата правильнее бы назвать спасителем эстонской нации и культуры (равно как и всех остальных прибалтийских и не только прибалтийских наций и культур, ведь немецкие нацисты собирались уничтожить не только евреев и цыган, но и например, со временем ассимилировать и онемечить чехов, словаков, поляков и т. д.). Термин «солдат-освободитель», увы, к концу советских времен превратившийся в штамп, позволил эстонским и другим прибалтийским националистам говорить о том, что это было якобы никакое не освобождение, а переход от одной оккупации к другой, и тем самым девальвировать в глазах националистически настроенной общественности прибалтийских республик подвиг советского солдата времен 2 мировой войны. Разумеется, перед нами не что иное, как пропагандистский блеф. Разговоры об оккупации прибалтийских республик, продолжавшейся более полувека, просто смехотворны. Общеизвестно, что Советский Союз вкладывал в республики Прибалтики огромные средства, строил там предприятия, социальную инфраструктуру, поддерживал и развивал национальную интеллигенцию. Прибалтикой правила не некая «оккупационная администрация», состоящая из русских, а национальные правительства, сами латыши, эстонцы и литовцы. Наоборот, в Прибалтике, как и в других национальных республиках СССР, была, особенно в позднесоветские годы тенденция к «затиранию» русских при приме в государственный и партийный аппарат, к местническому, этническому принципу подбора руководящих кадров (так что нынешние преследования русских в Прибалтике это только гиперболическое продолжение того, что началось уже в позднесоветские времена). Центральное Советское правительство и ЦК КПСС сознательно закрывали на это глаза, поскольку считали более важным сохранить национальный мир в многонациональной стране, не провоцировать национальные элиты на открытый конфликт. Наконец, ни для кого не секрет, что уровень жизни в той же Эстонии в 60-е — 80-е годы был гораздо выше, чем в центральных регионах Советского Союза, в русских «сердцевинных» землях СССР — в Рязанской, Тульской, Владимирской и других областях. Где и кто видел такую оккупацию, при которой оккупированный народ жил бы материально лучше, чем «оккупанты» из метрополии? Такое могли выдумать только отуманенные националистическими страстями прибалтийские радикалы…
Но даже они, считающие вхождение прибалтийских республик в состав СССР оккупацией, из элементарного здравого смысла должны признать очевидный факт, что оккупация лучше уничтожения! В составе Советского Союза эстонцы, как и другие прибалтийские народы, сохранили свое национальное бытие. В составе гитлеровского германского рейха они подверглись бы онемечиванию и исчезли бы с лица земли уже через одно — два поколения. Так почему же эстонские националисты, которые объявляют себя защитниками и охранителями эстонской культуры, спасителя этой культуры — советского и русского солдата оскорбляют и поносят, а тех, кто своими действиями объективно способствовал уничтожению этой культуры, фактическому геноциду эстонцев — имеются в виду конечно, эстонские легионеры СС и полицаи вкупе с «лесными братьями» пытаются обелить и реабилитировать?! Ведь если для деятелей эстонского национального движения действительно, нет ничего выше бытия эстонской нации, то они должны, независимо от того, как они относятся к пребыванию Эстонии в составе СССР, ежедневно возлагать живые цветы к Бронзовому Солдату, спасителю эстонской нации от онемечивания и гибели. И как бы они не относились к субъективным мотивам эстонских прислужников Гитлера, они должны клеймить их имена позором, потому что объективным результатом их деятельности чуть было не стала гибель не только Эстонии, но и самих эстонцев…
Но на деле все наоборот, и это еще одно доказательство того, что любые националисты — что эстонские, что украинские, что грузинские, что туркменские только на словах заботятся о своих народах, а в действительности им до своего народа дела нет, прекрасные слова о цветении национальных культур для них лишь прикрытие политического гешефта. Этим националисты отличаются от простых людей, от народа, от лица которого ничтоже сумняшеся они дерзают говорить. Так, в отличие от эстонских националистов, эстонский народ фактически выбрал сторону СССР и вошел в состав Советского Союза добровольно при всех политических осложнениях этого процесса. Речь идет о тех эстонцах, которые не пошли в услужение Гитлеру, которые воевали с нацистами и их прихвостнями в рядах Красной армии, в рядах партизанских отрядов, созданных на территории Эстонии в самые первые месяцы войны. Речь и о простых мирных жителях, которые видя зверства немцев по отношению к другим народам, их высокомерное стремление строить благополучие немецкой нации на крови других наций, стали осознавать, что советская армия и Россия вообще — единственное спасение для эстонского народа. При этом возможно они не тешили себя иллюзиями, и понимали, что реальная политика груба и далека от сантиментов, и что судьба малого народа, которого историческая судьба поместила на пограничье между геополитическими гигантами — Россией и Европой, безусловно, сложна и даже драматична. Но, повторим, они осознавали, что объективно эстонцам выгоднее остаться с Россией, чем с Европой, которая как оказалось, время от времени выкидывает такие политические протуберанцы, как нацизм, смертельно опасные для малых, да и некоторых больших народов. Именно с этим связано фактически мирное, добровольное присоединение Прибалтики после 2 мировой войны. Конечно, не обошлось без диверсионных вылазок «лесных братьев», которые беспокоили край до конца 40-х годов. Но в большинстве своем эстонцы, так же как латыши и литовцы признали новую власть, потому что понимали: от чего она их спасла. И этим ситуация 1945 года в корне отличалась от ситуации 1917−1918 года, когда маленькая Эстония не побоялась вести войну с РСФСР и добилась таки от огромной России подписания Тартуского мира, по которому ее независимость получила правовое подтверждение. Тут мы подошли к одному очень важному моменту. Прибалтийские националисты стремятся уверить всех, что годы вхождения Эстонии, Латвии и Литвы в СССР были жестокой оккупацией, которая держалась исключительно на терроре и страхе. Мы уже говорили о том, что это фактически неверно и вопиюще противоречит реалиям послевоенной советской Прибалтики. Мы укажем лишь, что еще Николо Макиавелли — этим непревзойденным знатоком реальной политики был сформулирован закон «кентавра власти». Сущность этого закона проста: власть никогда и нигде не может долго удержаться на одной лишь силе, как бы велика эта сила не была. Власть держится на двух опорах — силе и согласии. Это согласие не обязательно имеет форму всенародной, восторженной поддержки, достаточно, чтобы народ терпел свое правительство и не стремился его свергнуть, уже этим легитимность правительства де факто обеспечена. А прибалтийские народы в течение, по крайней мере, 60−80-х годов мирились с существующим положением вещей. Никаких восстаний, подобных пражскому или будапештскому в Прибалтике не было, более того, не было даже сколько-нибудь заметного движения сопротивления, которое является непременным атрибутом оккупации. Одно это, кстати, свидетельствует о том, что жители советской Прибалтики не воспринимали свое состояние как оккупацию, миф об оккупации был сконструирован позже, в угаре сепаратистских эмоций.
Итак, Советская власть в Прибалтике вплоть до 1991 года была де факто легитимна. А вот в 1991 году эстонцы вдруг решили, что теперь им будет лучше в составе Евросоюза, чем в составе России, тем боле, что теперь объединенная Европа представляла собой не нацистскую Festung Europa, а вполне либеральный Евросоюз. И опять, как в 1918 году, одной политической воли хватило, чтоб отделиться от евразийского гиганта (и, мы уверены, ничего бы не изменилось, даже если бы на территорию Прибалтики были введены войска). Другое дело, что, оказалось, и либеральной Европе, так же как и нацистам не так уж нужны малые народы и их специфические проблемы. Эстонцы, процветавшие при «советской оккупации», вымирают и ассимилируются среди «больших народов» Европы и без всяких директив Гиммлера, сами собой, в силу объективной исторической тенденции. Около трети молодых эстонцев уже переехало в страны Евросоюза и не собираются возвращаться. Среди оставшихся коренных жителей Эстонии смертность давно превышает рождаемость (в 2004 году рождаемость составляла 9, 6 на 1000 человек, а смертность 13, 4 на 1000 человек). Для республики, население которой составляет всего лишь около 1 миллиона 300 тысяч человек, то есть равно населению одного российского не очень крупного города, эта демографическая мина, взрыва которой осталось ждать не так уж долго. Аналитики утверждают, что возможно через тридцать лет русское население в Эстонии, теперь имеющее позорный статус «неграждан» (при том что русских там 26%) станет большинством и тогда вполне возможно появление в Эстонии русского президента.
Придется ли эстонцам и другим прибалтам пожалеть о том, что в 1991 году они оторвались от России, которая пестовала и лелеяла их, относясь к ним с нескрываемым уважением как к «своим европейцам», и сделали выбор в пользу Евросоюза, для которой они никому не нужные малые народы с полуварварской окраины Европы? Это покажет время. По нашему глубокому убеждению им, безусловно, придется пожалеть о своем сепаратистском безумстве начала 90-х. Старейшие члены Евросоюза уже сейчас выказывают недовольство по поводу притока дешевой рабочей силы из Восточной Европы, что разрушает тщательно выстроенные Западом системы социальных благ и гарантий. В Западной Европе все большей популярностью пользуются ультраправые (вспомним историю с австрийским неонацистом Хайдером, который даже стал было членом правительства, или с французским ультраправым Ле Пеном, который однажды уже вышел во второй тур президентской гонки в стране, имеющей прочные левые традиции). Усиление национализма и консерватизма в ведущих странах Евросоюза приведет к еще большему охлаждению их по отношению к новоявленным членам Евросоюза, особенно к прибалтийским государствам-лимитрофам. Вряд ли, конечно, в Европе повторится гитлеризм, и былого геноцида прибалтам опасаться не стоит, но никаких особых благ от Евросоюза они тоже не получат.
Если бы прибалтийские политики обладали прозорливостью, они напротив, стремились бы наладить отношения с Россией, на помощь которой они могут всегда рассчитывать в силу неустранимой связи наших стран, обусловленной географическим положением и общностью исторических судеб. Прекращение пропагандистской истерики вокруг Бронзового Солдата в Таллинне, отказ от его переноса и от перезахоронения останов павших воинов, прекращение дискриминации русского населения и русского языка — все это могло бы стать прочной основой для такого сближения с Россией (которое вовсе не обязательно предполагает новое вхождение Прибалтики в состав России). Но еще одна особенность политиков-националистов состоит в том, что основой их политических действий являются не трезвый расчет и здравый смысл, а комплексы и эмоции. Такова уж природа национализма — идеологии, замешанной на иррациональном мифотворчестве (ведь корни национализма уходят в европейское Контрпросвещение XVIII—XIX вв., в немецкий романтизм с его культом субъективизма, чувственности, искусства и мифа). Поэтому ожидать разумных действий от нынешнего националистического руководства Эстонии, равно как Латвии и Литвы, увы, не приходится.