Пресс-служба Псковской епархии | 21.04.2007 |
Святые жены сопровождали Господа, служили Ему от своих имений, своими средствами, были с Господом на Голгофе, при снятии Господа со Креста и при Его погребении. Они же спешили ко Гробу и первыми узнали о Воскресении Христовом.
Неделя Жен Мироносиц находится не случайно в третьей Неделе от Пасхи: здесь вся мысль Церкви указать людям на истину Воскресения. Во вторую Неделю от Пасхи, в Антипасху воспоминается блаженное Фомино неверие.
Когда мы видим Фому, который исповедует Господа Воскресшего, который готов от всего сердца уверовать, но ищет истинных доказательств воочию. Третья Неделя по Пасхе посвящена людям, которые были свидетелями погребения Христова.
Это не только Жены Мироносицы. На первом месте здесь Иосиф Аримафейский и Никодим. Церковь этими свидетелями указывает на фактическую истинность погребения: были явные свидетели, документально подтверждено погребение печатью Каиафы, печатью синедриона.
Вот здесь при погребении мы видим мужественные решения Иосифа и Никодима, которые под зорким наблюдением фарисеев погребали Господа. Синедрион зорко наблюдал за происходящим: участие в погребении Господа Иосифа -мужественный поступок человека, происходившего из среды синедриона, фарисейской среды, тех людей, которые распинали Христа, казнив Его самой позорной смертью, чтобы не было последования Христу.
Иосиф решается пойти просить Тело Иисуса Христа у Пилата, игемона, имеет такое мужество, и не боится преследования иудеев, ненавидящих Христа. Этот поступок удивителен тем, что Иосиф еще не знает, что Христос воскреснет, но он готов отдать не только свой гроб и понимает, что за этот шаг он может пострадать и лишиться жизни, может быть извергнут из синагоги.
В нем нет страха иудейска, и своим поступком он исповедует свою веру в Господа, свою любовь и надежду. Но о Воскресении Господа пока не знает никто: ни апостолы, ни Иосиф, ни Жены Мироносицы, которые идут следом, чтобы помазывать Тело Иисуса во Гробе.
Жены Мироносицы тоже были свидетелями погребения, видят положение Его во гроб, и готовы послужить последним — помазыванием Тела Иисуса. Это тоже мужество — спешить ко Гробу распятого, зная, что там привален тяжелый камень, поставлена печать и охраняет стража, а кругом ненавистники, возможно наказание за открытие Гроба, но страха нет.
Они готовы пострадать ради любви к Учителю, своему Господу.
Они покупают миро и ждут по заповеди субботнего дня. В первый день по субботе, прежде вошествия солнца, «зело рано», они приходят ко Гробу и несут с собой миро, чтобы им умастить Тело Иисусово.
Поэтому они и называются Мироносицами. Но в помазывании Господь уже не нуждается, Он воскресает до помазывания, и Жены являются свидетелями открытого Гроба, от которого уже отвален камень и возле него уже нет стражи. Тогда Мария Магдалина, плача вопрошала: «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. XX, 14.)
Первому, кому открылся Господь, он открылся Марии Магадалине, бесноватой женщине иудеянке, которую Он исцелил навеки.
Не апостолы проповедуют вселенной, но женщины проповедуют апостолам. Не апостолы пошли с благовониями ко Гробу Господа, чтобы помазать Тело своего Учителя, за них это сделали Жены Мироносицы.
За них же они получили первую для мира весть о Воскресшем Христе. Как видим, не за достоинство служения дает Господь любовь Свою, но за достоинство любви.
Этим Господь вразумляюще нам всем показывает: первым в рай входит разбойник, смиренные женщины первыми благовествуют Евангелие, благовествуют самим благовествователям.
Первое благовестие миру о Воскрешении совершается Мироносицами не по слабости апостолов, а из-за внутренней силы и из-за значительности самого события. Апостолам нужна подготовка, отчаяние смерти не могло сразу перейти в безмерную радость Воскресения.
И Господь, спасая учеников от необходимости пережить такой переход, призывает Мироносиц и возлагает на них женственное, более непосредственное естество бремени первой встречи мира с прославленным на земле Богом. Все явления Господа женщинам — подготовка апостолов к встрече с Воскресшим. Сам Господь повелевает через Ангелов своих пойти Мироносицам к апостолам и сказать о случившемся.
Епископ Кампанский Мефодий говорил, что подобно святым Женам Мироносицам и святым Иосифу и Никодиму следуют все те, кто служит Господу, Его Телу — Святой Церкви, кто от имений своих, кто трудами и талантами: «Чувствуют ли это поющие? Понимают ли, что пением своим Господу служат, приносят ему миро, становятся в ряд Жен Мироносиц? Чувствуют ли все труженики церковные и жертвователи, Кому они служат и Кому несут свои жертвы?»
Мужественность женщин, их старания о храме особенно видны в их служении Церкви, Богу. В это третье воскресение от Пасхи мужчины воздавали должное благодарение женщине за служение в храме, в семье, детям, мужу — и через это служение самому Господу.
Этот праздник всегда праздновался достойно, но ныне в традиции народной он утрачен, его помнят и любят только православные. Женщина в этот день именинница, она тоже мироносица и старается по силе своих возможностей послужить Богу.
Мироносицам женам при гробе представ ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. Но возопийте: воскресе Господь, подая мирови велию милость.
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2879