Фонд стратегической культуры | Исраэль Шамир | 04.05.2007 |
Для израильтянина события в Таллинне носили привкус дежавю. Разрушение (пардон, «демонтаж») братской могилы освободителей Таллинна стало триггером для русской интифады — как демонстративный «визит» Ариэля Шарона в иерусалимскую мечеть и расстрел молящихся в тот роковой сентябрь 2000 года запустили маховик интифады палестинской. В обоих случаях инициаторами были крайние националисты из среды господствующей нации, в обоих случаях они настаивали на неограниченном применении своего суверенитета, в обоих случаях им удалось разорвать и без того непрочную ткань мирного сосуществования. Более того, в Израиле и в Эстонии сразу после событий попытались сконцентрировать внимание не на провокации, не на ее подоплеку, но на реакции на провокацию.
Конечно, неприятно, когда громят магазины, или бросают камни. Но это результат провокации, и говорить нужно в первую и вторую очередь именно о провокации — и о той череде несправедливостей, которая вызвала яростный ответ.
И тут мы тоже видим параллель. Эстонцы, как и израильтяне, считали, что можно иметь значительное население, лишенное прав. Пусть, мол, русские нам рубят дрова и носят воду, а участие в выборах, тем более приличная работа им ни к чему. Как в рекламе тампонов — вроде есть, но не чувствуется. «Лолехет им, лехаргиш бли» на иврите. Но человек — не тампон, и это не получается. Тот, кто надеется на мирную жизнь среди бесправного населения — палестинцев ли, русских — наивный утопист. Такой человек может поверить даже в бесплатные обеды. Если ты хочешь двухъярусную демократию, где у половины населения нет прав — знай, что это выполнимо только путем террора, как это было в древней Спарте.
В Эстонии изначально были все условия для мирной совместной жизни. Русские эстонцы (или эстоноземельцы, как они иногда говорят) были настроены очень позитивно по отношению к коренным эстонцам, к их культуре и языку. Русские — не англичане, не французы, не немцы, это народ гибкий, мягкий, не склонный к империалистическому диктату и к культурному подавлению. Сравните положение в Эстонии с британским Корнуоллом, с французской Бретанью, с немецкими сорбами (та же площадь, то же население, сходная история) — в этих областях носителей местного, коренного языка можно сосчитать на пальцах одной руки. Сепаратистов там давно казнили, последних — в 1945 году. У русских совершенно другой подход, — они любят разнообразие. Те, кто переехал жить в Эстонию, сделали это потому, что им нравилась Эстония и эстонцы.
Более того, русские эстонцы поддержали и поворот к рыночной экономике, и даже усугубление националистических тенденций. Им это казалось — усилением местного колорита. Если бы они были против в 1991 году — не появилось бы независимой Эстонии.
Нет и четкой межрасовой границы в Эстонии. Русские — это продукт слияния — термоядерного синтеза — славян, финно-угров и половецких племен, не говоря уж о примеси викингов-скандинавов. Даже в далеком Муроме видишь на улицах совершенно эстонские или финские типы лиц. В Таллинне же я не мог различить русских и эстонцев по внешнему виду.
И в этом есть сходство с Палестиной — евреи и палестинцы внешне неразличимы, что я знаю точно, потому что мою усатую морду принимают за палестинскую на каждом втором КПП. Даже ученые-генетики (хоть, конечно, генетика это лженаука) доказали, что на уровне ДНК евреи и палестинцы неразличимы. И отношения тоже могли быть — и были одно время — хорошими. Только не надо тянуть на себя одеяло с такой силой, и все будет в порядке.
Эстонцы не допускали русских на теплые места, ограничивали, как умели, кустарными методами — но и этого им было мало, их «закон о языке» стал средством для создания апартеида. Говорят, что далеко не каждый коренной эстонец может сдать этот экзамен, например, написать эссе о пользе инвестиций в Эстонии.
Странная идея — не давать гражданства местным уроженцам, потому что их отцы родились в Пскове, а не в Нарве, — выглядит, мягко говоря, анахронизмом. Нет такой затеи нигде в Европе. В соседней Швеции, — которую я знаю не понаслышке, — каждый иммигрант получает шведское гражданство по прошествии нескольких лет, и становится таким же шведом, как и король Швеции. (Он, к слову, тоже потомок иммигрантов, из Франции по отцу и из Германии по матери). Не требуется и знание языка — шведы финского или арабского происхождения могут сдавать экзамены, получать водительские права и заполнять анкеты на своих родных языках. Поэтому в Швеции нет и кардинальных проблем между коренными жителями и иммигрантами, хотя и там есть свои человеческие сложности.
Вспышка русской интифады в Эстонии должна послужить тревожным сигналом для эстонцев. Вместо того, чтобы оплакивать разоренные киоски, нужно задуматься о том, что к этому привело. Ситуацию нужно резко менять — по шведскому образцу. Отменить закон о языке. Дать гражданство всем давно живущим иммигрантам. Запретить дискриминацию по этническому, религиозному, языковому признаку. Добиваться полного равенства. Избрать президентом выходца из России — как в Индии избрали президентом мусульманина. Провести в жизнь Декларацию о правах человека и прочие документы ООН и ЕС. Короче, слезть с дерева. И тогда Эстония сможет жить прекрасно и беспечально.
Режим апартеида, сложившийся в Эстонии, неприемлем в ХХI веке. Его терпят сильные мира сего из своих прагматических соображений. Западу, НАТО, Соединенным Штатам нужна Эстония против России, даже за счет апартеида. Но Эстонии стоит посмотреть на пример соседней Финляндии. В 30-е годы Финляндия взяла резко антирусский курс. Дело кончилось двумя войнами, и в 1945 году страна променяла «линию Маннергейма» на «курс Паасикиви», на курс дружбы с Россией. С тех пор Финляндия процветает, она прекрасно заработала на торговле с СССР, да и с новой Россией хорошо торгует. Она не вошла в НАТО, не вошла ни в один анти-русский договор и гарантировала свою независимость.
Неразрывно связанный с апартеидом, антироссийский курс нынешнего руководства Эстонии неизбежно приведет к утрате ее независимости. Не сегодня и не завтра, но, когда американские танки устремятся устанавливать демократию в Тегеране, в качестве несимметрического ответа псковские десантники смогут ликвидировать режим апартеида в Таллинне. Так американские десантники решили проблему слишком независимой соседней Панамы. Если правителям Эстонии не хочется разделить судьбу президента Мануэля Норьеги, они должны призадуматься — будет ли за них воевать Америка.
Эстонцы должны вспомнить судьбу довоенной Польши — она взяла яро антирусский курс, надеясь, что «Европа нам поможет», но — не помогла. Что бы ни произошло, эстонцам придется жить рядом с русскими, если они не собираются массово эмигрировать в Манитобу. Ликвидация апартеида и курс Паасикиви, курс дружбы с великим восточным соседом — это гарантия независимости Эстонии.
* * *
Разрушение братской могилы в Таллинне должно было бы вызвать волну возмущения во всем мире, и в первую очередь в Израиле, в мировых еврейских кругах. Ведь среди погибших и захороненных солдат была и еврейская девушка, двадцатилетняя Елена Моисеевна Варшавская, фельдшер. Она погибла, освобождая Таллинн от немецко-фашистских захватчиков, и была погребена в братской могиле в центре города, рядом со своими боевыми товарищами. Наша девушка Лена получила при рождении имя «Ленина», но со временем она стала просто Еленой, и еще Михайловной: в ту пору евреи России стремились к общей судьбе со своими русскими товарищами, и находили ее — вплоть до братской могилы в Таллинне.Казалось бы, это очевидно. Но нет. Газета «Уолл-стрит Джорнал», принадлежащая американским евреям, ими редактируемая, и озвучивающая интересы богатых американских евреев, обычно немедленно вступается за обиженных евреев и протестует, если, не дай Бог, на еврейской могиле будет нарисовано что-нибудь неподобающее. Но здесь, хотя «еврейская могила» была не просто осквернена — уничтожена лихим бульдозером и перенесена без согласия родных и близких — не только не заступилась «Уолл-стрит Джорнал» за поруганную еврейскую девушку, но и похвалила разорителей: «Уже тот факт, что эстонцы вообще сохранили мемориал, свидетельствует об их благородстве. Советы аннексировали их страну в 1940 г., и лишь через 51 год она обрела независимость. Вы можете себе представить, к примеру, чтобы во Франции стоял памятник нацистским оккупантам?»
Разговоры о «русской оккупации» вообще неуместны — Лена Варшавская не оккупировала Таллинн, она его освобождала и заплатила за его свободу ценой своей жизни. Следовало бы привлечь к суду тех эстонских лидеров, которые говорили, что под камнем лежат «пьяные мародеры». А заодно — и их пособников из «Уолл-стрит Джорнал». Для обычных евреев эта история должна послужить уроком — те, кто говорят о «еврейских интересах», с огромной легкостью пожертвуют ими для достижения своих целей.
У них просто нет моральных соображений. Они ссылаются на евреев, когда им надо, и игнорируют разрушение еврейских могил, когда им более подходит. Они требуют соблюдения прав человека, когда им выгодно, — и плюют на любые права, когда так им удобнее. В Эстонии, как известно, сложился режим апартеида, которому нет подобных в Европе, но и это готова понять и простить «Уолл-стрит Джорнал»: «Эти страны, в свою очередь, настаивают, — и не без основания — что проживающие в них русские, перед тем как получить гражданство, должны выучить хотя бы несколько слов на языке коренного населения». Это чистая ложь. Все жители Эстонии знают по-эстонски, но не все могут сдать драконовый экзамен, вся цель которого — не дать нечистокровным эстонцам занять свое законное место в обществе.
Но их цель — провоцировать противостояние Эстонии и России, убедить эстонцев, что они могут себе позволить дергать Россию за усы под прикрытием щита НАТО: «К счастью, будучи членом НАТО, маленькая Эстония сегодня, в отличие от 1940 г., может не опасаться за свою независимость». Конечно, это не так. Когда европейским державам это было нужно, они отказались от защиты Польши и Чехословакии, которых они же втравили в ненужную конфронтацию с СССР и Германией. И завтра они так же легко пренебрегут интересами Эстонии.
Но пока они готовы дружить с единственным (почти) остатком про-гитлеровских режимов в Европе. Отставшие от остального мира в сладкой дреме своих националистических фантазий, эстонцы не покаялись за свою массовую поддержку гитлеризма, за уничтожение эстонского еврейства (в отличие от соседних финнов, которые спасли своих евреев), за то, что самые лучшие эстонские парни пошли служить в СС, порабощать соседей. Немцы покаялись, покаялись даже французы, но эстонцы, вина которых пропорционально выше, — не покаялись.
После победы в Эстонии была проведена денацификация — теперь эстонцы называют ее «сталинским русским террором», но она была крайне мягкой. В то время, как англо-американцы убили три миллиона немцев уже после победы, заморили сотни тысяч в лагерях пленных, когда поляки и чехи депортировали закрытыми составами своих граждан только за то, что они были немецкого происхождения, когда во Франции после победы было казнено от сорока до ста тысяч коллабос (включая девушек, переспавших с немецким солдатом), русская денацификация Эстонии (а также Прибалтики и Западной Украины) была поистине бархатной, и — как мы видим теперь — явно недостаточной.
Русская душа чужда мстительности и злопамятности, и после войны русские больше заботились о восстановлении нормальной жизни, чем о наказании коллаборационистов.
В последующие годы на Западе продолжалась денацификация, она стала постоянной кампанией, жизненным фактором, но на Востоке — в ГДР и Эстонии — русские были готовы забыть старое, и с надеждой глядеть вперед. К сожалению, эстонцы не оценили этого. Когда после получения независимости эстонцы воздвигали памятники своим эсэсовцам, можно было это понять и простить — все же это их братья, которые проявили какую-то воинскую доблесть, хоть и на неверной стороне. Но эстонцы снова неверно поняли мягкую реакцию извне — и пошли дальше, на этот раз — разрушив памятник и раскопав могилы.
«Эстонские власти не привлекли к суду ни одного гражданина Эстонии, участвовавшего в преследовании и/или убийствах евреев во время Второй мировой войны, несмотря на наличие многочисленных инкриминирующих доказательств. Бывший государственный прокурор Хейно Тынисмяги (Heino Tonismagi) отказался преследовать убийц евреев и коммунистов, заявив, что «эстонцы не могут быть причастны ни к каким военным преступлениям нацистов, поскольку страна в то время была оккупирована», — пишет «Джерусалем Пост».
Нацистский заповедник, возникший на берегу Балтики, должен быть радикально очищен от коричневых и их пособников — в интересах жителей Эстонии и их соседей.