Нескучный сад | Антон Климов | 01.05.2007 |
Обозначая круг обсуждаемых вопросов, игумен Петр напомнил, что святоотеческое отношение к браку в массе своей имеет оттенок нечистоты, попущению по немощи, что путь брака — есть путь худший по сравнению с монашеством и трудно совместим со спасением души, духовной жизнью. В подтверждение этого он привел ряд цитат из творений авторитетных святых Отцов. Подробно богословие брака древними Отцами не рассматривалось, а подавляющее большинство их было монахами. Поэтому, понятие «семья — малая церковь» является относительно новым. Игумен Петр предположил, что нынешний повышенный интерес Церкви к проблеме семьи и брака возник в связи колебанием этого института в современном обществе из-за культивируемого потребительского стиля жизни, женской эмансипации, распространения средств контрацепции и прочих факторов. Некоторые современные священники разделяют несколько снисходительное и пренебрежительное отношение древних Отцов к браку, что находит отражение и в современной литературе. Можно сказать, что это довольно сильная тенденция. Например, брошюра «Что нужно знать девочке», где превосходство монашеского пути преподноситься как неоспоримый факт. Интересно, что на сайт Центра приходят письма молодежи, где разделяется подобное отношение к браку, но при этом, эти люди также не желают вступать в монашество.
Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями Московского Патриархата протоиерей Дмитрий Cмирнов отметил упадок христианских ценностей во всем мире и подчеркнул троичность человека по образу Св. Троицы, где муж является отцом и начальником, жена несет своего рода диаконское служение, а дети — это народ который нужно привести к Богу. Без семьи — зачем женщина? — задал отец Дмитрий риторический вопрос. В современных условиях жизнь многодетных матерей о. Дмитрий ставит выше монашеской. По учению Церкви принципиально оба пути равны. Многодетным должна помогать церковная община, создавая особые фонды. В храме о. Дмитрия есть специальная кружка для многодетных, куда по традиции прихожане кладут деньги входя в храм. Так помочь психологически проще, чем лично.
Секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов отметил вред неофитского мечтательного отношения к монашеству, а также осудил пренебрежительное отношение к браку, как манихейство, в котором естественно гнушаться всем материальным. 9-ым правилом Гангрского Собора строго наказываются те, кто гнушается браком как скверной. Исторически подобные еретические настроения обостряются в периоды общественной нестабильности и подобны вирусу герписа, который всегда есть, но активизируется в условиях болезненности организма. Другая крайность — считать все проявления человечка в мире святыми. Нужен средний, Царский путь.
Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов осветил историческое отношение семьи и Церкви, отметил, что связь до 15 в. была слаба и венчание мыслилось обрядом для богатых. Было отмечено, что в житиях святых практически отсутствуют образы святых семейств, одними из немногих исключений являются Петр и Феврония Муромские. Святые жены в житиях томятся браком и полнее раскрывают возможности к святости после него (Иулиания Лазоревская, бл. Ксения). Отсюда почти полное отсутствие замужних жен в святцах. То же и в литературе, где образ женщины начинает воспеваться только с 18−19 вв., и то не в качестве идеальной жены и христианки (даже у Достоевского), тут исключением будут лишь некоторые женщины и семьи рассказов Лескова. Ныне воспеваемые идеалы Домостроя при более подробном рассмотрении, мало соответствуют свету Евангелия. В тот же Синодальный период Церковь берет на себя функции регистрации брака, с этого начинается евангельское воспитание народа в отношении брака как одного и навеки. О. Георгий так же напомнил об антисемейной политике первых большевиков и по труднейшим условиям существования семьи в средний и поздний советский периоды, что было связано с репрессиями, войной, когда возникла серьезная демографическая диспропорция, а так же массовыми стройками, упрощением заключения-расторжения брака и так далее. Он так же высказался о вреде воспитания детей в неполных семьях и в дошкольных учреждениях, которые также были созданы СССР. Такое воспитание отнюдь не готовило детей к будущей семейной жизни. В дореволюционной России отрицательным для семьи фактором о. Георгий назвал общинное сознание, ослабляющее личное сознание, сознание семьи и государственности, что подтвердила общая пассивность народа перед революцией, недоразвитость общины. Некоторым исключением было названо казачество.
Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке протоиерей Алексий Уминский посочувствовал современной молодежи, отметив, что ей трудно найти правильное понимание брака и тем более — вторую половинку. В этом не может помочь и Домострой. Понятия природы и цели семьи сейчас спутаны. Было также подчеркнуто, что исправлять демографическую ситуацию в стране и в мире — не есть задача Церкви, более того, рождение детей в православном понимании (в отличие от католического), является не целью, а следствием брака. Таковой целью являются прежде всего отношения между супругами. Семья есть место где христианин полнее реализует себя как христианин (Еф.5). С этой точки зрения может быть обосновано использование неабортивных противозачаточных средств, аборт в случае возможности смерти матери, и тому подобное, обозначенное и не запрещенное в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Недопустимо, по мнению о. Алексия, внедрение в Церковь внешних идеологий, которые губительны для нее, например призывы к многодетности, звучащих иногда и с амвонов — причем, случается, из уст проповедников, которые сами имеют мало детей. Многодетность должна быть свободным выбором, по силам. Чадородие, через которое спасается, по слову апостола, жена, равно не многодетности, а материнству (отец Георгий Митрофанов добавил, что многодетность была наследована от язычества, когда детская смертность была еще высока). О. Алексий заметил, что связь причастия с половым воздержанием отсутствует, так как «брак честен, ложе нескверное». Было отмечено что наша Церковь живет по монашеским уставам и что, возможно, нуждается в переосмыслении. В том числе супружеское воздержание во время постов, кроме Великого. Нынешнее понятие законного брака очень размыто, люди не видят смысла в ЗАГСах. Было высказано пожелание в более серьезной и продолжительной подготовки желающих к венчанию, а так же отмечено, что Церковью вполне признается брак зарегистрированный государством, но не венчанный. Венчание же мыслиться при взаимном понимании супругов не магического смысла этого таинства.
Были затронуты и другие важные вопросы, но подробно рассмотреть их в рамках одного Круглого стола довольно трудно. В любом случае, можно отметить, что определенные вопросы в Церкви назревают и вполне возможно в дальнейшем потребуют решения на более высоком уровне.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10 000&article=623