Милосердие.Ru | 02.05.2007 |
— В моей школе забастовок не было. Если бы кто-то из учителей вышел на забастовку, я бы, конечно, постарался понять людей (бастовали в 90-е годы, когда учителям на 4−5 месяцев задерживали и без того небольшую зарплату) и никого бы за это не уволил. Но и школу мы бы ни на один день не закрыли. На те два-три дня, что шла забастовка, объединили бы классы, провели бы для детей культмассовые мероприятия или нашли другой выход, но ни в коем случае не бросили бы детей.
В эту школу я пришел 4 года назад, до этого несколько лет был директором другой школы. Пришлось нам с учителями друг к другу притираться. Не мне судить о себе, но надеюсь, что вписался в этот дружный работоспособный коллектив. Отношения с учителями стараюсь строить на доверии и взаимопонимании. У нас общая задача — учить и воспитывать детей. Как на любой работе, возникают проблемы, но их можно и нужно решать доброжелательно и конструктивно. Увольнение же работника — крайняя мера, лучше к ней не прибегать. И я за годы своего директорства никого не уволил по дисциплинарным причинам. Взыскания делал, но, к счастью, чаще объявлял благодарность.
У нас государственная школа, не все учителя воцерковлены, но все с уважением относятся к Православию, большинство празднует Пасху, Рождество и другие великие церковные праздники. Все знают, что я православный человек, и это тем более обязывает меня быть в первую очередь строгим к себе.
2. Православный сотрудник светской организации.
Георгий МАЛЕЕНКО, системный администратор инженерного центра:
— В трудовом договоре прописаны общие условия, в том числе и зарплата. Но если человек повышает свою квалификацию, предъявляет руководству документы, убеждает, что умеет больше, и хотел бы, чтобы ему повысили зарплату, я в этом не вижу ничего зазорного. А просто просить «увеличьте зарплату» неприемлемо.
Когда я был начальником, мне приходилось отстаивать перед высшим руководством сотрудников, с которыми, на мой взгляд, поступали несправедливо. На сегодняшней моей работе таких ситуаций не было. В организациях, в которых я работал, сотрудники ни разу не бастовали, поэтому о забастовках могу рассуждать только теоретически. Наверное, участвовать в них можно, если это в рамках закона.
В советское время, как и все, был членом профсоюза. Профсоюзы, на мой взгляд, хороши тем, что имеют все права и рычаги для улучшения условий труда. В руководстве предприятия есть представитель профсоюза, который отстаивает права всего коллектива. Разумеется, там, где есть профсоюзы. У нас, как и в большинстве негосударственных организаций, профсоюза нет.
В храме, в который я хожу, в воскресные и праздничные дни служатся 2 литургии. Так что даже если двунадесятый праздник попадает на рабочий день, у меня почти всегда есть возможность побывать в храме. А после ранней литургии еду на работу.
3. Православный руководитель православной организации.
Андрей КАРИМОВ, председатель совета Новосибирской региональной общественной организации «Лад»:
— Я считаю, что во избежание трений и конфликтов необходимо единоначалие, причем желательно мужское. Чтобы без эмоций в определенный срок ставились и решались конкретные задачи. Конечно, из-за нашей незрелости совсем избежать эмоциональных вещей не удается. Бывало, что для разрешения сора обращались за советом к священнику, но не могу назвать это трудовыми конфликтами. Это скорее была проблема личных взаимоотношений, то есть в основе спора лежала не суть дела, а те же эмоции.
Официально мы светская организация, но работают у нас в основном православные люди. А несколько человек начали воцерковляться уже в нашем коллективе. Хотя мы никого не принуждали. С одной стороны, протест коллектива против руководителя в православной организации — глупость. Если люди тебе настолько не доверяют, что даже до забастовки доходит, значит, без любви ты ими руководишь, и надо уходить. Я бы, во всяком случае, ушел. У нас небольшой коллектив (20 человек), и я стараюсь прислушиваться к мнению сотрудников. Другое дело, что в некоторые организации руководителей назначают (и среди православных директоров есть назначенные). Тогда, наверное, можно выражать протесты вышестоящему начальству. Если, действительно, есть злоупотребления и спекуляции со стороны руководителя. Но если люди изначально объединились вокруг лидера (а таких православных организаций большинство)… Какой тут может быть протест? У нас в «Ладе», например, все зависит от активности сотрудников. Даже зарплата. Мы с помощью спонсоров готовим проекты, под эти проекты ищем гранты. Не будет активности — не будет зарплаты. А если люди вместо того, чтобы работать, начнут протестовать и одновременно требовать от меня повышения зарплаты? Смешно!
Мне кажется, во многих православных организациях есть проблема спекуляции на Православии. Причем спекуляции обоюдной. Сотрудники позволяют себе схалтурить, недоделать работу (мол, мы же друзья, единомышленники, не уволит он меня), а руководители считают, что платить нормальную зарплату людям необязательно — они же за идею работают. Я с самого начала высказал учредителям свое мнение: зарплата должна предусматривать не только выживание сотрудников, но и их профессиональный рост. Стараюсь, чтобы люди у меня получали нормально.
4. Православный сотрудник православной организации.
В этом качестве мы опросили сотрудника нашей редакции, пожелавшего остаться incognito:
— Трудовой конфликт трудовому конфликту рознь. Очень важным примером в этом смысле я считаю притчу о работниках одиннадцатого часа — там же тоже был трудовой конфликт. Требовать того, о чем не договаривался при поступлении на работу — другой зарплаты, другого графика — я не считаю себя в праве, но могу просить, а если это очень важно, а начальство понимания не проявляет, то не грех без конфликта корректно уйти. Другое дело, если за справедливость! Опять-таки, если как-то ущемили лично тебя, мне кажется, по-православному смиряться пока есть силы, а если искушаешься — уходить. Хотя сначала надо все обсудить и выяснить — может, просто произошло недоразумение. Но если надо заступиться за других, то тут уж, наверное, можно и требовать и протестовать — ведь это тоже такая возможность пострадать за ближних.
Не знаю, может ли в православной организации конфликт дойти до голодовок, забастовок и т. д. — мне кажется, на практике все конфликты кончаются раньше; и люди спокойнее, и церковная дисциплина присутствует, и всегда есть возможность для неформального решения: в Москве, по крайней мере, два произвольно взятых православных почти обязательно могут найти трех общих знакомых. Но вот в автобиографии свт. Луки (Войно-Ясенецкого) есть случаи и голодовок и попыток самокалечания (на допросе он схватил нож и пытался перерезать себе горло — не чтобы умереть, а чтобы прервать допрос), и даже неосуществленное намерение самосожжения в знак протеста (хотя, конечно, там был не трудовой конфликт, но также протест против несправедливости и угнетения) — так что в конфликтных ситуациях надо поступать по совести и даже с дерзновением, как мне кажется.
Подвести итог обсуждению мы попросили священника Евгения ЛАЛЕНКОВА, клирика храма Святых двенадцати Апостолов города Тулы, преподавателя кафедры теологии Тульского государственного университета:
— Если нарушается трудовое законодательство, православный мирянин может в рамках закона выразить свое недовольство. В том числе и принять участие в забастовке, если она организована профсоюзом, подана заявка и получено разрешение на ее проведение. Но все-таки забастовка — крайняя мера. Сначала надо, на мой взгляд, попробовать решить проблему менее радикальным способом. И понимать, чем именно ты недоволен. Просто за компанию даже на разрешенную забастовку выходить, наверное, не стоит. А в несанкционированных забастовках и других мероприятиях, ведущих к массовым беспорядкам, столкновению с правоохранительными органами, христианин участвовать не должен. Протестовать можно только в рамках закона. Обобщать нельзя, всегда надо рассматривать конкретный случай. Есть профессии, в которых по совести забастовка невозможна: врачи, учителя, авиадиспетчеры… И, заметьте, они почти не бастуют, несмотря на все трудности.
Наша кафедра не участвовала в забастовке преподавателей нашего университета, потому что у нас не было претензий, а, как я вам уже говорил, выходить на забастовку за компанию… странно. Священники же вообще не должны участвовать в политике, а любая забастовка, как ни крути, акт политический. Миряне же у нас преподают по совместительству, в штате они на других кафедрах. Не знаю, может быть, кто-то из них участвовал в забастовке. Ну, а для нас, священников, работа в университете — послушание. Против кого же нам протестовать? Против епархии?
Христианин должен свидетельствовать о Христе всюду, в том числе и на своем рабочем месте. Все вокруг спорят, конфликтуют, а ты покажи им пример кротости, смирения. А если будешь так же склочничать, то чем ты отличаешься от других? Какая ты соль земли? Соль оздоровляет, убивает микробы, а конфликт приводит к напряженности, создает в коллективе как раз нездоровую обстановку. Не получается избежать конфликтов — возможно, стоит и работу поменять.
Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=32&id=5214