НГ-Религии | Дмитрий Хаустов | 18.04.2007 |
Португальский парламент, в котором большинство составляют социалисты, одобрил закон 8 марта. За месяц до этого вопрос о либерализации законодательства об абортах был вынесен на всенародный референдум, признанный впоследствии недействительным из-за низкой явки (40% при необходимых 50%). Так или иначе, результаты референдума (59% человек высказались за либерализацию законодательства) насторожили иерархов Католической Церкви Португалии, а действиям социалистов дали «моральную санкцию». По мнению португальского журналиста Жозе Мильязеша, с которым побеседовал корреспондент «НГР», социалисты продемонстрировали нерешительность: имея право принять закон без референдума, они решили еще раз заручиться поддержкой населения.
Казалось бы, что в этом странного, ведь Португалия — католическая страна, а право женщины на аборт — щепетильная этическая проблема?! Однако, как показывают социологические исследования, роль Католической Церкви в жизни португальцев преувеличена. 90% жителей страны крещены в Католической Церкви, но богослужения регулярно посещают менее 30%. И высокий процент голосовавших за смягчение законодательства об абортах — тоже показатель: между этикой «среднестатистического» португальца и католическим этическим консерватизмом не следует ставить знак равенства. Влияние Церкви возрастает, когда у нее есть реальный политический инструмент воздействия на общество, например, консервативное большинство в парламенте. Сегодня в Португалии совсем другая ситуация.
«Референдум по абортам стал для Католической Церкви в Португалии самым тяжелым поражением со времен восстановления демократии в 1974 г.», — написала в феврале газета Publico. Имеется в виду год падения режима Марселу Каэтану. При нем и его предшественнике Антониу Салазаре консервативный католицизм был едва ли не государственной идеологией. За последние 30 лет картина существенным образом изменилась. И сегодня уже секретарь Конференции католических епископов Португалии епископ Карлуш Азеведу призывает бороться с абортами, принимая во внимание их социальную обусловленность. Социальная поддержка и повышение уровня образования простых португальцев создадут условия, при которых женщине не придется делать аборт, считает епископ. Гневная проповедь с амвона, запреты, игнорирующие реальные условия жизни португальцев, уже не метод, и в Церкви это начинают понимать.
Бывший президент Португалии Мариу Соареш считает, что католический епископат страны «менее ретрограден» по сравнению с испанским. Так или иначе, португальские женщины, желающие сделать аборт, до недавнего времени были вынуждены ездить именно в Испанию. Теперь же испанские клиники открывают свои филиалы в крупных португальских городах. Бывшие форпосты консервативного католицизма сдают свои позиции. Церкви же остается лишь адаптироваться к меняющимся условиям и выбирать новую модель поведения.