Русская линия
Татьянин день03.05.2007 

Телепередача «Умники и умницы» — кузница православных политиков?

Программа «Умницы и Умники» — это не только незабываемый опыт борьбы за победу, но и влюбленность в своих соперников, опыт дружбы. И все же умники, чья дружба выходит за рамки передачи, к сожалению, встречаются не так уж часто. Но пять умников трех сезонов не просто сохранили дружбу…

…Но пять умников трех сезонов (2001−02, 2002−03 и 2003−04) не просто сохранили дружбу и частенько проводят время вместе, но решили, что дружбе можно дать иное измерение через совестное служение Богу и родине. Они стали одними из основателей православного молодежного общественно-политического журнала «МЫ в России и Зарубежье». Читайте интервью с автором и ведущим передачи «Умники и умницы» Юрием Вяземским, главным редактором журнала «МЫ в России и Зарубежье» Николаем Бобринским и другими молодыми сотрудниками редакции.

— Николай, как возник ваш журнал, почему именно умники составили, если так можно выразиться, костяк редколлегии?

— Журнал возник неожиданно. Собственно, его «отцы-основатели», будучи, в основном, зелеными первокурсниками, познакомились н, а спецкурсе профессора А.Б. Зубова по истории религий. Так получилось, что в нашем самом что ни на есть светском вузе собрались вместе несколько верующих юношей и девушек, познакомились и подружились. Андрей Борисович активно нам в этом помогал. В чаепитиях, спорах и посещении богослужений прошли полгода. И тут выяснилось, что мы вроде бы во всем друг с другом согласны, спорить больше не о чем. Стало ясно, что надо что-то делать. Тут одному из нас предложили восстановить журнал «МЫ», который в 30−50-е годы в эмиграции издавали русские скауты (среди нас несколько человек тоже были скаутами). Было решено, что журнал — дело хорошее, но выпускать его для скаутов казалось слишком узко. Поэтому мы, не долго думая, пришли к тому, что «МЫ» станет православным общественно-политическим журналом молодежи России и Русского зарубежья. Прежде всего, мы христиане, но христиане, которые учатся в политическом вузе, естественно поэтому разобраться, можно ли применить христианские принципы в политической сфере и как.

Почему умники составили костяк редколлегии? На этой передаче познакомились и сдружились трое членов нашей редколлегии, которые в журнале с самого начала. Пожалуй, их дружба разрослась в нашу общую, большую. Я, хотя играл с ними в том же сезоне, но, будучи москвичем, видел их только на экране.

Вообще же «Умники» дают ни с чем не сравнимый опыт общения с хорошими, интересными и глубокими людьми, общения интеллектуального и одновременно, благодаря такту и обаянию ведущего, очень сердечного, которое легко перетекает в приятельство и дружбу. Этот опыт помог нам впоследствии собраться вместе и обратиться через журнал к окружающим нас.

— Как главный редактор, нарисуйте потрет вашего читателя.

— Это молодой человек, учащийся или работающий, верующий православный христианин. Его отличает «умный», отчасти даже книжный подход к христианской вере и в то же время желание осуществить в жизни открывшееся ему в Евангелии.

Мы сами ощущаем свою принадлежность к этой группе, которую можно было бы назвать «православной интеллигенцией». Много ли таких людей и доходит ли до них журнал — это вопрос. На статьи откликаются чаще всего провинциальные читатели.

Виктор Аверков

— Виктор, бытует мнение, что Иисус Христос и «чумазая» российская политика — довольно странное сочетание. Когда и почему ты пришел к вере, что было прежде — вера или интерес к политике? Что это такое — православный в политике или православная политика?


— Ещё до прихода к вере и Церкви мой жизненный путь состоял в поиске Бога и смысла человеческой жизни. В какой-то момент ещё до участия в «Умниках…» на основании некоторых мыслей Льва Гумилёва я выработал даже собственную концепцию бытия Бога и сотворения мира. А затем, на первом курсе, пришёл Он, пришёл Сам. И я уверовал в один момент в Того, каким Он есть без оговорок и философских теорий. Ещё через несколько месяцев я стал постоянно ходить в Церковь.

А политика, активная общественно-политическая деятельность была со мной ещё с 9 класса средней школы, когда я возглавил местное отделение одной из всероссийских молодёжных организаций, затем, параллельно, возглавил ещё одно отделение другой организации и даже вошёл в ряды «Молодёжного Единства», если кто помнит о существовании такой организации.

Обретение Бога только способствовало осознанию мной важности претворения в жизнь, развития тех даров, тех жизненных обстоятельств, в которых я находился и нахожусь. Вера лишь корректирует направление человеческой деятельности, направляет её в нужное, истинное русло. Поэтому, осознавая, что я призван к публичной и государственной деятельности, я не только не оставил политики, но и углубил свою вовлеченность в её просторы.

Моё мнение, что человек в политике без Бога, без веры, иными словами без ценностей и полноты жизни — занимается напрасной тратой сил и времени.

Построить социальную справедливость так, как её понимали в 18 и 20 веках, невозможно, но можно, и в сегодняшней распадающейся России просто необходимо реализовать естественное стремление человека к добру и благому исправлению общества. Но без веры, без служения человека, прежде всего Богу, любая попытка преобразования общества в конечном итоге утопична и бессмысленна.

Катя Лыткина

— Катя, этим летом ты поступила в МГИМО на факультет журналистики — поздравляю. Но до этого ты проиграла в полуфинале умников. Скажи, почему среди умников вашего журнала большинство, четыре из пяти, — умники, проигравшие в полуфинале или даже в четвертьфинале? Чем отличаются поверженные от триумфаторов — они что, православней, политичней?

— Любой опыт, подобный участию в «Умниках» очень полезен, очень многому учит. А тем более, опыт «неудачный». Зачастую проигрыш полезнее победы. Он заставляет многое переосмыслить, проанализировать… Начинаешь понимать, что в твоей неудаче виноват ты сам, что надо меняться, улучшаться. Это процесс болезненный, но необходимый. А меняя себя, понимаешь, что ты можешь помочь и другим измениться, избежать твоих ошибок. Для меня тот проигрыш был очень полезен. Я поняла, что в жизни не все всегда получается, а кроме того, научилась относиться к людям добрее, смирять гордыню, искренне сопереживать, сочувствовать неудачам или радоваться победе другого.

— Катя, ты вошла в состав редколлегии годом позже других умников — чем тебя привлекла работа в журнале?

— Во-первых, очень важно для любого человека делать что-то полезнее, нужное. Не себе лично, а другим людям. Тот необходимый, глубокий Смысл, без которого жизнь пуста. Кроме того, здесь я обрела настоящих верных друзей, которые, кроме того, многому меня научили, прежде всего, в духовном плане. Журнал — это еще и место, где я могу говорить о том, что меня интересует, что мне важно, делиться с читателем своим мнением.

Савелий

— Савелий, кто такие умники? Существует ли некое «призвание умников» или, говоря по-христиански, «крест умников»?

— Думаю, что для большинства умников участие в передаче стало маленьким чудом. Всякое чудо меняет сознание и является коренным переломом в жизни, которая наполняется положительным смыслом и вечным поиском истины. Поэтому для меня умники — это ребята, усердно, а порой и мучительно, ищущие правду.

Передача «Умницы и умники» по своему духу, безусловно, христианская. Христианский дух частично определяет характер того нравственного слома, который, по моим наблюдениям, переживает практически каждый умник. Но стать до конца христианином — удел, к сожалению, не всех участников передачи, ведь озарение верой не предрешает того ответа, который дает «озаренный». Вот почему, как мне кажется, «призвание умников» — попытаться донести свой крест духовного поиска до конца — к Богу, как Высшей Правде, а не потеряться где-нибудь в дебрях абстрактных теорий собственного производства.

Вадим Сергиенко

— Вадим, как связана твоя сегодняшняя работа в журнале и опыт умников, наследие передачи?

— Шесть дней состязаний в «Умниках» были для меня очень радостным и светлым временем. В то же время, это были дни потрясающего напряжения и концентрации, тогда не просто решался вопрос моей будущей карьеры, но жизнь ставила передо мной «проклятые» вопросы: зачем ты живешь, что для тебя дороже всего, каким ты хочешь быть? Ответы приходилось давать на ходу: в молчании в коридоре; в слезах в раздевалке; с радостной улыбкой, общаясь с ребятами; перед микрофоном Вяземского. Именно в те дни я пережил и испытал то, что раскололо мою жизнь на две половины — до «Умников» и во время них. И эти шесть дней перевесили семнадцать лет. Я решил стать другим, тем, каким был в дни «Умников», навсегда. Какой-то святой мудрец православный сказал, что «вера — это верность лучшим дням твоей жизни» — это сущая правда, проверено.

Так что мой опыт участия в передаче и служение Богу и родине через православный журнал связаны как причина и следствие, очень естественно.

Вопрос о существовании общего для всех умников наследия передачи сложнее — все предельно субъективно, у каждого свои «Умницы и Умники». И все же православная вера Юрия Павловича Вяземского, сквозящая в его так хитро прикрываемой любви к умникам, а также служение Богу его чернобородого зама Владимира Романовича Легойды в православном журнале «Фома» являются неким капиталом умников, с которым каждому приходится считаться.

— Ребята, это интервью возможно прочитают будущие умницы и умники. Что бы вы хотели пожелать, посоветовать грядущим поколениям «с высоты прожитого»?

Николай: Найти свое призвание в жизни. Найти верных друзей, с которыми вместе можно было бы делать дело. Уверен, что передача поможет и в том, и в другом.

Виктор: Я желаю умникам и умницам постоянного и непрекращающегося поиска истины, желаю познать радость веры и любви, и желаю всегда жить чуть глубже, чуть шире, чуть напряженнее, чем с первого взгляда позволяют вам ваши возможности.

Катя: Идти вперед, развивать себя, улучшать, в том числе и в духовном плане. И за всеми соревнованиями, амбициями, переживаниями, взлетами и падениями не забывать, что вы, прежде всего, Люди, способные любить и сопереживать, помогать и сочувствовать, болеть не только за себя. И, конечно, смотреть вокруг, ведь рядом с тобой много прекрасных, умных людей. Главное — не упустить то важное, что есть рядом, в душе, в сердце, вне тебя, то, чего, кажется, легче не замечать, но без чего жизнь мало чего стоит.

Вадим: Будьте максималистами, братцы! Опасный этот путь, но очень правильный, как раз для русских мальчиков. Главное, чтобы максимализм был настоящим, подлинным, а то ведь мешок с золотом, всемирная слава и власть над миллионами людей — мелковато будет…

Савелий: Желаю дорогим братьям и сестрам по передаче стать настоящей элитой страны — не гордой, не заносчивой, а жертвенной и глубокомыслящей.

Юрий Вяземский, автор и ведущий программы «Умницы и Умники»

— Юрий Павлович, однажды в своем интервью Вы сказали, что очень хотели бы видеть своих «умников» сознательными и ответственными людьми, ответственными за себя, за людей, которые их окружают и за свою страну. Как Вы считаете, Ваши питомцы из журнала «МЫ в России и Зарубежье» приблизились к осуществлению Вашего пожелания?

— Это очень хорошее дело и зачем я буду говорить об очевидном? Другое дело, что духовное поприще — самое сложное. Здесь главное все время сохранять остроту взгляда и чувствительность сердца. Это совершенно необходимо для духовного бытия. И главное, нужно все время учитывать, что многие люди в этом нуждаются и некоторые люди не совсем понимают, что предлагает им Церковь. То есть надо быть заранее открытым и готовым к самым различным точкам зрения, надо уметь убеждать, надо быть замечательным проповедником, надо уметь находить ключик к каждой душе. В Церковь люди зачастую идут со своими самыми больными проблемами, со своими самыми страшными сомнениями, со своими вопросами, которые, может, вообще-то ответов не имеют. Такими, на которые, возможно, и Серафим Саровский не сразу бы ответил. Но главное — понять, что эти вопросы существуют и с приходящими в Церковь людьми нужного говорить на языке, который им бы был доступен, а не бубнить им некоторые куски из катехизиса или очередной молитвы, раскатывая букву «о». Потому что ты пробубнил, а человеку как было больно, так и осталось, как он был во грехе, так и остался…

Поэтому пусть сотрудники журнала «смотрят, как опасно ходят», ведь журнал «МЫ в России и Зарубежье», в общем, этим духовным путем идет.

-Но ведь это же общественно-политический журнал, а значит, напрямую на какие-то вечные вопросы не отвечает, просто предлагает своим читателям вместе осуществить некую проекцию христианских ценностей на общественно-политическую жизнь, чтобы и в жизни общественной следовать заповедям Божьим.

— А общественно-политическая жизнь и христианство разве не связаны с этими высшими вопросами? Понимаете, если на эти вечные вопросы человек не отвечает, то зачем общественно-политическая жизнь?..

Почему я счел возможным напомнить о самом главном содержании христианства? Потому что, коль скоро мы называем себя православной страной, и такое внимание у нас к Церкви, и такие усилия предпринимаются, в том числе со стороны государства, по возрождению Церкви, то должно происходить и внутренне преображение нашего народа и государства. А это значит, что цель, которую ставит журнал «МЫ в России и Зарубежье», — рассказывать о том, как государство может, по возможности, становиться все более и более христианским, исповедовать и воплощать в жизнь правила христианского поведения, христианские ценности и христианские заповеди, эта цель верная и правильная.

http://www.taday.ru/text/41 627.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru