Нескучный сад | 28.04.2007 |
Однако «нужды ради и закону пременение бывает». В истории были случаи, когда священнослужители были вынуждены — я подчеркиваю это! — брать на себя попечение о народе. Вспомним роль патриарха Ермогена в преодолении Смутного времени на Руси в начале семнадцатого века: если бы не его послания, не было бы народного ополчения Минина и Пожарского. Почти нашим современником был первый президент Кипра архиепископ Макариос (1913−1977), под руководством которого эта республика обрела независимость. Однако не всегда такое участие священнослужителей в управлении государством было насущной необходимостью, и я бы не стал называть это политической деятельностью.
Что же касается того, должен ли священник говорить о своих взглядах прихожанам, если они его спрашивают, при личном общении, — почему бы и нет? Однако он не имеет права превращать амвон в место политической пропаганды, призывать к каким-либо действиям, высказывать свои политические воззрения во время проповеди. Должна сохраняться та грань, которая отделяет обычный гражданский интерес человека, неравнодушного к тому, что происходит в его стране, от священнического служения.
Александр КАБАКОВ, писатель: Ссоры на политической почве — это нормально
— Политика — это серьезное дело, результат этой работы имеет существенное значение, почему же тут не может быть конфликтов? Это же не погода, не кулинарное искусство. Ведь из-за политики воевали когда-то, на смерть шли, брат на брата, сын на отца. У меня был случай, когда мы поссорились со старым приятелем. Он недоброжелательно отозвался о Церкви (это было расхожее обвинение, что Церковь сотрудничала с советской властью и пр.), я возразил ему, тогда он отозвался оскорбительно. После этой ссоры мы долго не общались. И когда я обдумывал причину этой ссоры, то пришел к мысли, что так проявились наши старые расхождения: он — такой вольнодумец-либерал, человек, увлеченный общественными проблемами, а я не во всем разделяю его взгляды. Политика в данном случае была той гранью, которая отразила разницу нашего отношения к жизни в целом. И это нормально. Хотя с другой стороны, политика может и не интересовать мирного обывателя, занятого своими проблемами. И в этом случае ссор не будет. Политикой занимаются люди с мощным общественным темпераментом или профессионалы.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Пыжах: Не вижу смысла идти на выборы
- Политика, как давно было сказано, — это любовь к Отечеству (от греч. — искусство управления государством). Но эта любовь должна быть связана прежде всего с любовью к Богу. У нас есть два священных понятия: вера и Отечество. Земное Отечество не может быть по-настоящему устроено без нашей первостепенной заботы о небесном Отечестве. Цель подлинной политики, с моей точки зрения, — обеспечить наилучшие условия для того, чтобы максимальное число людей могло прийти к вере.
Сказать, что политика — ничто для христианина, это все равно что сказать: «1917 год и последующие гонения на Церковь нас не касаются. Наше дело — только молиться». Да, любящему Бога все содействует во благо, но мы знаем, что во времена этих гонений явился не только небывалый сонм мучеников, но и небывалое отступничество. Ясно, что испытания, которыми Господь посетил нашу Церковь, не были последними. И это связано с политикой.
На мой взгляд, теперь выборы все более приобретают тот же смысл, что и в советские годы. Можете ходить на выборы, можете не ходить. Не имеет никакого значения. Все подсчитают, как им надо. Об этих манипуляциях постоянно пишет пресса. Участвовать в таких играх — скучное занятие. Был момент, когда казалось, что можно переломить ситуацию. Например, в 1996 году, когда шла речь о сохранении России и реальной защите нравственности. Тогда президентом мог быть избран кандидат от народно-патриотических сил, для которого вопрос противостояния нравственному распаду общества не стоял на периферии. Сейчас я не вижу такой возможности. Разрешения нынешней ситуации «демографического и нравственного кризиса» с помощью выборов не видно.
Николай КОТРЕЛЕВ, завсектором «Литературное наследство» Института мировой литературы РАН: Христиане в ответе за мир
— Я думаю, православному человеку надо быть политически активным. Человек — венец творения, и, следовательно, человечество в ответе перед Богом не только за себя самое, но и за всю Вселенную. Христиане — соль земли. В пределах разумного представления о мире именно на христианах лежит, в конечном счете, ответственность за все, что с миром станет. Как же не заниматься политикой, организацией общего дела всех людей друг перед другом и перед природой?! Все-таки прожить свою жизнь будет более правильно, если понимать, что происходит в мире помимо твоих собственных чувств и мыслей. Ведь политика — не то, что происходит в Госдуме. Это вся общественная жизнь человека. Это то, как ведет себя группа людей, к которой ты принадлежишь, ее отношения с властью. Следовательно, первый долг христиан — бороться за то, чтобы политика ни в коем случае не была «грязным делом». Грязь, которою полна политика внешних, должна оставаться у границ христианского мира, христианский политик не имеет права пятнать ризы Церкви. Но и чураться работы в грязи мы не имеем права, иначе мы отдаем наше потомство в разврат лежащего во зле мира.
Олеся НИКОЛАЕВА, поэт, прозаик, эссеист, доцент Литературного института им. Горького: Право на гражданское неповиновение
— Если у человека есть гражданское самосознание, то почему бы ему не отстаивать свои политические взгляды, тем более если за ними стоят религиозные убеждения. Часто во время встреч с читателями мне задают вопросы, имеющие политическую окраску. Однако для меня как для верующего человека всякая политическая дискуссия сводится к положению Церкви при той или иной системе власти. Именно эта проблема является центральной, а все остальные вопросы общественно-политической жизни группируются вокруг нее и решаются исходя из нее.
В этом понимании политики мои друзья являются моими единомышленниками. Но вот в дискуссиях, которые ведутся на некоторых общественных площадках — на телевидении, в радиоэфире, на «круглых столах», я подчас сталкивалась с оппонентами, которые не то чтобы даже придерживались иной точки зрения, но выражали совершенно другую ментальность, с другими базовыми установками и понятиями. И с ними мне было очень трудно полемизировать, потому что надо было каждый раз расшифровывать, что они имеют в виду под тем или иным термином. Что они имеют в виду под словом «народ», «демократия», «Запад» и так далее. А кроме того, я всегда очень горячо реагирую на антицерковные выпады — тут срабатывают какие-то мои «болевые точки», и мне кажется, что в воздухе начинает припахивать этим гнилым запашком большевизма…
Я полагаю, что поскольку члены Церкви являются еще и гражданами своей страны, то ничего нет предосудительного в том, что они могут интересоваться политикой и общественной жизнью, ходить на выборы, поддерживать ту власть, которая не наносит вреда Церкви, и, напротив, противостоять властям в тех случаях, когда они посягают на свободу и религиозную совесть верующих, когда они насильственным образом пытаются заставить христианина отречься от Христа или вступить на путь греха. В этом случае нам позволительно оказать этим властям гражданское неповиновение, как это сказано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.
Владимир ЛЕГОЙДА, главный редактор журнала «Фома»: Вопросы добра и зла решает не политика
— К сожалению, конфликты на политической почве возможны и сегодня, поскольку не у всех людей есть общая позиция по самому главному вопросу: духовно-нравственному. Между тем политика не та сфера, где решаются вопросы добра и зла, а прежде всего сфера взаимодействия государства и общества. И когда объясняешь это своим оппонентам, накал политического спора обычно снижается. Священник причащает из одной Чаши членов самых разных партий, если они исповедуются и подходят к Святым дарам с сознанием собственной греховности. И со стремлением к исправлению. И когда здесь у людей есть согласие, то для них уже ничто иное не может быть поводом для фатального конфликта. И наоборот, если мировоззрение человека определяют только — или прежде всего — его политические взгляды, то у него могут быть серьезные конфликты с оппонентами.
Однажды я был свидетелем, когда кто-то из политиков спросил одного из наших иерархов, почему Церковь не поддерживает его политическую партию, ведь ее фундамент строится на консервативных, здоровых началах. На что прозвучал ответ: «Церковь не может поддерживать какую-то конкретную партию, но она с радостью принимает всех, кто в нее приходит». Потому что Церковь создана Христом, Который был открыт для всех. Таким образом, Церковь — это та сила, которая помогает обществу решить нравственные вопросы, и если они решены, то вопрос политических разногласий снимается в рабочем порядке, не нанося серьезного морального урона никому из спорящих.
Алексей УЛЬЯНОВ, начальник управления по контролю и надзору в промышленности, строительстве, металлургии и рудно-сырьевом комплексе Федеральной антимонопольной службы: Не быть бессловесным бараном
— Христианину обязательно надо заявлять о своих политических убеждениях, потому что политика — это то, что объединяет людей. Если человек уходит от участия в общественной жизни, он ведет себя как бессловесный баран. Мне случалось ссориться с людьми из-за расхождения в политических взглядах. Причем среди тех, кто переставал со мной общаться, узнав о моих политических убеждениях (я член партии «Яблоко»), были православные. Нетерпимые к чужим политическим взглядам есть везде: и среди коммунистов, и среди демократов, либералов, социалистов…
Анна ДАНИЛОВА (ЛЮБИМОВА), старший преподаватель филфака МГУ им. М. В. Ломоносова, главный редактор интернет-журнала «Православие и мир»: Политику — в социальное русло
- Сложно провести границу между тем, что имеет отношение к политике, а что нет. Когда в магазине перед тобой в очереди старик пересчитывает монетки — «хватит — не хватит на продукты?», когда многодетная мама, дождавшись с работы мужа, бежит подрабатывать уборщицей в соседнюю школу, когда в больницах нет крови для переливания, — это все политика или нет? Те вопросы, которые мы называем политическими, глубоко связаны с вопросами социальными. И меня как православного человека не может не волновать, что станет с земным Отечеством. Можно высокомерно сказать: «Политика — дело грязное, неправославное!» Однако политические методы могут решить многие задачи. Сколько у нас фондов, собирающих деньги для больных детей! Но ведь не для всех! А ведь если бы, например, нашлись те, кто смог бы провести в жизнь законы, позволяющие увеличить пособия пенсионерам или инвалидам получать бесплатную медицинскую помощь, то помочь получилось бы всем. Так что политика — это еще одно звено в бесконечной цепи предметов, которыми можно творить добро, а можно совершать зло.
Капитолина КОКШЕНЕВА, доктор филологических наук, заведующая отделом критики журнала «Москва»: Время, когда из-за политики рушились семьи, прошло
— Думаю, что сегодня острого разногласия на политической почве, доводящего до разрыва между близкими людьми, быть не может. Времена, когда после выборов сын-коммунист, а родители — сторонники Жириновского долго не общались друг с другом, прошли. На мой взгляд, объясняется это тем, что, во-первых, партии не выполняют заявленные программы, во-вторых, нет ярко выраженной идеологической и политической индивидуальности ни у одной из партий, и в-третьих, мы никогда не знаем, что происходит в партиях на самом деле. СМИ не описывают реалий истинной партийной жизни, а занимаются лишь вздуванием имиджа партий перед выборами. Если это так, то может ли это быть поводом для серьезных разногласий, тем более с близкими людьми?
http://www.nsad.ru/index.php?issue=40§ ion=15&article=621