Татьянин день | Епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков) | 05.05.2007 |
Епископ Бронницкий Амвросий |
- Серьезным разговором об актуальных проблемах современности. Говорить серьезно о христианстве интересно всякому, даже неверующему, человеку. Хотя мне не совсем понятно в вашем вопросе употребление слова «светский». Вообще проблемы веры — дело не только «духовных», «клерикалов». Хорошо бы вообще развеять миф о «маргинальности» церковных проблем, «зашоренности» верующих людей.
— Чем студент будет занят в течение этого дня?
- Этот день, кстати, воскресный день, на который выпадает память св. вмч. Георгия Победоносца, начнется с Божественной литургии в храме РГСУ. Затем общение на форуме будет построено по принципу секций, каждая из которых будет рассматривать ту или иную тему. Ну и конечно, мы не забыли про «кофе-паузы» и обед. А завершит программу дня концерт.
— Кто будет среди гостей форума?
- Прежде всего форум привлечет активную церковную молодежь, участников разнообразных молодежных движений. Но мы надеемся увидеть много таких ребят, которые еще только стоят на пороге храма. На форум приглашены также известные деятели культуры, науки и бизнеса, такие, как Никита Михалков, Михаил Леонтьев…
— Какова цель форума и секций, встреч, проводимых в его рамках?
- Мы можем определить даже несколько целей проводимого форума. Во-первых, ощутить самим и показать другим, что молодые люди — это реальная сила нашей Церкви, сила интеллектуальная, духовная. Во-вторых, мы хотели бы разъяснить и для самих себя и для других некоторые вопросы нашей веры, особенно актуально звучащие сегодня. В-третьих, мы надеемся на какой-то практический результат таких обсуждений. Ведь мы ставим вопрос и о том, что могли бы делать молодые люди на благо Церкви и общества, в чем могло бы заключаться их служение.
— Понятно, что этот форум полезен для общения православной молодежи. Им любопытно находиться вместе, делиться опытом, особенно если они активны. Носит ли форум еще и миссионерский характер?
- Безусловно, да. Как мы уже сказали, на форум приглашены и те, кто еще не готов войти в Церковь. Я думаю, даже сам формат встречи имеет миссионерское значение: нецерковная молодежь должна увидеть, что вера не обязывает верующих юношей и девушек одеваться во все старое и черное, бубнить под нос молитвы, отречься от увлечений, потерять интерес к окружающей жизни… Напротив, вера дает человеку радость, целеустремленность, силу. Надеюсь, что неверующие увидят в нашей церковной молодежи такие качества.
— Является ли целью познакомить светских студентов с церковной жизнью, рассказать о Православии? Если да, то как это будет реализовано?
- Мы не сможем, конечно, пересказать или передать сам опыт церковной жизни — ведь для этого человек должен прийти в храм, вдохнуть его воздух, ощутить его дух. Но мы можем сказать: ребята, не бойтесь прийти в храм, вы найдете для себя в Церкви много нового и интересного!
— Как вы считаете, можно ли вообще привлечь светских студентов в Церковь с помощью таких мероприятий?
- В Церковь привлекает Бог. Прежде всего мы можем не препятствовать войти в нее. Затем мы даже должны, по слову апостола Петра, быть «всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).
— Для современного молодого человека важно культурное развлечение. Подразумеваются ли подобные мероприятия?
- О, это для всякого важно и приятно, и для молодых, и для пожилых. Мы планируем в завершение дня устроить концерт с участием хоров Сретенского монастыря, Социального университета, приглашены и другие коллективы.
— Владыка, расскажите о своих студенческих годах.
- Учеба в Духовных школах не похожа на обучение в «обычных» вузах. Там ты оказываешься не только студентом, но и «трудником» у преподобного Сергия. Это особая атмосфера, особый ритм жизни… Я с благодарностью вспоминаю время, проведенное в стенах Семинарии и Академии. А какие замечательные у нас были педагоги и духовные наставники! Студенческие годы, наверное, у каждого являются самыми счастливыми…
— Наверняка вам, когда вы были еще студентом, приходилось встречаться и с нецерковными сверстниками. Считали ли вы себя миссионером? На кого распространялась ваша миссия?
- Семинарист нечасто выходит за пределы Лавры, но, когда он оказывается в электричке или приезжает домой, соседи по вагону или по дому, без труда угадывая в молодом человеке учащегося духовных школ, иногда засыпают его вопросами. Эти вопросы в основном касаются не богословия, а семинарской или монастырской жизни. Отвечая на эти вопросы, невольно начинаешь быть миссионером.
— Наверно, большинство молодых людей, которые придут на этот форум, будут студенты. Как, по-вашему, православные студенты в светских вузах должны говорить, свидетельствовать о своей вере?
- Вопрос как будто предполагает, что православные среди «своих» ведут себя так-то, а среди «чужих» вот этак. По-моему, это называется лицемерием. Так вот, в таком общении не должно быть лицемерия, не нужно «строить» из себя «духовных», «молитвенных» или, наоборот, «завлекать» в Церковь широкой улыбкой на манер сектантских проповедников. Общение должно быть искренним. Увлекать надо собственным примером жизни.
— Что вы думаете о современных православных молодежных организациях? Зачем Православию общественные движения, в том числе и молодежные?
- Такие движения не создаются формально, «сверху». Церковь никогда не была отделена от общества, общественной жизни и ее интересов. И на самом деле не Православию нужны какие-то движения и организации, а наоборот — движениям и организациям нужно Православие. Молодежь, собирающаяся для общения, для решения тех или иных задач, ищет церковного благословения, окормления.
— В чем их смысл?
- Предельный смысл — в продолжении церковного общения вне стен храма. Есть такое понятие: «литургия по окончании литургии», то есть продолжение общения друг с другом во Христе после того, как богослужение завершилось.
— Вокруг чего может осуществляться их деятельность?
- В каком смысле? Если говорить о некоей исходной посылке их деятельности, то, конечно, таким основанием должна быть православная вера. Если речь идет о стержне, организующем деятельность, то, наверное, таким стержнем должен быть приход.
— Помимо, безусловно, важной социализации, приобретения своего круга общения каким значимым делом могут заниматься молодые люди в таких организациях?
- Современная жизнь ставит перед нами множество проблем, их не нужно специально искать, высасывать из пальца. На нашем приходе, например, ребята собираются для того, чтобы обсуждать разные вопросы вероучения, находить ответы на вызовы современной жизни. Это важное дело. А помимо этого они работают в детском доме, помогают в уборке храма. И это очень важно.
— Старейшая молодежная организация в России — скауты. Когда-то это были юные разведчики, они занимались настоящим делом. А для молодых людей 17−30 лет что может стать таким делом?
- На самом деле 17−30 лет — промежуток возраста очень большой, чтобы говорить обо всех одинаково. Разные интересы, разные возможности. Если молодому человеку семнадцати лет нужно прежде всего учиться, проводить большую часть времени в университете или институте, то ему, наверное, будет интересно поработать в студенческой газете, пойти в поход с сокурсниками, помочь в воскресной школе. А старшим товарищам можно предложить посещение больниц и детских домов, помощь в работе с беспризорниками. Но, конечно, такое деление более-менее условно.
— Какие молодежные организации, на ваш взгляд, сегодня наиболее успешно справляются с такой задачей, могут стать примером и для других?
- Я лично знаком с движениями «Георгиевцы!», «Молодая Русь», и, мне кажется, их деятельность приносит плоды. Есть, конечно, и другие, их много, и, думаю, большинство занимается серьезным делом.
— Как вы относитесь к православным сайтам знакомств?
- Об этом я имею лишь смутное представление. Но все-таки мне кажется, что искать спутника жизни нужно не во всемирной паутине. Ведь можно сейчас православным людям пообщаться не только виртуально — те же молодежные движения…
— Достойная ли это практика для православного молодого человека, или к этому прибегают, когда уже больше ни на что не надеются, или это хорошая площадка для знакомства людей одного психологического типа?.. Что это?
- Проблема такая, увы, есть — найти суженого или суженую. Тем не менее кажется сомнительной сама возможность составить правильное впечатление о другом человеке таким образом. Но, повторюсь, я плохо себе представляю, как это выглядит.
— Первый опыт православного кафе, очевидно, себя не оправдал, по крайней мере в том виде, каким было кафе «Ямское поле». Где, по-вашему, православные молодые люди могут встречаться, знакомиться, социализироваться?
- О молодежных движениях как площадке для знакомства мы уже сказали. А еще есть такая практика в некоторых приходах, там, где позволяют возможности, собираться на чай после литургии. Ведь во время службы не поговоришь, а на таких чаепитиях можно запросто подойти к человеку, познакомиться, пообщаться. Сейчас при Сретенском монастыре создано кафе «Архандарик». Там идет поиск возможности такого общения.
— Возможны ли варианты клуба, дискотеки для православных молодых людей? Просто с хорошей музыкой, людьми твоего круга, без тех соблазнов, которые неизбежны в светских заведениях подобного плана.
- Слово «дискотека» вызывает у меня только негативные эмоции, а так, почему бы и нет? Мне кажется, например, неплохой идея бала для православных юношей и девушек.
- Что бы вы пожелали форуму и его организаторам для того, чтобы он не стал очередным официальным мероприятием, на которое добровольно-принудительно соберется необходимое число молодых людей, так же как и праздником для своих?
- Я уверен, что форум не станет, как вы говорите, «добровольно-принудительным» мероприятием. Ведь мы уже получили отклик от тех ребят, среди которых распространялись пригласительные, — неподдельный интерес со стороны самых разных людей. Темы, которые были вынесены для обсуждения, тоже прошли своеобразный «тест»: они обсуждались на молодежных встречах, проходящих на платформе нашего прихода. И даже если мы представим, что кураторы и гости будут жутко занудливы, молодые люди сумеют, думаю, исправить ситуацию.