Русская линия
Труд Валерий Коновалов24.04.2007 

Крестик на груди и в анкете
Что крепче — штамп в паспорте или супружеский венец в храме? Чем отличаются семьи верующих и неверующих? Ответы на такие вопросы зачастую непредсказуемы

В этом убеждают результаты уникального социологического исследования, проведенного недавно в рамках совместного проекта Института общественного проектирования, журналов «Фома» и «Эксперт».

Конечно, само по себе венчание, например, может быть и просто данью моде. Так что формальные признаки для сравнения тут не всегда пригодны. Но критерии, которыми руководствовались авторы исследования, представляются вполне убедительными.

— Мы взяли для сравнения семьи активных православных, то есть тех, кто посещает религиозные службы чаще, чем раз в месяц, и семьи тех, кто считает себя неверующим, — объяснял социолог Михаил Тарусин. — У тех и других есть дети до 18 лет, то есть определенный социальный резерв.

Исследование, о котором рассказывал Тарусин, уникально в том смысле, что в точных категориях о нынешней православной семье вообще мало что известно. Есть какие-то данные вековой давности или современные предположения, которые не всегда и не во всем совпадают с реальностью. Ведь еще недавно православная вера считалась у нас уделом старушек, а семья, соблюдавшая церковные каноны, ассоциировалась большей частью со старообрядцами. Во всяком случае, приверженцы церкви считались менее продвинутыми в социально-политической жизни, менее активными и успешными в профессии, карьере. Понятно, что теперь ситуация сильно изменилась. Но как?

Участникам исследования, а их было 15 000, предложили множество разнообразных вопросников, которые помогли бы создать обобщенную картину семьи — как воцерковленной, так и неверующей. Картина эта получилась весьма далекой от расхожих стереотипов. Крестики, которые ставили в анкетах люди с крестами на груди, характеризуют их как социально развитый современный слой общества. Они обнаружили себя не просто жизнеспособными, а более активными и целеустремленными гражданами, практически авангардом среди различных социальных групп.

Так, согласно данным этого исследования верующие хотят иметь больше детей в семье и более нацелены на образование своих детей, в том числе платное. Сама семья выглядит у православных гораздо прочнее и многолюднее, чем у неверующих, — 25 против 18 процентов семей, где живут пять человек и более.

Вот еще любопытный показатель. Среди православных почти в два раза больше людей, занятых частным предпринимательством. Они больше читают, более мотивированы в карьере, лучше адаптированы к современным условиям жизни.

Гражданская активность среди верующих выражена отчетливее. На вопрос «как вы оцениваете возможность для себя лично участвовать в различных общественных движениях?» — отвечают «это необходимо» и «это возможно» 29 процентов православных и лишь немногим более 19 процентов неверующих.

Что же касается семейных ценностей, то они во многом схожи у разных групп. Разница вот в чем. Наряду с ценностями трудолюбия, порядочности и интеллекта, на первом месте у верующих стоят ценности доброты и милосердия.

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200 704 240 700 303


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика