Новые Известия | Михаил Поздняев | 24.04.2007 |
Теперь всем этим спорам положен конец. В документе, изданном Международной богословской комиссией и утвержденном Папой Римским, говорится, что «концепция Лимба слишком ограниченно трактует идею спасения», «не отражает особой любви Христа к детям» и того, что «милость Божья превосходит грех». А посему отныне считается, что души некрещеных младенцев пребывают в раю. Эксперты подчеркивают, что все эти мысли Папа высказывал не раз еще в бытность кардиналом Иозефом Ратцингером. «Новая прописка», которую он дал младенцам, связана, в частности, с его решительной борьбой с абортами: тем самым грехи матерей-убийц во много раз отягчаются.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский в этой связи отметил, что «благодать верующий получает в таинствах Церкви. Однако сам Бог этими таинствами не связан и может вести спасение иными путями».
Представители других конфессий в своих комментариях более осторожны. Пожалуй, только мусульмане открыто приветствуют новшество Ватикана. И то потому, что, по словам заместителя главы Совета муфтиев России Дамира Гизатуллина, «в исламе считается, что, если ребенок умер в младенческом возрасте, он попадает в рай безо всяких ограничений». Глава московского представительства Буддийской традиционной сангхи Санжей-лама указал на то, что понятие «душа» все толкуют по-разному: «По учению буддизма, карма ребенка, который умер, не достигнув сознательного возраста, зависит от кармы родителей». А замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что в РПЦ никто не рискнет точно «определить, где находятся души умерших некрещеных младенцев… Это тайна, которая вряд ли доступна нашему пониманию».
Не лишним будет напомнить, что ранние христиане всегда принимали крещение в сознательном возрасте: подразумевалось, что младенцы не могут выбирать, жить им во Христе или нет. Эта традиция сохраняется по сей день протестантами. Православным же остается уповать на то, что, если для администраторов Церкви младенцы, не получившие крещения — «лица без определенного места жительства», конечная инстанция, дающая им прописку, от мнения грешных пастырей никак не зависит.