НГ-Религии | Алексей Шмырев | 18.04.2007 |
Патриарх обычно не затрагивает политическую проблематику — все-таки Пасха считается «праздником праздников» в христианском мире. Тем не менее на каждую Пасху — свой «сюрприз». Например, в 2004 году Алексий II неожиданно зачитал пасхальное приветствие «иерархам, клиру и пастве Русской Православной Церкви Заграницей» (сегодня, спустя три года, объединение с РПЦЗ практически завершено). В 2005-м Патриарх говорил о 60-летнем юбилее Победы в Великой Отечественной войне. В 2006-м — о «сотрудничестве со светской властью на благо людей».
На сей раз Алексий II вновь говорил о церковном возрождении, которое происходит «в обществе, где еще совсем недавно отрекались от Бога, а затем немало сил положили в погоне за ложными благами мира сего… Во всех сферах жизни нашего общества — в экономике, в политике, в семье — укрепляется понимание необходимости строить жизнь на основах христианской нравственности».
Со своим пасхальным обращением выступил и глава Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Митрополит Корнилий (Титов). Будучи далек от политики, он пожелал своей пастве «твердого и мужественного стояния в вере» и «укрепления телесных сил на всякое благое дело».
«Цены на нефть и газ, золото и бриллианты, лес и т. д. будут изменяться. Но никогда не обесценится истина Воскресения — триумф Божия милосердия, последняя надежда человечества», — сказал в своей пасхальной проповеди глава католической архиепархии Божьей Матери Тадеуш Кондрусевич. Он также обрушился с критикой на «современный релятивистский и либеральный мир», который «уповает лишь на достижения разума и развитие науки», забыв о христианских ценностях.
Какими словами приветствовали верующих христианские лидеры соседних с Россией стран? Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II в пасхальном обращении коснулся темы «народной дипломатии» в связи со своим визитом в Москву в начале марта. «Политическая напpяженность между Гpузией и Россией не должна пеpеpасти в пpотивостояние между наpодами, в пpедотвpащении такого pазвития событий огpомную pоль может сыгpать Цеpковь», — заявил Илия II.
Пасхальное обращение Католикоса всех армян Гарегина II также было насыщено актуальными политическими проблемами. Центральной темой стал вопрос о геноциде армян в Османской империи в 1915 году и отношения с Турцией. «Политика отвержения факта геноцида является причиной физических, культурных и новых духовно-моральных геноцидов, — заявил Гарегин II, обращаясь к своей пастве. — Безнаказанность преступления неизбежно порождает новые. Геноциду армян последовал Холокост, а также геноциды в Руанде и Дарфуре. Несколько дней назад, когда в душе нашего народа еще не зажила рана от убийства Гранта Динка, турецкие власти, завершив реставрацию церкви Святого Креста на Ахтамаре, превратили многовековую армянскую святыню в музей».
На Украине Пасха пришлась на период острого внутриполитического кризиса. «Политика не должна посеять плевелы ненависти и злобы в наши сердца», — заявил 4 апреля предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополит Владимир (Сабодан). В то же время он признал, что «нынешняя Страстная неделя стала по-настоящему страстной». В своем пасхальном обращении митрополит Владимир отдельной строкой обратился «к властям и воинству богохранимого Украинского государства». «Свет Христова Воскресения да озарит сердца всех наших соотечественников, изгоняя дух разобщения и раздоров», — заявил глава УПЦ МП.
В то же время Патриарх Филарет (Денисенко), глава непризнанной в православном мире Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), еще 5 апреля назвал позицию президента Виктора Ющенко «наилучшим выходом из сегодняшней ситуации». При этом он отметил, что «Церковь не вмешивается в политику, но не может стоять в стороне и не реагировать на нарушения морали». Поздравляя с Пасхой президента Виктора Ющенко, Верховную Раду, правительство и Вооруженные силы Украины, Патриарх Филарет призвал «обновить духовные силы для блага образования в Украине единой Поместной Украинской Православной Церкви». Этот проект, курируемый секретариатом президента, стал в последнее время предметом ожесточенных споров (см. «НГР» N 5 от 21.03.2007).
Любопытно, что пасхальный благодатный огонь был доставлен на Украину из Иерусалима дважды. «Первый огонь» был передан Иерусалимским Патриархом Феофилом III наместнику Киево-Печерской лавры архиепископу Павлу вместе с пасхальным посланием митрополиту Владимиру (Сабодану). «Второй огонь» чуть позже доставила в Киев делегация во главе с Петром Ющенко (братом президента Украины), в которую вошли представители УПЦ КП, Украинской Автокефальной Православной Церкви, греко-католической и римско-католической общин Украины. В пресс-службе УПЦ МП незамедлительно усомнились в благодатности пасхального огня, доставленного официальной делегацией. Таким образом, украинский раскол отразился даже на пасхальных торжествах.
В Молдавии верующих с Пасхой поздравлял митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян). Он призвал священнослужителей «способствовать благосостоянию Церкви» и «заботиться о молодежи». Не забыл митрополит Владимир и о руководстве страны, поблагодарив его за «возможность благословлять брызгами священного огня эти края, пропитанные православием».
А вот пасхальное обращение митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) не содержало в себе и тени намека на политику. Патриарший экзарх в Белоруссии лишь напомнил о том, что нынешний год объявлен в этой стране Годом ребенка. Какой контраст с политическими бурями в соседней Украине!