Патриархия.Ru | Михаил Моисеев | 26.04.2007 |
Под сводами храма звучат стихиры преподобного Иоанна Дамаскина, написанные им в VIII веке. Прислушаемся к этим строкам. «Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо? Все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений: одно мгновение — и смерть все отнимает», — обращается к нам из древности святой песнотворец. «Житейская слава» усопшего президента Б. Ельцина была велика; его знали, его узнавали, даже подражание его голосу стало одним из самых популярных «ходов» артистов эстрады. И — «все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений».
Но «все человеческое, что не остается после смерти, — ничтожество: не остается (с человеком) богатство, не сопутствует (ему) слава. Только придет смерть — и все это исчезло». Досужие журналисты уже принялись рассуждать о перспективах семьи покойного наследовать его имущество и оценивать масштабы этого имущества. Оставим это на их совести. Обратимся к молитвам Церкви, пытаясь представить то самое ино-бытие, о котором мы задумываемся не так часто, но которое подступает к нам так близко — как раз в моменты смерти наших родных и близких.
«Где привязанность к миру? Где мечты о скоропроходящих (благах)? Где золото и серебро? Где множество шумных слуг? Все — прах, все — пепел, все — призрак». О чем мог мечтать покойный — трудно теперь судить. Его судьба изобиловала достижениями, взлетами и падениями политической карьеры, его окружало поистине «множество шумных слуг», многие из которых вряд ли придут отдать дань покойному. Так уж складывается жизнь. И так нас разделяет смерть.
«Я плачу и рыдаю всякий раз, как помыслю о смерти и увижу лежащую во гробу созданную по образу Божию красоту нашу безобразной, бесславной, не имеющей (никакого) вида. Какое чудо! Что за таинственное явление с нами? Как предались мы разложению? Как соединились со смертью? Воистину это, как сказано в Писании, по повелению Бога, дающего упокоение ушедшему (от нас)».
Плакать и рыдать сейчас не модно. Не принято демонстрировать свою слабость — слабый человек не может быть успешным человеком. А успех стал эквивалентом добродетели в наше время. Но — вот, лежит в гробу тело человека, которому невозможно было отказать при жизни в успехе. И почему-то вся успешность отступает на второй план перед этой простой картиной: гроб посреди храма и икона Воскресения Христова перед ним.
В эти последние перед погребением минуты Церковь призывает всех, кому небезразлична судьба усопшего: «Придите, братья, и, благодаря Бога, дадим усопшему последнее целование: у него нет больше родных, и он идет ко гробу, не заботясь более о суетном и о плоти, подверженной страстям. Где ныне родственники и друзья? Вот уже разлучаемся. Помолимся же, да упокоит его Господь».
О роли покойного уже сейчас разгораются нешуточные споры. И этим спорам не будет конца, если только в рассуждениях не принимать во внимание христианское понимание жизни и смерти. Во многом подобные разногласия в оценках объяснимы — те, кто высказывает их, упускают из виду главное: «Воистину всё суета всяческая, жизнь — тень и сон: ибо всуе мечется всякий рожденный на земле. Как говорит Писание — когда приобретем весь мир, тогда вселимся во гроб, где все вместе — и цари, и нищие».
И в этом нет преклонения перед «слепой судьбой»; христианство вообще не знает понятия «судьба». В этом нет фатализма; для верующего человека нет ничего невозможного: «Вся могу о укрепляющем мя Христе», — говорит апостол Павел. В этом — трезвый и нелицемерный взгляд на самого себя, на жизнь и смерть. И, если только попытаться взглянуть на личность покойного с этой точки зрения, тогда, может быть, поменяется наше отношение к усопшему и к тому, чем запомнился Борис Ельцин при жизни. И мы сможем, отвлекшись от неизбежно пристрастного взгляда на его личность, помолиться об упокоении новопреставленного раба Божия Бориса.
А пока факт остается фактом: на протяжении более чем ста лет руководителей нашего государства провожали в «путь всея земли» самыми разными способами — под артиллерийский салют, под пение «Интернационала», погребая их в стенах Московского Кремля или вообще лишая погребения. Похороны Бориса Ельцина — это проводы усопшего, совершенные по правилам христианской Церкви. «Чужая душа — потемки», — так говорят. Не нам судить о том, каким христианином был покойный. Но Господь, судящий нелицемерно, даровал ему возможность получить то церковное напутствие, о котором каждый из нас молится на богослужении, когда просит у Бога «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны».
Такие впечатления остаются от церемонии прощания с человеком, который при жизни был наделен огромной властью, обладал многими почетными титулами и званиями, но который уходит из этого мира с единственным званием, вселяющим в сердца его родных и близких надежду — «раб Божий».
А еще останутся в памяти пасхальные песнопения. Радость о Воскресшем Христе Спасителе, Которому в эти светлые дни Церковь взывает: «Хотя и во гроб Ты, бессмертный, сошел, но адову силу Ты разрушил и воскрес, как победитель, Христос Бог, возвестив женам мироносицам: радуйтесь! Твоим апостолам даруя мир и падшим подавая воскресение».