Итоги | Дмитрий Серков | 20.04.2007 |
Под землей
Найти Алексиево-Сергиевскую пустынь не составило большого труда. Проселочная дорога вывела нас прямо к деревянной часовенке, окруженной дубравой. Здесь же мы обнаружили троих мужчин, о чем-то тихо беседовавших с монахом, который оказался настоятелем монастыря. Отец Андрей давал указания трудникам, добровольно помогающим вести хозяйство. Пришлось отвлечь его от дел и попросить стать нашим провожатым.Пока спускались в подземную обитель по винтовой лестнице, я не мог не спросить игумена:
— Не глубоко ли вы забрались, чтобы возносить свои молитвы небесам?
— Божья благодать распространяется всюду: и на земле, и под землей, — ответил отец Андрей. Недаром, наверное, в давние времена монахи-затворники, основавшие эту обитель, жили в кельях, устроенных под землей. Казалось бы, сырость и холод могут быстро погубить, однако иноки доживали до восьмидесяти, а то и до девяноста лет. Кто-то скажет: положительная аура, целебное дыхание земли, а по-моему — Господь даровал им здоровье.
Наша беседа гулко отдавалась от глиняных сводов, незаметно мы достигли самой нижней отметки монастыря — минус 11 метров. Нависший потолок заставил склонить головы перед входом в алтарное помещение, где догорали свечи. Попривыкнув к полумраку, можно было уже лучше разглядеть грубые стены, увешанные иконами. «Мы проводим в подземелье только короткие церковные службы, — поясняет отец Андрей, — пожилым людям непривычно находиться на ногах долгое время, а у нас здесь пока и присесть негде».
Далее проход шириной около полуметра ведет в небольшое замкнутое помещение, где в вырытой стенной нише установлен образ Спасителя. В этом месте, как мне объяснили, находилась монашеская келья. «Пригнись», — неожиданно раздался рядом голос. Это отец Андрей предостерег спустившегося следом за нами молодого послушника Амвросия. Звуки в монастырском подземелье распространяются довольно странным образом: в какой бы части его вы ни оказались, слышимость везде одинаковая. «Во время службы, когда вниз спускается много прихожан, можно отчетливо понять каждое слово молитвы, даже если вы стоите в другом конце подземного коридора, — поясняет отец Андрей. — Как подвижники, основавшие монастырь, выбрали это место, никому не известно, но его уникальность очевидна». Она, например, еще и в том, что при входе в подземелье на стенах небольшой часовни можно увидеть капельки влаги, а внизу нет вообще следов конденсата или просочившейся воды. Да и дышится здесь, несмотря на такую глубину, гораздо свободнее, чем наверху. Ну разве что с непривычки закладывает уши.
Чудеса без рецепта
За монашеской трапезой иноки поведали историю этого уникального места. По одному из преданий, монастырь основали в XVIII веке неизвестные затворники. Они вырыли в глухом лесу пещеру, где молились до конца своих дней о спасении мира. Удивительно, но Алексиево-Сергиевская пустынь никогда не была зарегистрирована ни в одной епархии.Другая легенда гласит, что после Пугачевского бунта 1773−1775 годов в здешних лесах скитались бунтовщики в большом количестве. Скрываясь от возмездия, они вышли к удаленной от мирской суеты пещере и попросили у монахов убежища. «Наши предшественники не смели отказать людям, даже если на них лежали тяжкие грехи, — объясняет монах Гермоген, — потому что Господь может явиться к нам в любом обличье и попросить помощи, тем самым проверив нашу праведность». Появление опасных соседей не осталось незамеченным, и жители Сердобского уезда донесли о них властям. На место не замедлил прибыть карательный отряд. Солдаты не стали разбираться, кто есть кто, а изрубили в куски всех обитателей подземелья.
Второе рождение монастырь получил лишь в начале XX века благодаря деяниям монаха, которого, как и нынешнего, рекли отцом Андреем. До нашего времени дошли сведения о творимых им чудесах и пророчествах. Есть свидетельства некой Дарьи Лепещенко, которая в 1910 году приезжала в монастырь получить благословение на замужество. Священник пророчил, что в России грядут тяжелые времена, и предостерегал женщину, что, выйдя замуж, она пропустит их через свое сердце. Провидец не благословил сельскую жительницу, советовал ей переждать смуту. Но та ослушалась, замуж вышла. И получилось все так, как предсказывал старец: в революцию она потеряла мужа, а Великая Отечественная забрала у нее двух сыновей.
Еще одна женщина, имя которой осталось неизвестным, якобы обратилась к старцу за исцелением от чахотки. Приехав в монастырь вместе с дочерью, она узнала от инока, что ее проблемы вскоре уйдут, но она потеряет ребенка. Вернувшись домой, женщина почувствовала себя лучше, а через два дня ее дочь заболела и умерла.
Однако самым известным деянием старца было изгнание из прихожан бесов. В православии этот обряд называют отчиткой, а в католицизме — экзорцизмом. Даже когда старец Андрей стал совсем немощным и потерял зрение, он все равно продолжал принимать страждущих. После его смерти вплоть до наших дней на могилу монаха приходили люди и забирали с собой землю, которая, как считается, приносит исцеление. «За неделю холмик над могилой священника исчезал, — сетовали монахи, — и потому нам пришлось перезахоронить его в подземном монастыре».
Родственники старца рассказывали, что, когда монастырь закрывали, он утешал братию, говоря, что придут иные времена и обитель возродится благодаря стараниям его тезки. Так и вышло.
Земное и небесное
Современный монастырь действительно стал возрождаться благодаря стараниям отца Андрея, который пришел сюда два года назад и сразу же приступил к реконструкции подземной обители. И перво-наперво в катакомбах развернулись настоящие археологические изыскания. Краеведы обнаружили здесь остатки древних сооружений, предметы культа, утварь. На выходе из часовни наткнулись на старый колодезный сруб. «Скорее всего в этом месте находился источник, который мы решили обязательно расчистить», — рассказал нам один из прихожан монастыря Сергей Васин.Уж коль ранее речь зашла о Пугачевском восстании, то мы просто не могли не задать монахам вопрос по поводу пресловутого золота бунта, которое ищут по всей России. Иноки переглянулись и расплывчато сообщили: «Может быть, где-нибудь в засыпанных ходах и осталась какая-то церковная утварь. Но, пожалуй, самое ценное, что можно здесь обнаружить, — это икона Казанской Божией матери. Поживем — увидим». Кстати, этим летом в обитель собираются наведаться специалисты спелеологического клуба МГУ, которые проведут георадарное зондирование Сазань-горы и установят масштабность подземных сооружений. Но то, что не все галереи раскопаны, это факт, подтверждаемый пещерными выходами, обнаруженными в километре от монастыря с другой стороны горы. Если спелеологи докажут наличие разветвленной подземной сети, то обитель сможет смело претендовать на звание самого большого катакомбного монастыря Европы.
Алексиево-Сергиевская пустынь, как уверяют прихожане, наделена особой благодатью. Люди приезжают сюда, чтобы найти избавление от того или иного недуга. В народе ходят истории о том, как кто-то вылечил здесь глаза, другой избавился от грыжи, а третий и вовсе избежал операции по коронарному шунтированию артерий сердца, вдруг в одночасье выздоровев. В принципе науке известна целительная сила подземелий. В них формируются особые микроклимат, температура, влажность, химический состав воздуха. Все это создает антибактериальную и противовоспалительную среду. Однако есть и нечто иное — то, что монахи называют Божьей благодатью. Ученые же, исследовавшие здешние пещеры, нашли феномену свое определение — квантово-энергетическая подпитка. «В подземелье присутствует некий X-фактор, который напрямую связан с энергетикой человека, — считает доктор медицинских наук, академик РАЕН Павел Горбенко. — Дело в том, что организм человека является квантово-механическим телом, выделяющим и потребляющим энергию и информацию. Подземелье представляет собой уникальный природный квантовый генератор, концентрирующий и отражающий энергию, идущую из глубины Земли. „Дыхание Земли“ оказывает мощное энергоинформационное воздействие на здоровье человека».
Под спудом традиций
Зачем строить церкви и кельи под землей, когда гораздо удобнее делать это на поверхности? Почему монахи обрекают себя на существование в темных и холодных пещерах, если можно жить на поверхности, радуясь теплу и солнечному свету? Традиция создания культовых центров под землей имеет очень глубокие корни и присуща многим народам и религиям. Например, римские каменоломни в свое время служили убежищем для преследуемых властями первых христиан. Именно они стали одной из причин появления традиции культового пещеростроительства на Руси и в других странах христианского мира. Впрочем, строили подземные храмы и гораздо раньше. Известны пещерные храмы-усыпальницы Петра в Иордании, монастыри и буддийские храмы в Индии, погребальные склепы и скальные церкви в Каппадокии. Для того чтобы ответить на второй вопрос, можно напомнить, что монах — это, собственно, тот, кто в идеале не должен сталкиваться с миром, непрестанно беседуя с одним Богом. Уходя под землю, монахи тем самым как бы заживо хоронили себя в ими же вырытых могилах — кельях. А когда наступала настоящая смерть, пещеры принимали их тела на вечное хранение. Поэтому каждый пещерный монастырь — это своеобразный подземный некрополь… Перед самым отъездом решил попрощаться с отцом Андреем. Но его мобильный телефон сообщил: «Абонент временно недоступен». Видимо, святой отец снова спустился под землю за благодатью.Сердобск — Москва
ВРЕЗ: ТРАДИЦИЯ
Уходим под землю
Подземное затворничество было известно во все времена. Но что заставляло людей уходить в катакомбы? Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии:
— В мире существует большое количество подземных монастырей. Эта традиция пришла с Востока, где люди уходили под землю в первую очередь для того, чтобы спастись от зноя. Согласитесь, гораздо приятнее совершать молитвы в тишине и прохладе. Затем монахи стали уходить в катакомбы, чтобы не соприкасаться с искушениями. Мирские соблазны были и остаются, и люди верующие таким образом оберегают свой взор и слух.
Цырен-лама, монах буддийского дацана в Бурятии:
— Уход под землю практиковался во всех религиях. Тибетские ламы, добровольно заточая себя, добивались благодаря изоляции и особым восточным практикам раскрытия удивительных способностей и просветления.
Александр Никонов, председатель Атеистического общества Москвы:
— В первую очередь монахов загоняло под землю преследование властей. Они рыли катакомбы и становились подпольщиками, руководствуясь чувством страха и упрямством.
http://www.itogi.ru/Paper2007.nsf/Article/Itogi_200704_1501_4806.html