Фома | Юрий Бондаренко | 25.04.2007 |
Вот и сегодня, упоенно бичуя наше недавнее «безбожное» прошлое, СМИ любят повторять фразу о «духовном возрождении». Но, как гласит восточная поговорка: «Если кричать: „Халва! Халва“, то от этого во рту слаще не станет».
Конечно, сегодня восстанавливаются старые и возводятся новые храмы. Сегодня (и слава Богу!) мы можем соприкоснуться с богатейшей и разнообразнейшей духовной и философской литературой… Однако попробуйте только хотя бы поверхностно сопоставить то, что несли зрителям и читателям отечественные кино- и телеэкран и массовые издания каких-то 12−15 лет назад с тем, что они несут сегодня. Поймите меня верно, в этих беглых строках я ничего не сужу — суд на бегу вообще дело неблагодарное. Просто мне последнее время все чаще думается, что эмоциональный фон и многие ценности СМИ «безбожных» лет, как это ни парадоксально, были, возможно, ближе к иным традиционным христианским, да и мусульманским ценностям, чем те, которыми неустанно потчуют нас в эру «духовного возрождения России». И дело тут не в ностальгии о прошлом, которое, как известно, «не вернуть назад».
Возьмите только изображение зла, насилия, настойчивое внедрение в сознание народа «нормальности» гомосексуализма, ПОВСЕМЕСТНОЕ проникновение порно (я здесь не о «Плейбое», «Пентхаузе», ночных телепрограммах и эротических театрах, а о том, что с недавних лет демонстрация гениталий и голых задов стало таким признаком «хорошего тона» и умения шагать в ногу со временем, каковой еще недавно была демонстрация своей приверженности марксизму и пролетарскому интернационализму). Возьмите смакование крови, вплоть до хладнокровной демонстрации наготы и язв раненых и беззащитных от телекамер мертвых, порою полностью и вызывающе обнаженных, тел?
Что стоит за всем этим? Уж не хотят ли крестные отцы наших СМИ уподобить нас римскому плебсу, жаждавшему лишь «хлеба и зрелищ»? И не уместно ли, хоть иногда, отбросив витиевато-многоумные разговоры об «атеизме» или «сути веры», взглянуть непредвзято на изменение наклона оси каких-то глубинных основ нашей культуры, которые не умещались (и, пожалуй, продолжают не умещаться) в рамки тех или иных конкретных «измов» и даже целых конфессий?
И не может ли статься так, что и все возводимые и реставрируемые храмы, все духовные, философские и просто дышащие живой мыслью, статьи, журналы, и книги — всего лишь светлая пена на поверхности разливающегося повсюду, темного потока, чуждого по своей сути не только недавним «коммунистическим», но и собственно христианским, и прежде всего православным, ценностям?
Как-то ненароком из меня выплеснулись строки:
О Духе глаголете пылко.
И все же не спрятать концов
Сегодня духовность — подстилка
Словесного блуда дельцов.
Верны ли они? Если «да», то в чем? И как отличить сегодня Подвижников Духа от торговцев Духовностью? И к какому храму ведет дорога реформ (трансформаций) в деликатнейшей сфере человеческой души?
Юрий Яковлевич БОНДАРЕНКО, кандидат философских наук преподаватель Кустанайского Государственного Университета