Русская линия
Гудок Елена Кудрявцева20.04.2007 

Церкви снова отделят от школ
Общественный совет (ОС) при Министерстве образования и науки РФ поставил точку в давнем споре по изучению в российских школах религиозных основ

Совет предложил министерству ограничиться преподаванием в школах единого курса «Религии мира» по специально разработанному Российской академией наук учебнику. Как заявил член совета академик РАН Александр Чубарьян, предмет должен быть сугубо культурологический. «Учитывая, что у нас многоконфессиональное государство, нужно добиваться, чтобы преподавание не содействовало расколу в школе между учащимися, поскольку их родители могут придерживаться разного вероисповедания или вообще быть атеистами», — подчеркнул он.

О необходимости религиозного компонента в школьном образовании, в частности преподавания Закона Божьего, руководство Русской православной церкви стало говорить в середине 90-х годов. Чтобы исключить возможные вопросы со стороны правозащитников, обязательный для изучения предмет предложили назвать «Основы православной культуры». Председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл высказал идею ввести предмет в школьную программу в качестве «регионального компонента», исключив тем самым контроль со стороны федерального центра. Что и было сделано.

В результате, по данным Минобрнауки, в прошлом году в 35 регионах страны религию изучали до тысячи школьников, в 17 регионах — по несколько тысяч, в восьми — преподавание велось полномасштабно. В школах Белгородской, Калужской, Смоленской и Брянской областей «Основы православной культуры» с 1 сентября стали обязательным предметом. Однако расторопность региональных чиновников от образования вызвала протест у представителей различных конфессий.

На недавно прошедшем Совете по науке при президенте РФ академик РАН Виталий Гинзбург озвучил Владимиру Путину эту проблему: «Меня пугает изучение в школе религий с участием конфессий, так как официально у нас церковь отделена от государства». В итоге было решено создать смешанный курс по изучению традиционных для России религий.

Однако, по мнению академика Чубарьяна, «мы еще не готовы ввести полноценный курс по проблемам религии, потому что нет стандарта по преподаванию этого предмета, учебных планов, пособий, преподавателей».

Тем не менее времени на раздумья у Минобрнауки нет. Как сообщил «Гудку» член ОС, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, уже к августовскому ежегодному совещанию министерство должно будет отработать соглашение между конфессиями и межрегиональными организациями по преподаванию «Религий мира». «Отдельные предметы одной конфессии, — уточнил он, — должны быть исключены. Преподавание основ православной или исламской культуры возможно только на факультативной основе, по добровольному принципу или за пределами светского учебного заведения, например в воскресных школах».

Рекомендации Общественного совета с одобрением восприняли представители всех религиозных конфессий, за исключением православной. Епископ Бронницкий Амвросий от имени Московской патриархии заявил, что церковь будет настаивать на преподавании «Основ православной культуры» в обязательном федеральном компоненте. «Православие явилось основой русской культуры, и ее преподавание не нарушает прав других конфессий», — отметил он.

Чтобы, по словам г-на Адамского, «исключить какие-либо спекуляции» на этот счет, уже к началу следующего учебного года вопрос о появлении нового культурологического предмета должен быть решен.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:

— Там, где нормально преподают историю православия и есть хорошие учебники — никаких проблем не возникает. Возьмите православную энциклопедию — в ней блестящие статьи по истории мусульманства, буддизма и других религий. Получается, вся суть — в названии. Если бы тот же курс назвали «Историей религий», то напряженность в обществе, на мой взгляд, была бы снята. Ведь сам предмет — культурологического плана и ничем не напоминает «Закон Божий». И в этой ситуации я не могу согласиться с тем утверждением, что преподавание предмета должно нести начало веры, иначе не будет нравственности. Даже атеистическое воспитание предполагает наличие нравственных норм и моральных принципов. Я считаю, что оценку многих содержательных вещей должно давать общество. В этом важном вопросе я буду в максимальной степени учитывать рекомендации Общественного совета. Его создавали с единственной целью, чтобы он был не под министерством, а над ним.

http://www.gudok.ru/index.php/47 022


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru