Русская линия
Православие и современность30.04.2007 

Кто такие герои? Остались ли еще они на Руси?

Есть ли еще герои на Руси? Вопрос это совсем не праздный. У России всегда было много друзей, людей, которые ее искренне любили и старались по-настоящему понять. И чем глубже понимали, тем сильнее становилась любовь. Но так же много было у нее и врагов: она всегда оказывалась на пути у тех, кто стремился к мировому господству ценой человеческих слез и человеческой крови. Сколько строителей очередной вавилонской башни, очередного «порядка», споткнулись именно на ней, будь то великий корсиканец или вождь «непобедимого» Третьего рейха?

И сегодня ничего не изменилось в окружающем нас мире. Одни строители канули в Лету, почти забылись, другие пришли им на смену. И стоит ли удивляться тому, что и им Россия так же «не дает покоя»? И не даст, пока остается Россией — страной, которая была великой прежде, но, вопреки всему, что говорят, пишут и думают о ней, не потеряла своего величия и по сей день. А раз так, значит, ее снова ждут испытания — те или иные, но вряд ли они могут быть легкими.

Ответ на этот вопрос — еще один шаг к пониманию того, какие мы сегодня, что такое современная Россия, наше общее Отечество.

Владимир Киселев, журналист:

В советские времена пели: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой!». Конвейер, производящий героев, продолжает действовать. И вряд ли остановится в обозримом будущем. Не в последнюю очередь потому, что те, кто отдает приказы, как правило, на себя их действие не распространяет. Где только не лили кровь в последние полтора десятилетия во имя мифических геополитических интересов российские солдаты и офицеры. Мотаясь репортером по бесконечным войнам нового, как теперь принято обозначать, времени, насмотрелся на это до тошноты.

Старшего лейтенанта, танкиста, только вернувшегося в часть после боевых действий, срочно отправили с экипажем на чужой неисправной бронемашине поддерживать огнем и маневром очередное подразделение, занявшее в горах стратегическое плато. Возражений не слушали: «На позиции до ума доведешь!». Едва туда добрались, начался обстрел. Ответили. Однако после первых же выстрелов у танка отказала система вооружения. Наводили вручную. Упираясь изо всех сил, толкали ствол в нужном направлении. Затем вывозили из-под обстрела раненых. Загрузив прямо на трансмиссию мины, доставляли их к минометам. Снова стреляли… И так всю ночь. Когда все затихло, попадали спать. Но вскоре явилось начальство: «Почему небритые, не по форме одетые? Отчего танк отказал? Под суд пойдете!». В итоге прибывшее к шапочному разбору командование отметило себя орденами «За личное мужество». Начфин, который еще до боев выдавал здесь зарплату, потянул на медаль «За отвагу». А вот старлея Виктора и его экипаж наградами обошли.

Еще одного Виктора, майора-пограничника, десантировали с солдатами на голое место. Он держал границу, строил заставу, да еще умудрялся гонять по горам бандитов, ликвидировать их тайники с оружием. Разве его вина была, что стройматериалы вовремя не доставляли, боезапаса не хватало, а приборов ночного видения не было вовсе? Майор позвонил после моей публикации: «Слушай, старик, чего ты там понаписал? Понаехало полковников, генералов, поставили меня по стойке смирно и давай орать: „Мать-перемать, распустил язык, не мог журналисту глаза замазать!“. В общем, орден мне светил, так не дали. Спасибо хоть из войск не поперли, я ведь только и умею, что бегать, стрелять да убивать».

Подполковник Игорь запомнился неизменной улыбкой. Он воевал, а его семью — жену и двоих детей-школьников, ютящихся в общежитии одной из московских военных академий — периодически пытались вытряхнуть на улицу. На каком, мол, основании занимают площадь, если папа уже отучился? «Ну, отслужу. Перспектив получить квартиру — ноль, купить — тем более, не заработал столько. Одна надежда, что контужен, может, хоть это учтут», — рассуждал он с улыбкой. «А мне иначе нельзя, — пояснил.- Подчиненные смотрят. Командир улыбается — значит, все хорошо».

Кого-то из ребят, с которыми свела меня судьба, уже нет в живых — вечная им память! Другие еще тащат солдатскую лямку, искренне считая, что защищают Россию. И я уважаю их за это. Потому и не называю фамилии, чтобы не осложнять им жизнь.

…Вопрос: «Кого сейчас можно считать героем?» — задал и своему сыну Артему — столичному студенту, без пяти минут социологу. Он сходу ответил: Рому Абрамовича. Пояснил. Когда можно было хапнуть, парень не упустил шанса. Потом не растранжирил, как многие, деньги, а дело организовал, развивает его. И с правительством отношения выстроил, и с народом — на Чукотке на него молиться готовы, и за рубежом из-за таких людей к России начинают относиться с уважением.

Мне показалось, Артем не шутил.

Игумен Петр (Пиголь), первый проректор Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, главный редактор просветительского альманаха «К Свету»:

— Вопрос этот возник, вероятно, по причине того, что сейчас существует стереотип, что герои — это некие люди прошлого, чье поведение, подвиг показывается только как пример для подражания. Но если внимательно приглядеться, то примеры проявления героизма мы, христиане, сможем увидеть и в нашей жизни.

Посмотрим жития святых, подвижников благочестия — они достигли святости благодаря подвигу. Подвиг здесь мы понимаем как решимость следовать заповедям Христовым, как ревность о Боге, проявление этих качеств во всем. И пример тех, кто прославлен в лике святых, вдохновляет читателей житий, возбуждает стремление подражать подвигу и угождать Господу. И святые будут помогать нам в деле нашего спасения.

Если есть сегодня среди нас люди духовного подвига, то узнать о них мы сможем только по плодам их труда. Другого пути нет. Чтобы увидеть этих современных героев, этих подвижников, необходимо некое духовное усилие — нужно подняться над своей душевностью. Но трудность здесь заключается в том, что эти герои, о которых я говорю, герои духа, не будут признаны большинством, не будут признаны миром. И поэтому только Церковь, только те люди, которые имеют духовное зрение, смогут увидеть их, понять их и принять. И не получится, мне кажется, объяснить миру, в чем заключается героизм, высота подвига этих людей. Может, этого даже не стоит делать — стоит показывать те ценности, ради которых они подвизаются, ради которых идут на лишения, ради которых жертвуют собой.

Владимир Снегирев, журналист (в прошлом — военный корреспондент с очень широкой «географией»: Афганистан, Ирак, Сербия и т. д.), историк, участник походов на Северный полюс, в настоящее время — глава издательского дома «Банк Пресс», член Комитета по делам воинов — интернационалистов:

— Если принять, что герой — это человек, совершивший или совершающий благородные поступки, связанные с риском для его жизни, то сам вопрос («Существуют ли герои в сегодняшней России?») выглядит риторическим. Герои существуют везде, где есть человек — так же, как рядом с героями существуют подонки, трусы и негодяи. Две стороны одной медали. Единство и борьба противоположностей. Часть диалектики.

В нашей прошлой жизни — я имею в виду жизнь в Советском Союзе — героизм часто был следствием чьих-то серьезных ошибок, чьей-то халатности. Например, самые первые Герои Советского Союза, полярные летчики, получили свои золотые звезды за спасение челюскинцев, а пароход «Челюскин» был раздавлен льдами у берегов Чукотки, потому что явно не подходил для плавания в столь высоких широтах.

Вообще, в этом смысле Арктика очень показательна. Там примеров героизма — великое множество: советские люди дрейфовали на льдинах, строили на вечной мерзлоте города, погибали от холода на дальних островах, совершали безумные перелеты над Северным полюсом. И мы гордились этими своими героями. Чкалов, Мазурук, Папанин, Кренкель, Ушаков, Урванцев, Аккуратов… Несть им числа!

Я сам в молодые годы с восторгом читал их книги и со многими из этих славных героев даже дружил. И сейчас вовсе не хочу подвергать сомнению их подвиги. Но… Прошло время. Почти никто не живет сейчас ни в Диксоне, ни в Амдерме, ни в Тикси… Нет дрейфующих полярных станций, эвакуированы многие арктические поселки, брошены военные городки. Освоение Арктики оказалось делом неподъемным для нашей страны. Очень и очень дорогим. Американцы и канадцы, умеющие считать деньги, не лезли так глубоко на север, не строили в своей тундре городов, не открывали полярных станций, не летали без особой нужды над Северным полюсом. Оттого у них и героев много меньше.

Это я считаю важным подчеркнуть: чем страна более цивилизованная, тем героев у нее меньше. Чем ценнее человеческая жизнь, тем меньше необходимость совершать подвиги. Ибо подвиг, как и прежде, почти всегда продолжение (или обратная сторона) преступной халатности.

Абсолютный, безоговорочный герой для меня — тот, кто, спасая других, идет под пули или в огонь. Кто жертвует собой ради других. Увы, таких людей с годами не становится меньше, потому что не прекращаются войны, теракты, пожары, техногенные катастрофы и стихийные бедствия. Героев — настоящих, не назначенных «сверху» — поэтому сейчас не меньше, другое дело, что общество не отдает им должного. И это очень прискорбно.

Общество, которое не чтит своих героев, обречено на вымирание.

Мало вручить человеку, совершившему подвиг, «Золотую Звезду» и удостоверение о льготах. Надо, чтобы о нем знали окружающие, чтобы его поступок стал нравственным ориентиром для других.

Я никогда не забуду солнечный летний день в середине 80-х. Мы идем вниз по улице Горького — я и мой спутник Герой Советского Союза Руслан Аушев. Тогда — майор, молодой, усатый, подтянутый. И вся улица оглядывается на этого майора, на его горящую на солнце звезду. Все прохожие. И свет этой звезды отражается на других лицах желанием стать таким же. Героем.

Священник Виктор Лузган, настоятель храма во имя пророка Божиего Илии в Летном городке г. Покровска (Энгельса) Саратовской области, в прошлом — военный инженер-строитель:

— Если подумать о том, что такое героизм, то получится, что героизм — проявление силы души, поступок. Героический поступок — следствие внутреннего нравственного состояния человека. Мы можем рассказать друг другу о случаях того, как обычные люди вели себя в экстремальных ситуациях: кто-то кого-то вынес из огня, кто-то вытолкнул кого-то из горящего автомобиля… Помню, один армянин спас шестнадцать человек из тонущего автобуса — нырял за людьми до тех пор, пока сам не начал тонуть. И когда у него спросили, чем он руководствовался, зачем он с риском для собственной жизни спасал чужие, он ответил, что на его месте каждый поступил бы точно также. Произнес эти слова тот человек совершенно искренне, вовсе не для того, чтобы его похвалили. Просто экстремальные условия послужили толчком к реализации его внутреннего нравственного потенциала. Кстати сказать, отсутствие этого потенциала в подобной ситуации могло бы спровоцировать как раз поступок подлый, жестокий.

Если говорить о современных христианах, христианах неноминальных, о тех, кто действительно стремится следовать за Христом, то каждый христианин — возможный герой. Имеет героическую закваску. И если бы не было героев на Руси, то не восстанавливались бы, не открывались бы храмы, не приходили бы молиться люди в них. Вспомним новомучеников Российских: до того момента, как они проявили себя героями, они были, на первый взгляд, обычными людьми. А ведь священники в 30-е годы шли на приходы, как на Голгофу. Бывало, что настоятели храмов сменялись один за другим: одного — расстреляли, другого — посадили, третьего — расстреляли, четвертого — посадили…

У нас, христиан, одни герои — святые. Люди, которые во многом отличаются от нас — они когда-то увидели Свет, услышали слова Истины и приняли их как правило для своей жизни, никогда не сворачивали с избранного пути, неизменно следуя за Христом. Мы-то все пытаемся схитрить, уловить свое, служим то Богу, то мамоне, а у них все было по-другому. Мы о многих святых знаем по Промыслу Господа, но, безусловно, многие из них от нас сокрыты.

К сожалению, для современного мира, для современной молодежи, герои — это те, кто реализовался внешне. За душой эти «герои» ничего не имеют, но они на вершине, так как сумели стать богатыми, влиятельными, красивыми, сделали головокружительную карьеру — причем их успех заключается в том, что все это удается сделать за счет других. Впрочем, в мире все делается противоположно тому, о чем говорит Евангелие. У христиан же все всегда наоборот: от самой их веры до иконы с ее обратной перспективой. Церковь, Православие — не от мира сего. Ударят тебя по щеке — подставь другую. А мир дает сдачи, любит блеск внешний, не думает о глубине.

Увидеть настоящего героя сложно. Это зависит от накапливания как раз тех самых внутренних ценностей, которые дают возможность человеку совершить героический поступок при необходимости. Я советую своим прихожанам читать жизнеописания подвижников благочестия, еще пока не прославленных в лике святых. Это дает верующему человеку определенный стимул для работы над собой. Он читает, как такой же человек, как и он, терпел скорби, болезни, испытывал холод и голод, как относился к выпавшим на его долю испытаниям — и что-то начинает меняться в жизни читателя.

Священник Александр Ильяшенко, заведующий отделом по взаимодействию с МВД Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, председатель редакционного совета интернет-журнала «Православие и мир», настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва):

— Думаю, что герои на Руси, без сомнения, есть. Но подчас мы этого не понимаем — и потому, что подвиг чаще всего бывает незаметным. Не хочется суживать понятие героизма, ведь героем можно назвать и жену, которая на протяжении долгих лет вытаскивает мужа-алкоголика или сына-наркомана из той пропасти, в которой они оказались… Это героизм повседневной жизни, и примеров тому можно привести великое множество.

Несомненно, существуют на Руси герои-воины, которые терпеливо несут свою нелегкую службу, несмотря ни на что, могут пожертвовать и жертвуют собой ради других людей, иногда совершенно им не знакомых.

Герои существуют, потому что в противном случае мир бы рухнул.

Священник Владимир Каширин, руководитель отдела Саратовской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, настоятель храма во имя пророка Божия Илии г. Саратова:

— Герой — это патриот. Тот человек, который в современной России, несмотря ни на что, любит свою родину и служит для ее блага. Герой — это настоящий воин, который может постоять за свои идеалы, проявить их на деле. Не знаю, много ли сейчас героев, то есть патриотов и настоящих воинов. Скорее всего, нет. И я думаю, что только Православная Церковь может помочь исправить эту ситуацию, привить чувство любви к Родине, показать красоту этого чувства.

Генерал Краснов, герой Первой мировой войны писал, что «государство, которое отказывается от религии и от воспитания молодежи в вере в Бога, готовит себе погибель в материализме и эгоизме. Оно будет иметь трусливых солдат и нерешительных начальников». Для воина необходимо любить Родину не только в силу своей национальной принадлежности или политических убеждений, а просто потому, что это так же естественно, как любить мать или отца. Воина, человека, сознательно подвергающего себя опасности, приносящего свою жизнь в жертву «за други своя», вдохновить на подвиг может только чувство патриотизма.

Священник Андрей Хвыля-Олинтер, кандидат юридических наук, доцент Белгородского государственного университета, проректор по научной работе Белгородской духовной семинарии, ответственный секретарь Комиссии по духовной безопасности Экспертного совета по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными объединениями при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе:

— В словаре русского языка С.И. Ожегова герой определяется как выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек; лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды; предмет восхищения и подражания. Откуда же появляются столь высокие качества? Сами собой или воспитанием, образованием, просвещением, созидательными традициями?

Известны два выражения: «В жизни всегда есть место подвигу» и «Несчастна та страна, которая нуждается в героях». Действительно, потребность в героизме часто возникает в критических ситуациях и требует особой мотивации поступка. Важно, что героический поступок совершает личность, а не индивидуальность (латинская калька греческого слова «атом» — изолированный, отдельный). Бытие здоровой личности характерно любовью, самопожертвованием, сопереживанием, ответственностью по отношению к иному. Личность всегда предполагает духовность.

Потенциально герои в любом народе рождаются до тех пор, пока в нем сохраняется его духовная основа. Если народ духовно гибнет, то и его герои исчезают. Собственно поэтому враги стараются, прежде всего, сломить дух противника. Так, некоторые социальные группы длительное время пытаются сие совершить в отношении народов России. Реально герои появляются при наличии возможности, потребности и желания. Основа героических поступков любых людей — духовная мотивация, лишь она позволяет преодолеть все, даже страх смерти. Героический поступок — всегда подвиг духа.

Если мы ищем источники героизма, то обязательно приходим к духовности, вере и идеалам, определяющим для людей смысл поступков, самой жизни и всего бытия. И тогда становится понятен смысл самого героизма и конкретных героических деяний. Они могут быть яркими, уникальными, потрясающими, но могут быть и обыденными, незаметными, повседневными. Например, часто подвигом оказывалась жизнь христиан в условиях непрерывных и изощренных гонений на них, когда они, вопреки травлям, долгие годы являли любовь ко всем людям и образец своего целомудрия и терпения. Но есть и сонмы великих мучеников, страстотерпцев… Известны духовные подвиги молитвы… Миллионы подвигов совершены воинами, узниками концлагерей, мирными гражданами…

С точки зрения христианства подлинный героический поступок, настоящий подвиг — это обязательно то или иное делание любви в отношении к Богу и ближнему. А ближний, согласно Православию, — любой человек, независимо от его веры, национальности, пола, профессии и других признаков. Подготовка человека к совершению таких поступков возможна только в соответствующей системе воспитания и образования. Благодаря сохранившимся многовековым созидательным традициям люди, потенциально готовые к героизму, в России встречаются.

Православие знает, что самый высший духовный источник героизма — Бог. Господь всегда призывает людей на подвиг, когда этого требует Его безмерная любовь к каждому человеку. Истинный героический подвиг всегда связан со свободой, внешней и внутренней, свободой не только от чего-то, но и для чего-то, свободой воли, духа и любви: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17).

Но бывают люди и народы, отпавшие от Бога — Истины и Любви, в отношении к ним справедливы слова пророка: «И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны» (Ис. 28, 18). Тогда эти люди, народы и страны оказываются несчастными, жизнь их лишается смысла, а любые их внешне героические поступки утрачивают значение в историческом измерении. Вспомним «подвиги» карателей, защищавших ту или иную утопическую или корыстную идею. Страшно рабское подчинение утопии, бесконечно далеко оно от подлинного героизма. Ослепленные фанатики вели людей, народы и страны в пропасть (в том числе и Россию), уничтожили массу своих сограждан. Можно ли считать их деяния героизмом в человеческом смысле?

Возможен ли сейчас реальный массовый героический подвиг в России? Конечно да! Тем не менее в целом по стране стимулы к нему весьма слабы в связи с повальной деморализацией и духовным невежеством большинства наших сограждан, чему способствует много факторов. К ним, в первую очередь, относятся: официальная деидеологизация государства (последствие шараханья от тоталитаризма к беспределу), недостатки системы просвещения, воспитания и образования (недооценка их духовной составляющей), ослабление института семьи (принижение значения отцовства и материнства как таковых), не исправлены исторические несправедливости в отношении наших традиционных созидательных религий, особенно — Православия…

Личности, потенциально готовые к героизму, на Руси не исчезли. Под влиянием созидательных традиций вырастают они в различных социальных слоях. Однако для реального совершения героизма, как вовне, так и внутри человека, требуется сильная духовная мотивация. Поэтому преобладает он среди духовно развитых, а значит, осознанно верующих людей, прежде всего — среди православных, верных (в силу абсолютной позитивности их Идеала). Ибо вера православная зиждется на жертвенности, миролюбии, целомудренности, милосердии, сопереживании, сознательности, ответственности, деятельности, творчестве и общении в любви. Именно эти качества порождают самоотверженность, доблесть, гражданственность и патриотизм. А для России сейчас наиболее актуальны социально значимые подвиги, ибо она остро нуждается в них. Светлое и счастливое будущее России — преимущественно в руках православных героев, несущих миру, природе, государству, обществу, семьям и всем людям христианский свет бескорыстной и всеобъемлющей, деятельной и ответственной любви.

Подготовила Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/20 070 427.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика