Татьянин день | Священник Стефан Ляшевский | 04.05.2007 |
Предлагаем вниманию наших читателей отрывок из книги священника Стефана Ляшевского «Опыт согласования современных научных данных с Библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований» (перевод с сербского).
Путь к духовным сокровищам, хранящимся в Церкви, для многих закрыт, ибо на этом пути лежит огромный «камень преткновения» — мнимое противоречие между Библейским сказанием и современными научными представлениями о сотворении мира и человека.
Книга Бытия. Особенности ее написания
Обычно, когда начинают сравнивать Библейское повествование с современными научными представлениями о сотворении мира, обращают внимание только на противоречия, совершенно игнорируя время и место написания книги Бытия.Если бы Боговидец Моисей жил в наши дни, то он записал бы то, что ему было открыто Богом, совсем иными понятиями. Книга Бытия написана языком своего времени, языком пастушеского народа, когда понятия людей и их речь были достаточно ограничены.
Семитический язык начала второго тысячелетия до Р. Х. был так беден словами, что часто одно слово выражало несколько понятий, например, слово «иом» означало и день, и период времени. Кроме того, религиозный язык Востока даже до евангельских дней был языком символов и образов, что наглядно отражено в евангельских притчах. А язык Апокалипсиса разве не есть исключительно язык символов? И язык египетских иероглифов — тоже язык символов. Нет ничего удивительного в том, что и Моисей пишет языком своего времени, тем более что народ израильский тогда только вышел из Египта, где жизнь была переполнена символами.
Да и у самого Боговидца Моисея не было мысли считать упоминаемые им «дни» за астрономические 24 часа, так как вопрос о дне и ночи в современном понимании возник лишь на четвертый день творения. И сказал Бог: «Да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи. Светило большое для управления ночью» (Быт. гл. 1,14−16). Здесь ясно говорится о появлении дня и ночи. Следовательно, употребление слова «день» при описании первых трех дней, а также слова «ночь» и «утро» являются всего лишь символической формой изложения, о чем ясно свидетельствует Иоанн Златоуст в толковании на книгу Бытия: «Сказано, что было утро и был вечер, чтобы ты знал, что не мгновенно все появилось, а было начало, середина и конец этого периода». И Василий Великий в своем труде «Шестоднев» пишет: «Если ты скажешь „день“ или „век“, то выразишь одно и то же понятие».
Мне приходилось слышать наивные возражения: как можно совместить многомиллионное существование Земли с «утверждением» Церкви, что от сотворения мира прошло семь с половиной тысяч лет? Здесь ошибочным является общепринятый термин — «от сотворения мира» — когда в действительности счет идет от сотворения Адама, т. е. год его сотворения считается первым годом летоисчисления. Кроме того, цифра семь с половиной тысяч лет — не есть церковный догмат.
Взгляд, которого придерживается современная наука о прошлом Земли
Геология — сравнительно молодая наука, еще два столетия назад образованное человечество не имело понятия о происхождении Земли и истории возникновения жизни на ней.В середине XIX века, когда палеонтология, т. е. наука о вымерших животных, только начинала вступать в силу, Дарвином была выдвинута теория эволюции, которая положила начало розни, даже вражде между наукой и религией, между знанием и верой. С тех пор прошло более ста лет, во взглядах науки на происхождение живых людей многое изменилось. Теперь уже можно обобщить все знания человека о прошлом земли, из которых вытекают изумительные, твердые, неоспоримые положения.
1. С полной достоверностью можно сказать, что почти все виды живых существ, в различные геологические периоды живших на земле, уже изучены. Если и будут открыты еще какие-нибудь разновидности, то они абсолютно никаких изменений в общую структуру происхождения видов не внесут.
2. Вся последовательность происхождения живых организмов от низших к высшим находится в поразительной гармонии с последовательностью геологических периодов, в отложениях которых встречаются их отпечатки или окаменелости.
3. Вне всякого сомнения, что развитие видов растений и живых существ идет в полной преемственности от одного вида к другому. Причем новые виды сохраняют родовые признаки тех, от которых происходят. Так, например, первая птица — археоптерикс — сохраняет голову зверя, позвоночный хвост и остатки когтей на крыльях берет от птеродактиля. У последующих птиц все эти признаки исчезают. Копытные сохраняют четыре пальца пятиконечной лапы своего предшественника и т. д. и т. п.
4. Последовательность появления различных видов вполне установлена: растения, мелкие обитатели моря, панцирные рыбы, амфибии, рептилий или пресмыкающиеся, птицы, звери и как завершение всех диких тварей — человек.
5. Налицо статичность видов в настоящее время, т. е. невозможность появления новых видов.
6. Полное отсутствие промежуточных звеньев между отдельными видами привело к тому, что была выдвинута другая теория — не медленной эволюции, а скачков в происхождении видов.
7. Тропический климат по всему земному шару до Пермского периода свидетельствует о совершенно иных астрономических законах на Земле в то далекое время, когда не было полюсов холода и вообще климатических поясов, отсутствовали времена года, т. е. лето и зима.
8. Продолжительность геологических периодов бесспорно измеряется миллионами лет.
Это основные общепринятые положения. Выводы же из них делаются различные, и выдвигаются различные теории для объяснения тех или иных явлений. Нужно сказать, что вообще нет ни одной теории, которая объяснила бы все эти подчас противоречивые факты и дала бы стройное представление о происхождении мира, не будучи оспариваема противоположной гипотезой.
Эволюционная теория. Ее ошибки
Проследим, каким образом были сделаны выводы эволюционной теории и на чем они основывались.Дарвин установил два основных бесспорных положения:
1. Ископаемые формы безусловно являются преемственными, т. е. переходящими из вида в вид (необходимо отметить, что такие взгляды были высказаны еще до Дарвина основателями геологии — Кювье и Ламарком).
2. Все попытки искусственно получить новый вид не дали положительных результатов, при том, что удавалось получить самые разнообразные породы одного и того же вида (собаки и голуби).
Оба положения, безусловно, верны, но выводы, которые сделал из них Дарвин, не подтверждаются дальнейшим развитием палеонтологии. Тогда Дарвину казалось, что палеонтологические коллекции его времени еще неполны и отрывочны, что они отражают лишь общие вехи развития организмов, а со временем будет найдено бесконечное множество промежуточных звеньев. В дальнейшем это не только не подтвердилось, но, наоборот, было установлено, что промежуточных звеньев нет. Например, какое бы множество отпечатков птиц не находили после Дарвина, они были или вида птеродактилей разных размеров, или археоптерикса, или совершенно оформленных птиц, среди которых не нашли ни одного промежуточного вида.
Второй вывод был также сделан неправильно: если — рассуждал Дарвин — теперь не получается новых видов, то только потому, что для этого требуется эволюция на протяжении миллионов лет.
В действительности же оказалось, что в развитии живых организмов были страшные скачки, а не медленная эволюция. А поскольку в настоящее время все находится в статическом положении, это так и осталось неразрешимой загадкой для современной науки. Но как просто объяснить эту загадку, если взглянуть с точки зрения Богооткровенного учения, веруя, что все в мире творилось творческой десницей Божией. «Да произрастит земля траву, дерево, сеющее семя его, по роду его на земле», «да изведут воды рыб…» — так, по слову Божию происходила метаморфоза. Птеродактиль, летающий бесперый дракон, рождал птенцов, у которых вырастали перья, но сохранялись родовые признаки родителей: когти на крыльях, позвоночный хвост, мягкая зубастая морда и проч.
А когда окончились дни творения, и Бог почил от дел своих в седьмой день, то прекратилось и развитие видов. В этот седьмой «день», когда появление новых видов прекратилось, живем и мы.
Кто же мог открыть Моисею тайну происхождения мира и живых существ, если не сам Бог — Творец мира? Кто знает космогонию не только современных Моисею культур Вавилона и Египта, а также европейцев до дней Кювье и Ламарка, тот может оценить разницу, сравнив их науку с Моисеевым сказанием.
Как мог Моисей за три тысячи лет до появления геологии начертать свое бессмертное творение с такой поразительной ясностью, что геологические периоды являются как бы блестящей научной иллюстрацией к этому Богооткровенному повествованию.
Допланетная эра
Состояние вселенной: Первая светящаяся туманность, температура свыше 15 тысяч градусов, все элементы в газообразном состоянии.Библейское повествование: «И сказал Бог: „Да будет свет“. И стал свет. И был вечер и было утро: день первый». (гл. 1, ст. 3−5)
Планетная эра
Состояние вселенной: Образование солнечной системыБиблейское повествование: «И сказал Бог: „Да будет твердь“. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй». (гл. 1, ст. 7−8)
«Куда бы мы не обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Религия славит Бога в начале, наука — в конце всех мыслей: Первая представляет Его как основу, вторая — как конец всякого феноменального представления о мире».
Макс-Планк, профессор физики, один из основателей квантовой теории
«Науки в их совокупности предрасполагают ум к познанию существования Бога, существования души, нравственного закона и нашего предназначения к сверхчеловеческой судьбе. В этом смысле можно сказать, что физический мир — природа — есть таинство Божие».
Петр Термье, профессор геологии, член французской Академий наук.
Книга «Опыт согласования…» издана Псково-Печерским монастырем в 1994 году.
http://www.taday.ru/text/41 677.html