Новые Известия | Артем Опарин, Александр Минеев | 27.04.2007 |
Все началось с того, что еще в сентябре 2004 года мэр небольшого итальянского городка Дреццо с населением в 1 тыс. человек на границе со Швейцарией запретил одной из местных жительниц носить хиджаб и оштрафовал ее. 34-летняя Сабина Варрони в середине 1990-х годов вышла замуж за марокканца и приняла ислам. В 2003 году она совершила хадж и с тех пор ходит на аравийский манер с полузакрытым лицом. На ее беду в деревне проживают еще четверо мусульманок, однако они не так строго соблюдают религиозный стиль одежды. Что понравилось местным властям, которые посчитали: раз остальные могут обходиться без хиджабов, то пусть и Сабина «не выделяется».
Спустя три года министр внутренних дел Италии Джулиано Амато вспомнил об этой давней истории и, видимо, находясь под впечатлением недавних волнений во Франции, выпустил директиву рекомендательного характера, в которой четко говорится: нет хиджабам и паранджам в итальянском обществе.
Итальянцы, таким образом, грозят последовать самому радикальному примеру решения «проблемы хиджабов» — голландскому. В прошлом году правительство Нидерландов запретило любое появление на улице в мусульманском одеянии. Более того, в некоторых городах женщин, которые закрывают свое лицо, могут вовсе исключить из социальной жизни. Например, городской совет Утрехта уже объявил, что не будет выплачивать пособие по безработице тем представительницам «слабого пола», которые приходят на собеседование с потенциальным работодателем в хиджабах. Напомним, что первой страной, еще три года назад на общенациональном уровне поднявшей вопрос о хиджабах, была Франция. С тех пор в здешних школах запрещено ношение этой одежды.
А вот на экзаменах в Свободном университете Брюсселя существует процедура подтверждения личности, когда студентку-мусульманку просят за ширмой в присутствии только женщин временно открыть лицо. В принципе в Бельгии закон не запрещает носить даже полное женское мусульманское облачение (никаб). Но это очень редкое явление. Правда, продолжается общественная полемика, связанная с усилившимися после 11 сентября 2001 года требованиями безопасности.
В марте верховный суд Великобритании запретил школьницам носить на занятиях никаб и дал право школам самим разрешать или запрещать джильбаб — длинное до пят мусульманское платье — вместо принятой школьной формы. Что касается хиджаба (закрывающего только волосы и шею), то отношение к этому широко распространенному атрибуту одежды в большинстве европейских стран в целом пока либеральное. Недавно глава МВД Германии Вольфганг Шойбле решительно выступил против никабов, но о хиджабах сказал, что запрещать их — не дело политиков и властей.
По мнению многих наблюдателей, терпение европейцев, которые всегда славились своим толерантным отношением к разным религиям и культурам, начало заканчиваться после терактов в Нью-Йорке. А когда в начале 2006 года в мире гремел скандал с карикатурами на пророка Мухаммеда, европейские лидеры уже открыто перешли в наступление. А это неизбежно вызывает ответную реакцию в исламском мире. Как заявил «НИ» шеф московского бюро арабо-иранского телеканала «Аль-Алам» Абдалла Иеса, нынешняя политика Европы не приведет к сближению двух совершенно разных культур. «Главы европейских держав постоянно декларируют, что хотят вести диалог с мусульманским миром, однако при этом поступают так, что ни о каком диалоге не может быть и речи», — подчеркнул г-н Иеса.