Нескучный сад | Священник Георгий Максимов | 07.05.2007 |
Кто же он?
Святой великомученик Георгий родился в конце III века, в местности, называемой Каппадокия, в семье офицера Римской империи Геронтия, удостоенного высоким чином стратилата. Как и отец, юный Георгий пошел по воинской стезе, и к тридцати годам отличился подвигами, находился в чине комита, а правитель-язычник Максимиан Геркул, с которым они возвращались из успешного похода против персов, обещал возвести Георгия в чин стратилата.
В это время (303 год) римский император-язычник Диоклетиан объявил о жесточайшем гонении против христиан, целью которого было совершенно уничтожить последователей Иисуса Христа. Соправители Диоклетиана — Максимиан и Галерий поддержали это решение. Поддержал и сенат. Был объявлен первый всеобщий эдикт, который предписывал разрушать церкви, отбирать и сжигать христианские книги и всех, упорствующих в христианстве, лишать гражданских прав. Затем был издан второй эдикт, повелевавший всех христианских клириков — епископов, пресвитеров, диаконов и даже чтецов заключать в тюрьмы, а третий эдикт требовал пыток над упорствовавшими. Наконец, четвертый эдикт обязывал всех христиан к отпадению от веры, либо к смерти.
Целью гонения было совершенное уничтожение христианства, как писал сам Диоклетиан: «да погибнет имя христианское». Ни одно из прежних языческих гонений не было столь тотальным, и не отличалось такой беспощадной жестокостью. В то время были разрушены многие храмы, уничтожены древние христианские творения и списки Писания, а главное — множество мучеников тогда приняло смерть за верность Христу.
По свидетельству древнего историка Евсевия, «число убитых простиралось иногда выше десяти, а иногда и за двадцать человек в день; а иногда приближалось и к шестидесяти; в иной же раз на один день приходилось и до ста убитых мучеников с самыми ранними младенцами и женами». Во Фригии был сожжен целый город христианский со всеми жителями, как правительством, так и простыми горожанами, не пощадили ни женщин, ни детей. За отказ принести жертвоприношение римским богам по приказу Галерия был поголовно истреблен Фивейский легион, состоявший из христиан.
Одним из первых, кто принял мученическую смерть в это гонение, был святой Георгий, который с детства исповедовал христианство. Услышав об эдикте, он не стал дожидаться, пока за ним придут, чтобы предложить либо принести жертвы языческим богам, либо умереть, и сам явился пред высоким собранием правителей и вельмож, где обличил их нечестивое решение и призвал их самих последовать истине и принять христианство.
Император, которому доводилось слышать о подвигах Георгия, напомнил ему о наградах и чинах, полученных от языческой империи, посоветовал не выказывать неблагодарности, и, отрекшись от Христа, почтить богов, иначе же, в соответствии с эдиктом, он будет предан бесчестию, мукам и смерти, и «само имя его будет стерто с земли».
На это святой ответил, что земные почести, равно как и земное бесчестие считаются у христиан ничего не стоящими по сравнению с вечной славой и теми благами, которые уготовал Бог любящим его.
Тогда был схвачен мученик и предан страшным пыткам — сначала бичеванию, затем в него метали дротики, а на другой день — подвергли колесованию и многим другим страшным пыткам. И оттого назван он великомучеником, ибо поистине великие муки претерпел сей воин за Христа, и не отрекся от Истины. И Господь укреплял его, и много раз чудесным образом исцелял тело мученика, так что многие присутствовавшие при том офицеры и вельможи, видя это, обращались в христианство, и некоторые из них также стали мучениками.
Весть о святом Георгии и явленных на нем чудесах, распространилась по всему городу, так что многие жители приходили к темнице его, и, давая подкуп стражникам, встречались с ним, получая наставление в христианской вере. Дошло до того, что даже супруга Диоклетиана стала христианкой.
Как известно, слово «мученик» (martyros) переводится с греческого как «свидетель». Мученик своим подвигом и своей смертью дает высочайшее свидетельство истинности своей веры, того, что она важнее для него, чем все временное. И такое свидетельство мало кого оставляет равнодушным, почему и говорится также, что «кровь мучеников — семя христианства». Все это видно на примере святого Георгия.
Лишь души гордецов, зачерствевших во грехе, остаются равнодушны и продолжают противиться истине, даже когда она совершенно очевидна. То же случилось и с мучителями. Видя, что страдания и пытки, которым был подвергнут воин-христианин, не только не служат средством унижения его веры, но напротив, способствуют ее распространению, правители-язычники наконец приказали обезглавить святого мученика.
Комит Георгий попросил у палачей времени для молитвы, и когда они ему это предоставили, вознес славословие Господу Иисусу Христу, Которому спустя несколько минут предал душу свою. Тело святого великомученика было отвезено в Палестину, в город Лидду, и там погребено.
И по смерти Господь много прославил этого воина, столь велико прославившего Его имя. Благодаря множеству чудес святой Георгий стал знаменит и славен на земле среди самых разных народов, что, однако, есть лишь слабая тень той славы, которой он удостоился в Царстве Небесном.
А каков конец ожидал гонителей? В 310 г. за попытку переворота и убийство был повешен Максимиан. В 311 г. Галерий, тяжко страдая от поразившей его неизлечимой болезни, издал указ о прекращении гонений на христиан и попросил христиан молиться о нем «их Богу», и вскоре после этого умер. В 313 г. покончил собой Диоклетиан, приняв яд. Именно их имена оказались стерты — о них, кроме историков, почти никто не помнит.
Имя же святого великомученика Георгия известно до сего дня. Во многом благодаря тому, что он оказывается скор на слышание и посылает помощь даже в самых безвыходных ситуациях. Об этом повествует и знаменитое «чудо о змие», когда святой силой молитвы спас от дракона девушку-язычницу. В другом чуде рассказывается о юноше, который попал в плен к мусульманам, и был обращен в рабство. И вот, однажды, неся своему господину поднос с угощением, он был мгновенно перенесен в свой дом вместе с подносом, который тут же поставили на стол по случаю праздника в честь чудесного возвращения. В третьем чуде рассказывается, как ради молитв жены убитого воина святой воскресил ее мужа.
Известно и такое чудо его — когда арабы захватили один византийский город, то при делении награбленного расположились в храме св. Георгия. Один из пленных христиан заметил им, что они не должны вести себя бесчинно в храме, посвященном столь великому воину. Тогда один из арабов, желая поглумиться, пустил стрелу в икону великомученика, но стрела повернулась и поразила в сердце нечестивца. Остальные в страхе выбежали, но по пути падали замертво, как поражаемые от незримого меча. Те немногие, кому удалось вернуться домой, разнесли весть об этом, и с тех пор многие мусульмане с большим почтением относятся к святому. Известны и другие чудеса его, когда он помогал иноверцам, приходившим со смирением и молитвой.
И в жизни, и в чудесах его мы видим, что святой Георгий по-военному строг к нечестивцам и по-христиански милостив ко всем страждущим и нуждающимся.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ ion=10 015&article=628