Русская линия
Православие на Дальнем Востоке В. Тукиш25.04.2007 

Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова)

Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) вошёл в историю как просветитель, миссионер, проповедник, крупнейший ученый, учитель и патриот России ХIХ века. Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсевиевич Попов) (1797−1879), родился в селе Ангинское Качугской волости Верхоленского уезда Иркутской губернии, расположенного в 270 верстах от города Иркутска, в крестьянской семье, глава которой был пономарём в местной церкви. Лишившись отца в 1803 году, Иван воспитывался до девяти лет в семье, исполняя вместо отца обязанности пономаря, а в 1806 году был отдан родственниками на обучение в духовную семинарию г. Иркутска.

Фамилию Вениаминов семинарист Попов получил в 1814 году от нового ректора семинарии в знак поощрения и в память об архиепископе Иркутском Вениамине (Багрянском) (1798 — 1814 гг.). Сохранились документы о годах учёбы Вениаминова в духовной семинарии, свидетельствующие о том, что это время жизни будущего святителя было наполнено не только отличной учёбой и работой, но и физическими лишениями и трудностями, сопряженными с бедностью семьи и проживанием Ивана в семинарском общежитии (бурсе). Однако, врождённая любознательность, трудолюбие, строгая личная дисциплина, добродетельное поведение позволили Ивану Попову-Вениаминову за период обучения в семинарии освоить курс не только богословских дисциплин, но и прикладных наук, путём самообразования изучить географию, химию, архитектуру, картографию. В это же время он научился столярному, кузнечному, ювелирному мастерству. А занятия механикой позволили ему впоследствии изготавливать механические часы и музыкальные инструменты. Продолжение учёбы в Московской духовной академии, куда Вениаминов был направлен по окончании семинарского курса, стало затруднительным в связи с женитьбой на дочери священника иркутского кафедрального собора Екатерине Ивановне Шариной. 13 мая 1817 года Вениаминова рукополагают в сан дьякона, а 18 мая 1821 г. — в сан священника Градо — Иркутской Благовещенской Церкви. Первая в истории отечественного образования церковно-приходская школа была основана священником Иоанном Вениаминовым в городе Иркутске в 1821 году. Школа находилась при приходе, занятия проводились по воскресным дням перед литургией в помещении церкви. Уроки начальной грамоты, Закона Божия и основ христианской нравственности посещали дети из разных семей от 3 до 16 лет. Как правило, родители оставались во время занятий вместе с детьми, таким образом, учениками этой церковно-приходской школы были и дети, и взрослые. Занятия в местном храме стали начальным педагогическим опытом будущего миссионера, а для церковной жизни города Иркутска это нововведение связывалось с именем иерея Иоанна, который стал любимцем прихожан не только своего храма, но и всего города «за небывалое в Иркутске пастырское дело». В 1823 году в Иркутскую епархию поступил указ Священного Синода, предписывающий в соответствии с договором с Российско — Американской компанией направить на Аляску сроком на пять лет священников — добровольцев. У священника Градо-Иркутского Благовещенского храма Иоанна Вениаминова первоначально не было желания и потребности отправляться на службу с семьёй в дальние края. Однако в короткий срок его отношение к поездке в далёкие земли меняется, и он даёт согласие на переезд. Биографы святителя одним из главных факторов, оказавших воздействие на принятие им решения о службе в Русской Америке, называют влияние купца Федора Крюкова, прожившего на Аляске сорок лет и, будучи в Иркутске, горячо убеждавшего его отправиться на Уналашку. Вместе с тем, в дневниках Иоанна Вениаминова было написано: «Но я был глух к его рассказам, и ни один из аргументов не затронул меня…». Впоследствии митрополит Иннокентий (Вениаминов) обратил внимание на то, что изменившееся решение можно объяснить не иначе, как прямым и явным Божиим вмешательством в течение его земной жизни. В 1863 году в автобиографической записке «Поправки к статье: черты для будущей биографии» святитель писал: «Пусть мой пример будет новым доказательством той истины, что от Господа исправляются пути человека, и что все мы, служители церкви Его, ничто иное, как орудие в руках Его. Ему угодно было назначить мне поприще служения в Америке, — и это исполнилось, не смотря даже на противление воли моей».

Прибыв с женой, годовалым сыном Иннокентием, матерью и младшим братом Стефаном в начале 1824 года на Аляску, Иоанн Вениаминов начал священническое служение среди коренного населения, общаясь при помощи переводчиков. Первоначально семья поселилась в землянке, подобной тем, в которых проживало местное население (алеуты), однако вскоре отец Иоанн построил для своей семьи деревянный дом, положив начало строительству деревянных домов среди алеутов.

Приход священника Иоанна Вениаминова состоял из 60 малых островов, расположенных на рубеже Берингова моря и Тихого океана. Десятилетнее служение он начал на острове Уналашка, — самом главном, безлесом острове Алеутского архипелага, окутанном вечными туманами вулканического происхождения. К моменту прибытия Вениаминова многие жители островов были уже крещены. Первые шаги русского православия в Америке были предприняты в 1793 г. учреждением северо-американской православной миссии на острове Кадьяк, куда были направлены первые русские миссионеры, иноки Валаамского монастыря. Однако первые русские миссионеры ограничивались, как правило, первоначальным христианским просвещением местных жителей и их крещением. Дальнейшее просвещение было затруднено рядом факторов — отсутствием храмов и часовен, школ, языковым барьером, не позволяющим алеутам напрямую, без переводчиков общаться со священником, непониманием местным населением основ христианского учения и богослужения.

Знакомство с местным населением началось со строительства первой церкви и налаживания взаимоотношений с жителями острова. Однако это дело оказалось нелегким, так как никто из алеутов работать не умел. Иоанну Вениаминову приходилось привлекать местных жителей к освоению ремесел, которыми он владел сам: обучать плотницкому, столярному, слесарному, кузнечному делу, изготовлению кирпичей и их кладке. Престол, иконостас и орган для церкви были изготовлены самим Вениаминовым, им же производилась внутренняя отделка. 29 июня 1826 года церковь была освящена во имя Вознесения Господня.

В течение нескольких месяцев, совершая переезды с острова на остров и, проповедуя среди алеутов и другого населения, священник, на своём опыте убедился в том, как сложно вести просвещение через переводчика (толмача), а еще труднее найти для этой цели глубоко верующего человека. Данные обстоятельства побудили его изучить алеутский язык, особенно трудный по произношению «для того, чтобы истины веры Христовой передать алеутам их родными звуками» и приступить к созданию национальной алеутской письменности, которой до ХIХ века не существовало.

Составление им алфавита алеутско-лисьевского языка на основе кириллицы, словаря, послужило началом обучения грамоте детей и взрослых. Для самого священника открылся полный простор общения, а для народа создание письменности стало важным событием и отправной вехой в развитии его национального самосознания. На территории Русской Америки, Иоанн Вениаминов освоил шесть языков местных племен, обучая ремеслам и земледелию. Всё это способствовало его успехам в распространении христианства. Осознавая необходимость духовного просвещения местных жителей, совместно с толмачами из алеутов и креолов священник активно занимался переводами духовно — нравственной литературы. В результате многолетней работы к тридцатому году ХIХ века Священному Синоду были представлены первые переводы на алеутский язык следующих книг — Священной истории, Катехизиса, Евангелия от Матфея, Букваря и ряда богослужебных текстов, которые разрешены к употреблению в качестве учебных пособий.

Наряду с выполнением церковных служб, священник Вениаминов начал проводить систематические наблюдения за приливами и отливами, приступил к всестороннему исследованию островов: климата, растительного и животного мира, быта, нравов и языка местного населения, их верований и фольклора. Во время своих поездок на Прибыловские острова Вениаминов вел наблюдения над естественным приростом морских котиков. Хорошо изучив фауну островов, он составил таблицу, из которой следовало, сколько животных можно убивать каждый год, чтобы не уменьшать общего количества морских котиков в прибрежных водах. Эти указания были адресованы русским промышленникам с целью сохранения природного баланса местной флоры и фауны. Различные антропологические, этнографические, географические и метеорологические описания были собраны в трехтомный труд «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840г.) и принесли ему мировую известность.

К концу 10-летней миссионерской деятельности (1824−1834 гг.) будущего святителя Иннокентия на Уналашке были открыты: церковно-приходское училище для мальчиков, существующее с 1825 года, с 22 учениками, которых он не только обучал лично, но и самостоятельно составлял для них учебники; дом для сирот; больница со стационаром на 8 человек; 3 магазина; деревянная церковь; часовня; а также отстроено 10 деревянных домов. В течение этого времени он обратил в христианство всех жителей острова.

Успех миссионерско — просветительской деятельности Вениаминова во многом обусловлен тем, что будущий святитель, прежде всего, шел не по пути обучения русскому языку и культуре, своеобразному «орусиванию» тех племен, где проповедовал. Вениаминов предпринимал усилия по достраиванию элементов, не хватающих для полноценной культурной и духовной жизни малых народов, используя для этого уже имеющуюся уникальную, пусть и примитивную, местную культуру. Специфика просветительской деятельности Вениаминова заключается в христианизации аутентичной культуры народов Севера, которые не имели собственной письменности. По признанию самого святителя, создание письменности и грамматики алеутско-лисьевского языка более востребовано учёными-лингвистами, чем местными жителями. Однако слова молитв на родном языке были восприняты жителями островов буквально со слезами на глазах.

С 1834 по 1839 гг. Иоанн Вениаминов продолжил миссионерскую деятельность в Северной Америке на острове Ситха (современное название Ситка) (порт Новоархангельск), куда он прибыл вместе с семьёй, священником соборной церкви Архангела Михаила. Служение он посвятил просвещению другого коренного народа, северо — американского (индейского) происхождения — колошей. Этот народ значительно отличался поведением, культурой и даже внешними данными от алеутов. Красивые, гордые и самолюбивые, отличавшиеся храбростью и независимым характером, воинственные колоши не нуждались в общении с православным миссионером. После нескольких лет служения Вениаминова, который «терпеливо выжидал добровольного вызова креститься», в том числе, лично проведенном оспопрививании в период массовой эпидемии в 18 году, колоши постепенно обратились в православие. В период пребывания на Ситхе вел интенсивную научную работу над этнографическим трудом «Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско — американских, с присовокуплением Российско — колошенского словаря», который он посвятил Императорской Академии наук. За время строительства храма, на основе знаний, полученных священником в процессе общения, им был сделан перевод на колошенское наречие Воскресных евангелий, части текстов из Апостола и основных молитв.

На Аляске у Вениаминовых родилось восемь детей, трое из которых умерли в младенчестве. Супруга Иоанна Вениаминова скончалась в 1839 году в период его кругосветного путешествия в Петербург. С этого времени заботу о шести детях Вениаминова берут на себя высокопоставленные светские и духовные особы Петербурга, т.к. по благословению митрополита Филарета (Дроздова) протоиерей Иоанн Вениаминов принимает монашеский постриг с именем Иннокентия. На следующий день после пострига Вениаминов был возведён в сан архимандрита, 15 декабря 1840 года, в сан епископа Камчатского, Алеутского и Курильского с кафедрой на Аляске, на острове Ситха. Выделение отдельной административной единицей русской православной церкви Камчатской Епархии сделалось возможным с появлением личности такого масштаба, каким являлся к тому времени епископ Иннокентий. Неслучайно, прибытие епископа Иннокентия на вновь созданную кафедру совпало по времени с утверждением Императором Николаем I нового устава Русско-Американской компании, который предусматривал особое внимание к местному населению Русской Америки и всячески поощрял распространение среди них образования.

С 1850 по 1867 год Иннокентий (Вениаминов) трудился на Северо-Востоке России уже в сане архиепископа, перенеся в 1853 году епископскую кафедру с острова Ситка в город Якутск. Перевод центра епархии с островной территории на материк был обусловлен рядом факторов и, за несколько лет до официальной продажи Аляски Россией Америке, предвосхитил события конца 60-х годов XIX века на востоке России. Впоследствии, своё положительное отношение к продаже Аляски в 1867 году, Вениаминов комментировал как соображениями пользы распространения православия в Америке местными жителями, а не приезжими миссионерами, — с одной стороны, а другой аргумент касался поддержания целостности материковой части крайнего Северо-Востока России в период агрессивной политики юго-восточных соседей в отношении приамурских российских земель.

Рассматривая жизнь и деятельность святителя Иннокентия Вениаминова в контексте социокультурной обстановки в России конца ХVIII-ХIХ веков, следует назвать её основные факторы. К таковым относятся следующие:

— проведение реформы светского и духовного образования в 1803—1808 гг., когда впервые была разработана концепция государственного характера российского образования, обеспечивающая единое образовательное пространство, в основание которой были положены принципы бессословности и преемственности учебных программ;

— патриотический и духовный расцвет просвещения, где доминировала идея реформирования системы образования в духовных учебных заведениях, существовавшей до 1867 г. и повлекшей впоследствии организацию Киевской, Петербургской, Московской и Казанской академий;

— сложная социально-экономическая обстановка в области внутренней и внешней политики России обусловленная Великой отечественной войной 1812 г., русско-иранской войной 1826−1828 гг., русско-турецкой войной 1828−1829гг., Крымской войной 1853−1856 гг., восстанием декабристов 1825 г., продажа Аляски в 1867 г., приведшая к актуализации проблемы сохранения единства восточно-материковой части России.

Анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод о том, что в эпоху великих реформ святитель Иннокентий (Вениаминов) был в курсе всех общественно-политических проблем России, принимал заинтересованное участие в обсуждении проекта первого сибирского университета, будучи митрополитом, настаивал на совершенствовании системы духовного образования, имел по многим острым вопросам собственное аргументированное мнение, весомо его отстаивал. С мнением святителя Иннокентия (Вениаминова) считались государственные деятели, например генерал-губернатор Камчатки Н.Н.Муравьёв, и церковные иерархи- митрополит Московский Филарет (Дроздов), с которым Вениаминов 26 лет состоял в переписке.

Характеристика места и значения просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в его церковно-государственном служении позволяет назвать в качестве основных её компонентов — открытие духовно — учебных заведений (воскресных и церковно-приходских школ, семинарии); его собственную педагогическую деятельность, выражавшуюся в организации учебно-воспитательного процесса и преподавании, в обучении и воспитании собственных детей и учащихся народных школ; написание не только научных трудов, но и книг, статей, писем, посвященных вопросам педагогики и образования «Духовенство и народное образование», «Записка о детском воспитании», «Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества; переписку с родными детьми, их воспитателями и многими известными людьми эпохи; естественнонаучную, этнографическую и филологическую исследовательскую деятельность, составление грамматики алеутского языка для дальнейших научно-лингвистических исследований; определение приоритета церкви в образовательном процессе; возведение храмов и часовен как важный метод просветительской деятельности и христианского воспитания; отношение к проповеди как педагогическому методу; построение системы педагогических идей относительно религиозного образования детей; отношение к священству не только как к жречеству, но и как к учительству; христианское обучение и воспитание взрослых людей; позитивное отношение к женскому образованию в России.

Анализ содержания педагогических идей Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта в исследовании показал, что педагогические идеи святителя являются составной частью его духовного наследия и образуют систему, содержащую цель образовательно-культурной деятельности, методы ведения миссионерского и просветительского служения, специфические воспитательные средства, используемые в этом служении, такие как церковная проповедь, постройка храмов, перевод богослужебных текстов и молитв на местное наречие, особая система поощрений и наказаний. Педагогические идеи святителя Иннокентия связаны с православным воспитанием детей в семье и школе, организацией системы духовного образования в России, православной миссией среди коренного населения Северо-Востока России и Аляски, а также особенностями христианского просвещения малых народов, не имеющих собственной письменности.

Определяя значение и возможности использования педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в современной российской культурно-образовательной традиции, следует отметить обозначенное в исследовательских трудах и практической деятельности святителя различие понятий «миссия» и «просвещение». Являясь методами церковно-педагогической деятельности, миссия и просвещение отражают особенности взаимоотношений просветителей и просвещаемых народов. Миссия призвана быть начальным этапом, составной частью просветительской деятельности. Установление первых контактов с местным населением, проповедь христианского учения на понятном народу языке, которая зачастую осуществляется через переводчиков, подготовка к принятию таинства крещения и собственно крещение нехристианского населения являются составными компонентами миссионерской деятельности. Дальнейшая деятельность, главная цель которой — наставление и научение новому образу жизни, исследуется уже в большей степени как просветительская.

Использование педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского в современном образовательно-культурном пространстве предполагает учёт социокультурного контекста проводимой просветительской деятельности, может быть востребовано в районах совместного проживания различных этнокультурных и конфессиональных групп, местах массовой миграции инокультурного для России населения (таких как, например, территория Дальнего Востока, Забайкалье), что будет способствовать процессу интеграции названных групп в социокультурное пространство России с одновременным сохранением самобытности народа в российской культурной традиции.

Вклад духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского в формирование российской культурно-образовательной традиции заключается в: создании новых типов учебных заведений, таких как церковно-приходские школы; разработке концептуальных идей о развитии женского образования в России, о реформировании системы духовного образования; осуществлении принципиально нового для русского миссионерства типа просветительской деятельности, создании механизма дополнения недостающими элементами уникальных, но примитивных, местных культур народов Крайнего Северо-Востока России; христианизации аутентичной культуры народов Севера, не имеющих собственной письменности.

Из автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

http://www.pravostok.ru/ru/journal/jhistory/?id=290


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru